Параграф 8 ГДЗ Пасечник Суматохин 6 класс (Биология)

Изображение § 8. ВИДЫ КОРНЕЙ И ТИПЫ КОРНЕВЫХ СИСТЕМВСПОМНИТЕ1. Какую роль играют корни в жизни растений?Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Суматохин, Гапонюк 6 класс, Просвещение:
§ 8. ВИДЫ КОРНЕЙ И ТИПЫ КОРНЕВЫХ СИСТЕМ
ВСПОМНИТЕ
1. Какую роль играют корни в жизни растений?
Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.
2. У всех ли растений имеются корни?
Нет, корни имеются не у всех растений. Например, корней нет у мхов, водорослей.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. Какие функции выполняет корень?
Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.
2. Какой корень называют главным, а какие корни — придаточными и боковыми?
Главным называют корень, который развивается из зародышевого корешка. Корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях, называют придаточными. От главного и придаточных корней отходят боковые корни.
3. Какие корневые системы называют стержневыми, а какие — мочковатыми?
Стержневой называют корневую систему с хорошо развитым главным корнем, а мочковатой — из придаточных и боковых корней.
4. Какие участки (зоны) можно различить, рассматривая молодой корень?
Рассматривая молодой корень можно различить 5 зон корня: корневой чехлик, зону деления, зону роста, зону всасывания (с корневыми волосками) и зону проведения.
5. Каково значение корневого чехлика?
Корневой чехлик защищает зону деления от повреждений частицами почвы во время роста растения.
6. Где располагается зона деления клеток? Чем её клетки отличаются от клеток других зон?
Зона деления клеток располагается на участке между корневым чехликом и зоной роста. Она состоит из мелких, но плотно прилегающих друг к другу живых клеток — образовательной ткани. Клетки в этой зоне, в отличие от клеток других зон, постоянно делятся, число их увеличивается.
7. Где располагается зона растяжения корня? Каково её значение?
Зона растяжения корня находится выше зоны деления. В этой зоне клетки вытягиваются, и корень растёт в длину.
8. Что такое корневой волосок? Какое строение он имеет?
Корневой волосок — длинный вырост наружной клетки корня. Под клеточной оболочкой в корневом волоске находятся цитоплазма, ядро, лейкопласты и вакуоль с клеточным соком. Длина корневых волосков обычно не более 10 мм.
9. Почему одну из зон корня называют зоной всасывания?
Зоной всасывания называют участок корня, на котором находятся корневые волоски, потому что они значительно увеличивают всасывающую поверхность корня.
10. Какие ткани различают в корнях растений?
Корневой чехлик образован покровной тканью, зоны деления и растяжения — образовательной тканью, зоны всасывания и проведения снаружи покрыты покровной тканью, а внутри находится проводящая ткань. Прочность и упругость корня обеспечивает механическая ткань. Её составляют вытянутые вдоль корня клетки с толстыми оболочками. Большую часть корня составляют клетки основной ткани.
ПОДУМАЙТЕ!
При выращивании картофеля, томатов, кукурузы и других растений проводят окучивание — присыпают землёй нижнюю часть стебля растения. Выскажите своё мнение: с какой целью применяют этот агроприём?
Окучивание способствует появлению придаточных корней, росту корневой системы вширь. Таким образом, улучшается питание растения и, как следствие, увеличивается урожай. У картофеля окучивание стимулирует образование клубней.
Моя лаборатория
ИССЛЕДУЙТЕ
СТЕРЖНЕВАЯ И МОЧКОВАТАЯ КОРНЕВЫЕ СИСТЕМЫ
1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?
У одних растений корневая система стержневая, а у других — мочковатая.
2. Прочитайте в учебнике, какую корневую систему называют стержневой, какую — мочковатой.
Стержневой называют корневую систему с хорошо развитым главным корнем, а мочковатой — из придаточных и боковых корней.
3. Отберите растения со стержневой корневой системой.
4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.
5. Заполните таблицу в рабочей тетради.
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ
ИЗУЧЕНИЕ МИКРОПРЕПАРАТА КЛЕТОК КОРНЯ
1. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты клеток различных зон корня, отметьте особенности строения их клеток.
2. По результатам изучения микропрепаратов и текста параграфа заполните в рабочей тетради таблицу.
3. Сделайте вывод.
Особенности строения клеток каждой зоны можно пояснить функциями, которые выполняет та или иная зона. Например, корневой чехлик образован мелкими клетками с толстой оболочкой, потому что он выполняет защитную функцию, зона проведения — вытянутыми клетками, потому что проводит воду с минеральными веществами к стеблю.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
КОРНЕВОЙ ЧЕХЛИК И КОРНЕВЫЕ ВОЛОСКИ
1. Прорастите семена редиса и зерновки пшеницы.
2. Рассмотрите корешок редиса или проростка пшеницы невооружённым глазом, а затем в лупу. Найдите на конце корешка корневой чехлик.
3. Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика. Найдите выросты в виде пушка — корневые волоски. Прочитайте в учебнике, какое они имеют строение и значение.
Под клеточной оболочкой в корневом волоске находятся цитоплазма, ядро, лейкопласты и вакуоль с клеточным соком. Проникая между частицами почвы, корневые волоски плотно прилегают к ним и всасывают воду с растворёнными в ней минеральными веществами. Корневые волоски значительно увеличивают всасывающую поверхность корня.
4. Положите корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом. Сопоставьте увиденное под микроскопом с рисунком 29 на с. 45, зарисуйте и сделайте надписи.
5. Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие их формы?
Корневые волоски и клетки кожицы лука имеют одинаковое строение. У них есть клеточная мембрана, под которой располагается ядро, цитоплазма, вакуоль с клеточным соком. Корневые волоски образованы вытянутыми в длину клетками, потому что их основное предназначение заключается во всасывании из почвы воды и минеральных веществ, растворенных в ней. Клетки лука имеют прямоугольную форму.
6. Сделайте вывод.
Клетки у разных растений имеют схожее строение. Отличие их определяется функциями, которые они выполняют. Например, благодаря удлиненной форме клеток корневых волосков увеличивается всасывающая способность корня, которая позволяет растению впитать как можно больше воды и питательных веществ для своего полноценного развития.
Пикировка — это отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений с помощью заострённого колышка-пики.
Рассмотрите рисунок 30. Какое влияние оказывает пикировка на развитие корневой системы?
В результате пикировки развиваются боковые и придаточные корни, что способствует лучшему всасыванию веществ.
Отщипните кончики корня у молодых растений капусты, астры, фасоли и др. Наблюдайте за развитием корневых систем контрольных и опытных растений. Подготовьте сообщение и результаты опыта обсудите с другими учащимися.
У опытных растений пикировка способствовала активному формированию корневой системы за счёт роста боковых и придаточных корней. Общая площадь корневого питания при этом увеличилась, рост надземной части приостановился, растения стали более сильными.
У контрольных растений корень вырос в длину, надземная часть выросла. Растения более слабые в сравнении с опытными.
У комнатных растений колеуса и пеларгонии легко образуются придаточные корни.
1. Осторожно срежьте несколько боковых побегов с 4–5 листьями.
2. Удалите два нижних листа и поместите побеги в стаканы или банки с водой.
3. Наблюдайте за образованием придаточных корней. После того как длина корней достигнет 1 см, посадите растения в горшочки с питательной почвой. Регулярно их поливайте.
4. Результаты наблюдений запишите и обсудите с другими учащимися.
После того, как поставили побеги в воду, через 12 дней появились белые корешки. Корневая система достигла 1 см через 20 дней.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением