Упр.82 ГДЗ Александрова Загоровская 5 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 82. 1) Прочитайте текст и определите, с какой целью он создан. Что хотел доказать автор?Вот вам два крымских имени, расположенных на карте неподалёку друг от друга:...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Богданов 5 класс, Просвещение:
82. 1) Прочитайте текст и определите, с какой целью он создан. Что хотел доказать автор?
Вот вам два крымских имени, расположенных на карте неподалёку друг от друга: Херсонес и Севастополь. Любой языковед скажет вам, что оба они — греческого происхождепия. Вероятно, и созданы они были древними греками примерно в одно время?
Вообразите, ничего подобного. Глубокой древностью веет от имени Херсонес: когда Владимир Святославич, князь новгородский и киевский, во дни наших былинных богатырей взял этот город осадным сидением, он был уже стар, имел незапамятно древнюю историю.
Имя Херсонес, то есть « полуостров », дано этому пункту греками в глубокой древности. А вот про лежащий рядом Севастополь этого никак не скажешь. Тут нас подстерегают неожиданности. Да, бесспорно, сложное имя Севастополь распадается на два несомненно греческих слова. Сэбастос значило у греков «достойный поклонения, почестей»; полис означало «город». Но древние греки никогда нс основывали тут поселения с таким гордым именем. Имя это создано не в четырёхсотых годах до нашей эры, как имена других греческих колоний на нашем Юге, а в конце восемнадцатого века. Создано притом не древними греками, а современными русскими, хотя и на греческий лад. Во времена царствования Екатерины II на освобождённых от турок южных землях возникла мода давать новым поселениям греческие имена. Следуя этому приятному императрице обыкновению, именно так были названы и Симферополь (в переводе — «Пользоград»), и Ставрополь («Крестовый город»), и многие другие города. Так или иначе, в Крыму появился ряд искусственных, «под Грецию»,
названий мест. Мода эта, начавшись в XVIII столетии, держалась очень долго.
Выходит, что для решения топонимических вопросов мало хорошо знать язык. Надо ничуть не хуже знать историю; без её помощи чистое языковедение может, чего доброго, завести в тупик.
(По Л. Успенскому)
Автор хотел доказать, что вопросы топонимики нужно рассматривать с разных сторон.

2) Как вы понимаете выражение взять осадным сидением?
Взять осадным сидением – окружить и осаждать объект, создать блокаду, не позволяя противнику получать подкрепления и припасы.

3) Расскажите о князе новгородском и киевском Владимире Святославиче. Почему Русской православной церковью он причислен к лику святых? (Информацию можно найти в учебниках по истории или на сайте «Большой российской энциклопедии».)
Владимир Святославич (ок. 958–1015 гг.) – князь новгородский, князь киевский, которого в народе величали не иначе как Владимир Красно Солнышко. Перед смертью князь Святослав Игоревич разделил все свои владения между тремя сыновьями, и Владимиру достался Новгород. В 977 г. началась борьба за власть в Киеве, где сидел на престоле старший сын Святослава, Ярополк. Сначала схлестнулись братья Ярополк и Олег, во время похода Олег погиб. После этого Владимир начал готовиться к войне с Ярополком. Поход дружины князя Владимира на Киев состоялся в 978 г. После осады Киева Владимир захватил и убил брата Ярополка. В 987 г. Владимир объявил о предстоящем крещении Руси. В 988 г. Русь прошла обряд крещения. Это было важное решение, которое укрепило связь с могущественной Византией, дало толчок культурному развитию государства, укреплению позиций Руси на международной арене. За крещение Руси Владимир Святославич был причислен к лику святых.

4) Когда город Севастополь получил своё имя? Найдите фрагменты текста, в которых об этом говорится.
Имя это создано в конце восемнадцатого века. Создано не древними греками, а современными русскими, хотя и на греческий лад. Во времена царствования Екатерины II на освобождённых от турок южных землях возникла мода давать новым поселениям греческие имена.

5) Определите главную мысль текста. Запишите предложения, в которых она выражена, в виде тезисов.
Выходит, что для решения топонимических вопросов мало хорошо знать язык. Надо ничуть не хуже знать историю; без её помощи чистое языковедение может, чего доброго, завести в тупик.

6) Какие доводы приводит автор для доказательства главного тезиса? Прочитайте фрагменты текста, в которых они представлены. Кратко, в виде пунктов плана, запишите эти аргументы.
Вот вам два крымских имени, расположенных на карте неподалёку друг от друга: Херсонес и Севастополь. Любой языковед скажет вам, что оба они – греческого происхождения.
Имя Херсонес, то есть «полуостров», дано этому пункту греками в глубокой древности.
Имя Севастополь создано в конце восемнадцатого века. Во времена царствования Екатерины II на освобождённых от турок южных землях возникла мода давать новым поселениям греческие имена.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением