Упр.6 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
6. 1. Прочитайте отрывок из книги поэта Н. Ушакова «Мастер-ская». Определите тему, основные мысли текста.
Поэзия — это образное мышление. Образ — это единственный в своём роде отпечаток реального мира посредством ли точного описания (мороз и солнце), развёрнутого сравнения (гроза — громокипящий кубок Гебы), ряда метафор (облако в штанах) или ряда ассоциаций (Февраль. Достать чернил и плакать...). Образ — это художественное изображение человека, природы и вещи (явления). Поэт в той или иной мере имеет дело с живописью словами, и на его палитре метафоры и другие тропы, то есть слова и выражения в переносном значении, слова и фразы в значении прямом, а также понятия и термины, за которыми для поэта открывается поразившая его картина.
Образ — это деталь и вся совокупность собранных в цельные стихотворения деталей. Образы существуют в пространстве и развиваются во времени.
Поздняя осень для Пушкина как чахоточная дева — сравнение перерастает в развёрнутую метафору:
Мне нравится она [осень]
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева,
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице её багряный цвет.
Она жива ещё сегодня — завтра нет.
Как иногда отпадает, будучи заменено творительным падежом: Раненым медведем мороз дерёт. (Н. Асеев) Метафора Блока: Флоренция — ты ирис нежный...
Тема текста: создание образов в поэзии
Основные мысли:
- образ – это отпечаток реального мира посредством ли точного описания, сравнения, метафор или ряда ассоциаций; это художественное изображение человека, природы и вещи (явления).
- с помощью слов поэт, подобно художнику, способен рисовать удивительные картины.
2. Запишите предложения, в которых ставится тире. Объясните знаки препинания.
Поэзия – (подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже) это образное мышление.
Образ – (подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже) это единственный в своём роде отпечаток реального мира посредством ли точного описания (мороз и солнце), (запятая между однородными дополнениями) развёрнутого сравнения (гроза – (подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже) громокипящий кубок Гебы), (запятая между однородными дополнениями) ряда метафор (облако в штанах) или ряда ассоциаций (Февраль. Достать чернил и плакать…).
Образ – (подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже) это художественное изображение человека, (запятая между однородными определениями) природы и вещи (явления).
Образ – (подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже) это деталь и вся совокупность собранных в цельные стихотворения деталей.
Поздняя осень для Пушкина как чахоточная дева – (запятая в бессоюзном сложном предложении со значением противопоставления) сравнение перерастает в развёрнутую метафору.
Она жива ещё сегодня – (запятая в бессоюзном сложном предложении со значением противопоставления) завтра нет.
Метафора Блока: Флоренция – (подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже) ты ирис нежный…
3. Вы прочитали отрывок из главы, которая названа автором «Живопись словом». Как вы понимаете смысл названия? Приведите примеры, с помощью которых можно объяснить, что такое живопись словом.
Вы прочитали отрывок из главы, которая названа автором «Живопись словом». Как вы понимаете смысл названия?
Поэт, подобно тому, как художник пишет картину на холсте, создаёт не менее прекрасные картины словами на бумаге.
Приведите примеры, с помощью которых можно объяснить, что такое живопись словом.
Среди таких примеров можно назвать описание дуба в романе льва Толстого «Война и мир». С помощью слов автор создаёт образ могучего дерева, которое становится символом стойкости и мужества.
Другим примером живописи словами является стихотворение А. А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…», где с помощью слов создаётся картина ночи, полной любви и нежности.
4. Подготовьтесь рассказать о разных способах выражения сравнения, приведите примеры.
Сравнение – это художественный приём, который позволяет наглядно представить описываемые предметы, явления или понятия. Существует несколько способов выражения сравнения:
- с помощью союзов как, будто, словно, точно (Он работал усердно, как пчела).
- существительным в творительном падеже (Она посмотрела на него волком).
- с помощью слов похоже, подобно. Данный способ позволяет более точно и детально выразить сравнение (Её голос звучал подобно музыке весеннего ручья).
- формой сравнительной степени прилагательного или наречия. Этот способ используется для выражения сравнения качества или признака (Этот путь был длиннее, чем я ожидал).
- сравнение, выраженное придаточным сравнительным предложением. Данный тип сравнения позволяет автору провести параллель между двумя объектами, действия или состояния, подчёркивая их сходство или различие (Она улыбнулась, будто бы ничего не произошло).
Сравнение может быть развёрнутым, то есть состоять из нескольких слов и даже предложений. Оно помогает читателю лучше понять и прочувствовать описываемые события, предметы или явления.
5. Объясните значение слов: палитра, тропы, ассоциации.
Палитра – 1. Небольшая тонкая и лёгкая доска, на которой художник смешивает краски во время работы. 2. Совокупность цветов и тонов, использованных в каком-либо произведении живописи, в каком-либо профиле дизайна. 3. (перен.) Совокупность некоторых объектов, субъектов, явлений и прочего, обнаруживающих разнообразие.
Тропы – 1. (лингв.) Слова, обороты речи, употребленные в переносном, иносказательном, образном смысле. 2. (искусств.) Получившая распространение формула, используемая в произведениях искусства, например сюжетный ход, амплуа
Ассоциации – 1. Объединение лиц, учреждений, организаций и т. п. для достижения общей цели. 2. (псих.) Возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т. п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого. 3. Степень, в которой изменения в одной переменной сопровождаются изменениями в другой.
6. Произведите анализ словосочетаний: точное описание, живопись словами, порою нравится, переносное значение.
Точное описание
1. описание (какое?) точное;
2. главное слово выражено именем существительным, зависимое – именем прилагательным.
3. именное словосочетание.
4. способ связи – согласование.
5. связь выражается при помощи окончания зависимого слова (-ое).
6. смысловые отношения – определительные.
Живопись словами
1. живопись (чем?) словами;
2. главное слово выражено именем существительным, зависимое – именем существительное.
3. именное словосочетание.
4. способ связи – управление.
5. связь выражается при помощи окончания зависимого слова (-ами).
6. смысловые отношения – объектные.
Порою нравится
1. нравится (когда?) порою;
2. главное слово выражено глаголом, зависимое – именем существительным.
3. глагольное словосочетание.
4. способ связи – управление.
5. связь выражается при помощи окончания зависимого слова (-ою).
6. смысловые отношения – объектные.
Переносное значение
1. значение (какое?) переносное;
2. главное слово выражено именем существительным, зависимое – именем прилагательным.
3. именное словосочетание.
4. способ связи – согласование.
5. связь выражается при помощи окончания зависимого слова (-ое).
6. смысловые отношения – определительные.
7. Произведите анализ предложения, отражённого в схеме:
[- =], и [- и -, - и -, а также - и -], (за которыми = -).
[Поэт в той или иной мере имеет дело с живописью словами]1, и [на его палитре метафоры и другие тропы, то есть слова и выражения в переносном значении, слова и фразы в значении прямом, а также понятия и термины]2, (за которыми для поэта открывается поразившая его картина)3.
(1-я часть: (кто?) поэт; поэт (что делает?) имеет дело; имеет дело (как?) в той или иной мере; имеет дело (с чем?) с живописью словами;
2-я часть: (что?) метафоры и тропы, то есть слова и выражения, слова и фразы, понятия и термины; метафоры (где?) на палитре; на палитре (чьей?) его; тропы (какие?) другие; слова и выражения (какие?) в переносном значении; слова и фразы (какие?) в значении прямом;
3-я часть: (что?) картина; картина (что делает?) открывается; открывается (где?) за которыми; открывается (для кого?) для поэта; картина (какая?) поразившая его)
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоящее из трёх частей, соединённых разными видами связи. 1 и 2 предложения соединены сочинительной связью и связаны при помощи сочинительного соединительного союза и. 2 и 3 предложения соединены подчинительной связью и связаны при помощи союзного слова за которыми; 3-е предложение является придаточным определительным.
1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
2-е предложение: простое, односоставное, назывное, распространённое, осложнено однородными подлежащими, полное.
3-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
8. Объясните орфограммы и пунктограммы.
Поэзия (словарное слово) – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) это образное мышление. Образ – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) это единственный (в суффиксе -енн- пишется удвоенная нн) в своём роде отпечаток (неизменяемая приставка от-) реального (словарное слово; мира (какого?) реального) мира посредством ли точного описания (проверочное слово: пишет) (мороз (словарное слово) и солнце (проверочное слово: солнышко)), (запятая между однородными дополнениями) развёрнутого (приставка перед основой на звонкий согласный) сравнения (чередование –равн-/-ровн-, корень имеет значение «одинаковый, равный») (гроза – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) громокипящий (проверочное слово: гром) кубок Гебы), (запятая между однородными дополнениями) ряда метафор (словарное слово) (облако (словарное слово) в штанах) или ряда ассоциаций (Февраль. Достать чернил и плакать…). Образ – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) это художественное (в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) изображение (словарное слово) человека, (словарное слово) (запятая между однородными определениями) природы (словарное слово) и вещи (явления). (проверочное слово: явка) Поэт (словарное слово) в той или иной мере имеет (иметь, 1 спряжение) дело с живописью (словарное слово; разделительный мягкий знак перед гласной ю) словами, (проверочное слово: слово) (запятая разделяет части сложного предложения) и на его палитре (словарное слово) метафоры и другие тропы, (запятая между однородными подлежащими) то есть слова и выражения в переносном значении, (запятая между однородными подлежащими) слова и фразы в значении прямом, (запятая между однородными подлежащими) а также понятия (словарное слово) и термины, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) за которыми для поэта открывается (неизменяемая приставка от-) поразившая его картина.
Образ – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) это деталь и вся совокупность собранных (в суффиксах страдательных причастий пишется удвоенная нн) в цельные стихотворения (проверочное слово: стих) деталей. Образы существуют (существовать, 1 спряжение) в пространстве и развиваются (образы (что делают?) развиваются) во времени. (формы косвенных падежей разносклоняемых существительных образуются при помощи суффикса -ен-)
Поздняя (проверочное слово: опоздать) осень (проверочное слово: осенний) для Пушкина как чахоточная дева – (тире в бессоюзном сложном предложении со значением противопоставления) сравнение перерастает (неизменяемая приставка пере-; чередование -раст-/-ращ-/-рос-, перед сочетанием согласных ст пишется гласная а; перерастать, 1 спряжение) в развёрнутую метафору: (двоеточие перед цитированием)
Мне нравится (она (что делает?) нравится) она (осень)
Как, (запятой выделяется вводное слово) вероятно, (запятой выделяется вводное слово) вам чахоточная дева
Порою нравится. (дева (что делает?) нравится) На смерть осуждена, (в суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна н) (запятая между однородными сказуемыми)
Бедняжка (проверочное слово: бедняжек) клонится (бедняжка (что делает?) клонится) без ропота, (запятая между однородными обстоятельствами) без гнева, (запятая разделяет части сложного предложения)
Улыбка на устах увянувших видна; (точка с запятой отделяет части сложного предложения, сильно отдалённые по смыслу)
Могильной (словарное слово) пропасти она не слышит (слышать, 2 спряжение, исключение) зева; (точка с запятой разделяет сильно отдалённые по смыслу части сложного предложения)
Играет (играть, 1 спряжение) на лице её багряный (словарное слово) цвет.
Она жива ещё сегодня – (тире в сложном бессоюзном предложении со значением противопоставления) завтра нет.
Как иногда отпадает, (отпадать, 1 спряжение) (запятой выделяется деепричастный оборот) будучи заменено творительным (словарное слово) падежом: Раненым (в отглагольных прилагательных пишется одна н) медведем (словарное слово) мороз дерёт. (Н. Асеев)
Метафора Блока: Флоренция – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) ты ирис нежный…
9. Выберите примеры, подтверждающие основные мысли текста, из произведений А. С. Пушкина.
Сравнение:
«Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя. То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя» - при помощи этой метафоры Пушкин создаёт яркий и живой образ непогоды.
Развёрнутая метафора:
«Гонимы вешними лучами, с окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями на потоплённые луга» - Пушкин использует развёрнутую метафору, чтобы описать весну и таяние снега.
Ряд метафор:
«Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она» - при помощи метафор поэт описывает лунный свет.
Ассоциации:
«Октябрь уж наступил – уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей» - через ассоциации с рощей и опадающими листья Пушкин создаёт образ осени.
10. Напишите сочинение на одну из тем: «Поэзия — это живопись словом», «Что такое образное мышление».
Что такое образное мышление
Образное мышление – это способность человека воспринимать и интерпретировать информацию через создание ярких визуальных образов, метафор, аналогий и символов. Это ключевой элемент творческого процесса, позволяющий видеть мир не только через призму слов, но и через цвета, формы и текстуры.
Образное мышление играет важную роль в искусстве, литературе, науке и повседневной жизни. Оно позволяет людям лучше понимать и запоминать информацию, развивать креативность и гибкость мышления, а также видеть неожиданные связи и взаимосвязи между различными концепциями.
В качестве примера образного мышления можно привести творчество Александра Сергеевича Пушкина, который мастерски использовал его в своих произведениях. Его стихи и проза наполнены яркими образами, метафорами и символами, которые позволяют читателю глубже понять и прочувствовать авторский замысел.
Например, в стихотворении «Осень» Пушкин создаёт образ осень как чахоточной девы, что позволяет ему передать не только красоту этого времени года, но и его меланхолию и увядание. Этот образ является одним из символов осени в русской культуре.
Образное мышление является мощным инструментом, позволяющим человеку видеть мир во всей его красоте и многообразии. Оно способствует развитию творческих способностей, улучшению памяти и понимаю окружающего мира.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением