Упр.10 ГДЗ Рыбченкова Александрова 7 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 10 Прочитайте фрагменты текста. Как вы думаете, реальные или вымышленные ситуации речевого общения описаны в них? Своё мнение обоснуйте.1) Послушайте, мой друг, —...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Загоровская 7 класс, Просвещение:
10 Прочитайте фрагменты текста. Как вы думаете, реальные или вымышленные ситуации речевого общения описаны в них? Своё мнение обоснуйте.
1) Послушайте, мой друг, — обратился я к лакею.
Но он громыхнул саблей и возразил:
Я церемониймейстер...
Очень рад, — сказал я, — но объясните мне...
Когда его величество выйдет и поздоровается с вами, что вы ему скажете? — спросил он, прерывая меня.
«Здравствуйте!» — ответил я.
Это будет дерзко! — внушительно предупредил он меня и стал учить, как нужно отвечать королю.
2) Я поклонился королю, мой спутник отдал честь, его величество милостиво пошевелило усами.
Чем я могу осчастливить вас? — спросило оно торжественным голосом.
Я пришёл, чтобы испить несколько капель бессмертной влаги из океана вашей мудрости, ваше величество! — ответил я.
— Надеюсь, я не стану после этого глупее? — остроумно заметил король.
— Это невозможно для вас, ваше величество! — почтительно поддержал я его тонкую шутку.
(По М. Горькому)
1. Поняли ли друг друга участники первого диалога? Совпадают ли намерения, цели речевого общения героев? Наступило ли между ними взаимопонимание? Как вы думаете, почему?
2. Охарактеризуйте прочитанные фрагменты с точки зрения особенностей речевых ситуаций, описанных в них.
3. Сравните речь героя-повествователя в 1-м и во 2-м фрагментах. Изменилась ли она? Объясните почему.

1. Участники первого диалога не поняли друг друга. Церемониймейстер не поздоровался со своим собеседником, потому что тот обратился к нему «мой друг», затем ответил на вопрос вопросом, и в итоге стал вести разговор на совершенно отдалённую тему. Цели речевого общения у участников диалога оказались разные, поэтому взаимопонимание не наступило.
Во втором диалоге между говорящими устанавливается взаимопонимание, они шутят, общаются вежливо, делают комплименты.
2. 1-й диалог. Описание речевой ситуации:
Кто говорит? – церемониймейстер, герой-повествователь.
Зачем говорит? – цели у собеседников разные: герой-повествователь пытается задать интересующий его вопрос с целью получения нужной информации, а церемониймейстер говорит, чтобы научить, как нужно правильно обращаться к королю.
Как говорит? – герой-повествователь говорит вежливо, доброжелательно, на равных. Лакей говорит возмущённо, громко.
3. Речь героя-повествователя в 1-м и во 2-м фрагментах почти не изменилась. Он очень вежлив, приветлив, доброжелателен. Однако чувствуется, что меняется ситуация общения: с церемониймейстером герой более раскован, говорит на равных, а с королём более учтив, уважителен.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением