Стр.8 ГДЗ Юдовская Баранов 8 класс (История)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Юдовская, Баранов, Ванюшкина 8 класс, Просвещение:
1. Объясните термин модернизация.
Модернизация – процесс обновления, развития общества.
2. Покажите на карте страны первого, второго и третьего эшелонов модернизации.
Первый эшелон - страны старого капитализма, или центра (его развитие совпадает с началом Нового времени), где индустриальное общество развивалось эволюционно и это развитие носило естественный характер (например, Англия, Франция). Второй эшелон - страны молодого капитализма, или срединная зона, где модернизация проводилась в основном за счёт целенаправленных реформ (например, Германия, Италия, Австрийская империя, США, Россия). Третий эшелон модернизации - страны, отдалённые от центра (например, Латинская Америка, Испания, Португалия и др.), где преобладали нормы традиционного общества и процессы модернизации распространялись очень ограниченно.
3. Перечислите демографические процессы, характерные для XIX в.
Изучая историю XIX в., мы увидим новые демографические процессы: в это время в Европе происходит бурный рост численности населения, «люди приходят в движение», т. е. усиливаются миграционные процессы. В поисках работы, лучшего заработка потоки сельских жителей направляются в города. Быстро растет численность городского населения, впервые в истории города начинают преобладать в экономической жизни. В XIX в. усиливается эмиграция в страны Нового Света.
4. Объясните понятие «индустриальная революция». В чём
она проявляется?
Индустриальная революция - переход от ручного труда к машинному, от мануфактур к фабрикам. Машины начинают производиться также при помощи станков, усложняются технологические процессы, углубляется разделение труда, что ведет к дальнейшей его специализации, постепенно охватывающая страны и континенты, приводит к появлению новых материалов, новых источников энергии, новых средств сообщения и связи, новой организации труда. Создается единая система мирохозяйственных связей, возникает мировой рынок, обостряется соперничество между наиболее развитыми европейскими государствами из-за владения колониями и сферами влияния.
5. Объясните понятие «демократизация». Какие явления свидетельствуют о демократизации общественной жизни?
Демократизация - процесс введения демократических прав и свобод в политическую систему, культуру, стиль жизни. Например, практически во всех странах Западной Европы на протяжении XIX века принимаются конституции, которые ограничивают власть правителя.
6. Приведите факты, свидетельствующие о противоречивости общественного прогресса.
С одной стороны люди становятся богаче из-за накопления капитала, но это определённый круг лиц, в частности предприниматели. То есть социальное расслоение усиливается. В разных странах прогресс происходил с разной скоростью в разное время, что привело к отставанию одних стран в развитие от других. С одной стороны развивается техника, производство, но это приводит к ухудшению экологической обстановки.
1. Подумайте, чем можно объяснить существование различных эшелонов модернизации.
- Разное географическое положение, в частности различия в климате, почвах, размерах страны.
- Разным уровнем экономического развития и временем вступления в капитализм.
- Различные исторические предпосылки.
- Разный уровень социального развития.
- Различия в политической сфере.
- Разная ментальность.
2. Как вы считаете, почему процесс модернизации в XIX в. почти не коснулся стран Востока?
Следует отметить, что модернизация носила в восточных странах запаздывающий и ограниченный характер, имела свои особенности. Раздел мира на сферы влияния индустриально развитыми странами рождал у народов Востока враждебное отношение к колонизаторам и, как следствие этого, неприятие всего того, что имело западное происхождение. Кроме того, в традиционных обществах Востока существовали свои ценности, основанные на ином, чем у европейцев, восприятии мира. Восточные общества стремились сохранить традиции, которыми дорожили, не желали в подавляющем большинстве перенимать чуждый им европейский образ жизни. Уникальным для рубежа XIX XX вв. явился только опыт Японии, сумевшей встать на путь индустриализации и развиваться согласно девизу «Восточная мораль - западная техника". Существовавшее в XIX в. понимание модернизации имеет чисто европейское происхождение. Ведь европейцы стремились подчинить себе природу, переделать мир на свой лад согласно своим представлениям о прогрессе.
3. Обсудите с одноклассниками, что составляло основное содержание процесса модернизации в Западной Европе в XIX в.
С точки зрения европейцев, модернизация - это изменение менее развитого общества, в ходе которого оно приобретает новые качества, свойственные более развитому обществу. В целом же модернизация - длительный и очень сложный процесс, в его ходе на основе индустриализации изменения охватывают все стороны жизни общества: демографические процессы, экономику, политику, духовную жизнь.
4. Выделите проблемы, порожденные техническим прогрессом в XIX в. Сравните их с проблемами, связанными с техническим прогрессом в наше время, и раскройте особенности проблем XIX в. Используйте данные физики, химии, географии и биологии.
В XIX веке технический прогресс породил проблему экономического характера, а именно безработицу. Одна машина могла заменить до 20 человек. Это вызывало движение луддизма - борьбы с новыми промышленными устройствами. Обострились и социальные проблемы, такие как конфликты между нанимателем и работником; труд неквалифицированных рабочих низко оплачивался, в особенности труд женщин и детей. Это приводило к обнищанию населения. В наше время добавляются глобальные проблемы человечества: экологическая, демографическая, энергетическая, сырьевая и продовольственная. К экономическим проблемам, многие из которых аналогичны проблемам 19 века, добавились экологические. Появилась проблема загрязнения окружающей среды, глобального потепления, и т.д.
Популярные решебники 8 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением