Упр.81 ГДЗ Александрова Загоровская 5 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Богданов 5 класс, Просвещение:
81. 1) Познакомьтесь с ключевыми словами текста, который вам предстоит прочитать, и попробуйте определить его тему.
Имена собственные, топонимы, хитроумные загадки, населённый пункт, названия, расшифровать.
Тема: Топонимы.
2) Прочитайте текст. Смогли ли вы правильно определить его тему?
Разряд «имён собственных» вовсе нс исчерпывается одними личными именами при всём их разнообразии.
Наряду с ними мы все с самого раннего детства и до глубокой старости сталкиваемся с именами собственными совсем другого разряда — с именами географическими, или топонимами. И надо сказать, что эта группа имён задаёт нам загадки ничуть не менее сложные и хитроумные, чем первая. И в ней есть рядом с понятными совершенно непонятные и даже таинственные. В одних этимология видна, так сказать, как на ладони, даже профану. Перед другими в задумчивости останавливается и самый опытный лингвист.
Подумайте сами, нужно ли долго ломать голову, чтобы попять, откуда взялось название Новгород? Да стоит сопоставить его с такими именами, как Старосельс, Новоелободка, Белгород, и всё становится ясным само собой: Новгород — это Новый город. Меняя место обитания, люди испокон веков называли молодой населённый пункт старым именем, добавляя к нему слово «новый»; это совершенно естественно.
Но что вы скажете про имена вековечных соседей «господина великого Новгорода»: про свободолюбивый Псков, про гордую Тверь, славную Тулу или отдалённый Суздаль? Как расшифруете вы их причудливые по своим звукам, ничего русскому уму не говорящие, а вместе с тем такие знакомые названия? Нс только вы сами не сможете объяснить их, зачастую далее учёные-лингвисты предлолеат вам вместо одного два-три далеко не бесспорных толкования. < ... >
Откуда же они взялись? Конечно, и в этом случае нельзя допустить, будто наши прародители века назад, как бы забавляясь, составляли для окружающих их рек, гор и озёр имена из бессмысленных звуков, пересыпая эти звуки, как пёстрые стёклышки в калейдоскопе: интересно, мол, что получится? Ничего подобного не могло быть. Безусловно, каждое имя, которое сейчас кажется нам совершенно нс имеющим значения, некогда должно было его иметь. Но вот дознаться, докопаться до этого значения бывает порою очень трудно.
(По Л. Успенскому)
3) О каких именах собственных говорится в тексте? Как называются такие имена собственные?
В тексте говорится об именах географических, или топонимах.
4) В тексте упоминаются названия населённых пунктов Старосе-лье, Новослободка, Белгород. Как их можно «расшифровать»?
Староселье – старое село, поселение.
Новослободка – новая слобода.
Белгород – белый город.
5) Всегда ли просто объяснить, почему люди дали какому-либо городу, посёлку, реке и т. п. именно такое название? Обоснуйте свой ответ. Используйте материал рубрик «Моя Россия» и «Лингвистические заметки».
Далеко не всегда просто объяснить, почему люди дали какому-либо городу, посёлку, реке и т. п. именно такое название. Например, до сих пор нет точного ответа на вопрос, откуда у города Тотьма такое название. По одной из версий, оно происходит из языка коми, в котором тод – «болотистое место». Ещё одна версия, менее научная, гласит, что Тотьма переводится как «колдовская река». Есть и другая легенда: якобы Пётр I во время своего приезда сюда произнёс: «То не город – то тьма». Однако хорошо известно, что имя своё город получил ещё задолго до эпохи Петра.
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением