Упр.10 ГДЗ Рыбченкова Александрова 7 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2018)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Загоровская 7 класс, Просвещение:
10 Прочитайте текст. Объясните значение выделенного слова.
Бараба(п, пп)ой ро(с, сс)ыпыо, пулемётной дробью пр..стучали крышки парт, ученики по(д, т)хватили портфели, кое-как п..кидали туда учебники и, как пехотинцы с криком в атаку, бросились из школы на улицу.
Кон(?)чился последний урок первой четверти!1
Гуляй1, двосч(?)ники и троеч(?)ники, отлич(?)ники и хорошисты, веселись, неслыханные коловики!
Только во втором классе не слышно было криков и веселья. Здесь стояла та самая тишина, которую3 называют мёртвой. Выпрямив спины, сидели второкла(с, сс)ники па своих местах, и сидели так ровно, так чисто и хорошо, что даже самый придирчивый3 человек (не)мог бы сказать, что вот, дескать, они «плохо сидят».
(Ю. Коваль)
Коловик – те, кто учатся на единицы (отметка в школе).
1. Найдите в тексте примеры слов самостоятельных частей речи: имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов.
Барабанной (прилагательное) россыпью, (существительное) пулемётной (прилагательное) дробью (существительное) простучали (глагол) крышки (существительное) парт, (существительное) ученики (существительное) подхватили (глагол) портфели, (существительное) кое-как покидали (глагол) туда учебники (существительное) и, как пехотинцы (существительное) с криком (существительное) в атаку, (существительное) бросились (глагол) из школы (существительное) на улицу. (существительное)
Кончился (глагол) последний (прилагательное) урок (существительное) первой (порядковое числительное) четверти! (существительное)
Гуляй, (глагол) двоечники (существительное) и троечники, (существительное) отличники (существительное) и хорошисты, (существительное) веселись, (глагол) неслыханные (прилагательное) коловики! (существительное)
Только во втором (порядковое числительное) классе (существительное) не слышно было (глагол) криков (существительное) и веселья. (существительное) Здесь стояла (глагол) та (указательное местоимение) самая (определительное местоимение) тишина, (существительное) которую (относительное местоимение) называли (глагол) мёртвой. (прилагательное) Выпрямив спины, (существительное) сидели (глагол) второклассники (существительное) на своих (притяжательное местоимение) местах, (существительное) и сидели (глагол) так ровно, так чисто и хорошо, что даже самый придирчивый (прилагательное) человек (существительное) не мог (глагол) бы сказать, (глагол) что вот, дескать, они (личное местоимение) «плохо сидят». (глагол)
2. Найдите в тексте предложение с обращением.
Гуляй, двоечники и троечники, отличники и хорошисты, веселись, неслыханные коловики!
3. Найдите в тексте средства выразительности. Какова их роль?
Эпитет:
- неслыханные (коловики)
Метафора:
- мёртвая тишина
Сравнение:
- как пехотинцы с криком в атаку
Данные средства выразительности делают текст более образным и ярким.
4. Выпишите слова с орфограммами, объясните их написание.
Барабанной (удвоенная согласная на стыке корня и суффикса: барабан- + -н-) россыпью, (удвоенная согласная на стыке приставки и корня: рос- + -сып-) пулемётной дробью простучали (неизменяемая приставка про-) крышки парт, ученики подхватили (неизменяемая приставка под-) портфели, кое-как покидали (неизменяемая приставка по-) туда учебники и, как пехотинцы с криком в атаку, бросились из школы на улицу.
Кончился (сочетание нч пишется без мягкого знака) последний урок первой четверти!
Гуляй, двоечники (сочетание чн пишется без мягкого знака) и троечники, (сочетание чн пишется без мягкого знака) отличники (сочетание чн пишется без мягкого знака) и хорошисты, веселись, неслыханные коловики!
Только во втором классе не слышно было криков и веселья. Здесь стояла та самая тишина, которую называли мёртвой. Выпрямив спины, сидели второклассники (словарное слово) на своих местах, и сидели так ровно, так чисто и хорошо, что даже самый придирчивый (словарное слово) человек не (частица не с глаголами пишется раздельно) мог бы сказать, что вот, дескать, они «плохо сидят».
Синтаксический разбор предложения:
Кончился последний урок первой четверти!
Предложение повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
Фонетический разбор слова:
Гуляй
1. Гуляй – гу-ляй (2 слога; 2-й слог ударный).
2. Гуляй – [гул’ай’]
3. В слове 5 букв: 2 гласных и 3 согласных.
4. Звукобуквенный анализ:
г – [г]: согласный, звонкий парный, шумный, твёрдый парный
у – [у]: гласный, безударный
л – [л’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий парный
я – [а]: гласный, ударный
й – [й’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный
5. В слове 5 звуков: 2 гласных и 3 согласных.
Морфологический разбор слова:
Которую
1. Которую – местоимение (указывает на предмет, не называя его, и отвечает на вопрос что?).
2. Начальная форма: который.
3. Постоянные признаки:
- относительное
4. Непостоянные признаки:
- единственное число
- женский род
- винительный падеж
5. В предложении является дополнением (называют (что?) которую).
Придирчивый
1. Придирчивый – имя прилагательное (обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой?).
2. Начальная форма: придирчивый.
3. Постоянные признаки:
- качественное
4. Непостоянные признаки:
- полная форма
- единственное число
- мужской род
- именительный падеж
5. В предложении является определением (человек (какой?) придирчивый).
10 Прочитайте фрагменты текста. Как вы думаете, реальные или вымышленные ситуации речевого общения описаны в них? Своё мнение обоснуйте.
1) Послушайте, мой друг, — обратился я к лакею.
Но он громыхнул саблей и возразил:
Я церемониймейстер...
Очень рад, — сказал я, — но объясните мне...
Когда его величество выйдет и поздоровается с вами, что вы ему скажете? — спросил он, прерывая меня.
«Здравствуйте!» — ответил я.
Это будет дерзко! — внушительно предупредил он меня и стал учить, как нужно отвечать королю.
2) Я поклонился королю, мой спутник отдал честь, его величество милостиво пошевелило усами.
Чем я могу осчастливить вас? — спросило оно торжественным голосом.
Я пришёл, чтобы испить несколько капель бессмертной влаги из океана вашей мудрости, ваше величество! — ответил я.
— Надеюсь, я не стану после этого глупее? — остроумно заметил король.
— Это невозможно для вас, ваше величество! — почтительно поддержал я его тонкую шутку.
(По М. Горькому)
1. Поняли ли друг друга участники первого диалога? Совпадают ли намерения, цели речевого общения героев? Наступило ли между ними взаимопонимание? Как вы думаете, почему?
2. Охарактеризуйте прочитанные фрагменты с точки зрения особенностей речевых ситуаций, описанных в них.
3. Сравните речь героя-повествователя в 1-м и во 2-м фрагментах. Изменилась ли она? Объясните почему.
1. Участники первого диалога не поняли друг друга. Церемониймейстер не поздоровался со своим собеседником, потому что тот обратился к нему «мой друг», затем ответил на вопрос вопросом, и в итоге стал вести разговор на совершенно отдалённую тему. Цели речевого общения у участников диалога оказались разные, поэтому взаимопонимание не наступило.
Во втором диалоге между говорящими устанавливается взаимопонимание, они шутят, общаются вежливо, делают комплименты.
2. 1-й диалог. Описание речевой ситуации:
Кто говорит? – церемониймейстер, герой-повествователь.
Зачем говорит? – цели у собеседников разные: герой-повествователь пытается задать интересующий его вопрос с целью получения нужной информации, а церемониймейстер говорит, чтобы научить, как нужно правильно обращаться к королю.
Как говорит? – герой-повествователь говорит вежливо, доброжелательно, на равных. Лакей говорит возмущённо, громко.
3. Речь героя-повествователя в 1-м и во 2-м фрагментах почти не изменилась. Он очень вежлив, приветлив, доброжелателен. Однако чувствуется, что меняется ситуация общения: с церемониймейстером герой более раскован, говорит на равных, а с королём более учтив, уважителен.
Популярные решебники 7 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением