Упр.2 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 2. 1. Прочитайте, ведя диалог с текстом (см. соответствующую памятку на с. 321—322), отрывки из книги филолога В. Непомнящего «Для чего читать русскую классику». В тех...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
2. 1. Прочитайте, ведя диалог с текстом (см. соответствующую памятку на с. 321—322), отрывки из книги филолога В. Непомнящего «Для чего читать русскую классику». В тех местах, которые отмечены знаком //, сделайте паузу: попробуйте предугадать,
что будет дальше, и только потом прочитайте, как у автора. Выпишите ключевые слова. Подготовьтесь к сжатому изложению.
...Слово есть величайшая сила, есть начало всякого дела, всякого созидания. Оно не игрушка и не дышло, которым можно вертеть как угодно; если оно не созидательно, то, как правило, // разрушительно, если не животворно, то // убийственно. Евангельское «В начале было Слово» — это не фраза, а // истина, и это можно показать // на опыте великой литературы, прежде всего русской... Слово — великое чудо, подаренное человеку, и надо относиться к нему // как к священному дару.
У нас филологию понимают как любовь к слову, в то время как logos — это не только единица, текст, это слово, которое было вначале, порядок мироздания, Бог-отец, некий алгоритм, в котором всё движется. Необходимо осмыслить филологию как // любовь к логосу, а потом уже к слову как речевой единице... Если это постигать с самого начала, // то это принесёт неслыханную пользу.
…Слово есть величайшая сила, есть начало всякого дела, всякого созидания. Оно не игрушка и не дышло, которым можно вертеть как угодно; если оно не созидательно, то, как правило, (каково? какое именно?) разрушитель, если не животворно, то (каково? какое именно?) убийственно. Евангельское «В начале было Слово» - это не фраза, а (что?) истина, и это можно показать (где? как? что именно?) на опыте великой литературы, прежде всего русской… Слово – великое чудо, подаренное человеку, и надо относиться к нему (как?) как к священному дару.
У нас филологию понимают как любовь к слову, в то время как logos – это не только единица, текст, это слово, которое было вначале, порядок мироздания, Бог-отец, некий алгоритм, в котором всё движется. Необходимо осмыслить филологию как (как что?) любовь к логосу, а потом уже к слову как речевой единице… Если это постигать с самого начала, (то к чему это приведёт? что из этого следует?) то это принесёт неслыханную пользу.
Выпишите ключевые слова.
- слово
- филология
- литература
- логос
- созидание
- разрушение
- польза
Подготовьтесь к сжатому изложению
Для того, чтобы подготовиться к сжатому изложению, нужно:
1) внимательно прочитать текст
2) определить тему и основную мысль
Тема текста: сущность слова и филологии.
Основная мысль:
- «слово есть величайшая сила, есть начало всякого дела, всякого созидания».
- «необходимо осмыслить филологию как любовь к логосу, а потом уже к слову как речевой единице»
3) найти ключевые слова
Ключевые слова: слово, филология, литература, логос, созидание, разрушение, польза.
4) определить количество абзацев и составить план;
В данном тексте 2 абзаца.
План текста:
1. Слово – величайшая сила и начало созидания.
2. Разрушительная и животворная сила слова.
3. Филология как любовь к слову и логосу.
4. Необходимость осмыслить филологию как любовь к логосу.
5) обратить внимание на стиль и тип речи.
Стиль текста: публицистический.
Тип речи: рассуждение.
6) сократить текст, объединяя предложения, опуская детали и заменяя некоторые слова общими понятиями;
7) перечитать текст, обратить внимание на язык изложения, проверить орфографию и постановку знаков препинания.
2. Найдите средства связи между предложениями [однотематическую лексику, лексические и грамматические повторы, однокоренные слова, синонимы и антонимы (в том числе текстовые), местоимения, союзы].
Средства связи между предложениями:
- лексические повторы (слово, любовь)
- антонимы (созидания – разрушительно)
- однотематическая лексика (слово, логос, филология, речевая единица)
- местоимения (оно, это)
- союзы (если)
- синтаксический параллелизм
3. Выпишите антонимы (в том числе текстовые).
- созидательно – разрушительно
- животворно – убийственно
- фраза – истина
- слово – логос
4. Какое слово является причастием?
а) осмыслить
б) подаренное
в) относиться
г) священный
а) осмыслить (что сделать?) глагол)
б) подаренное (какое?) обозначает признак предмета по действию, причастие)
в) относиться (что делать?) глагол)
г) священный (какое?) обозначает признак предмета, прилагательное)
Ответ: слово б) подаренное является причастием.
5. Сколько грамматических основ в первом предложении второго абзаца?
[У нас филологию понимают как любовь к слову]1, (в то время как logos – это не только единица, текст, это слово)2, (которое было вначале, порядок мироздания, Бог-отец, некий алгоритм)3, (в котором всё движется)4.
В данном предложении 4 грамматические основы.
6. С помощью каких языковых средств автор выражает не только мысли, но и чувства, даёт эмоциональную оценку?
Автор выражает свои чувства, а также даёт эмоциональную оценку с помощью следующих языковых средств:
- оценочной лексики (величайшая сила, великое чудо, неслыханная польза, священный дар)
- лексических повторов (слово, любовь)
- градации (единица, текст, слово, которое было вначале, порядок мироздания, Бог-отец, некий алгоритм)
- антонимы
7. Докажите, что это текст публицистического стиля.
Для текстов публицистического стиля характерны следующие признаки:
1) цель – сообщить некоторую информацию, а также воздействовать на читателя (донести до него авторское представление по поводу анализируемого вопроса)
2) текст адресуется широкому кругу читателей
3) тип речи – рассуждение
4) сочетание научной и общеупотребительной лексики
5) использования языковых средств для выражения авторской позиции (оценочная лексика, лексический повтор, градация, антонимы).
8. Подготовьтесь к выразительному чтению.
9. Напишите изложение или сочинение на одну из тем: «Надо относиться к слову как к священному дару», «Что такое филология», «Языковые средства выражения эмоциональной оценки», «Зачем надо изучать синтаксис».
Изложение
Слово – это величайшая сила, начало любого дела и созидания. Оно может быть как конструктивным, так и разрушительным, как живительным, так и смертоносным.
Евангельское выражение «В начале было Слово» - это не просто фраза, а истина, подтверждаемая опытом великой литературы, особенно русской. Слово – это великий дар, который нужно ценить и беречь.
Филологию часто воспринимают как любовь к слову, но на самом деле это должна быть любовь к логосу – изначальному слову, порядку мироздания, Богу-отцу. Если осознать это с самого начала, это принесёт огромную пользу.
Сочинение
Зачем надо изучать синтаксис
Изучение синтаксиса играет ключевую роль в развитии языковых навыков и повышении уровня грамотности. Синтаксис, как неотъемлемая часть грамматики, определяет правила построения предложений, обеспечивая тем самым ясность и точность выражения мыслей. Это особенно важно в письменной речи, где правильное использование синтаксических конструкций повзоляет автору донести свои идеи до читателя максимально эффективно.
Кроме того, знание синтаксиса необходимо для понимания и анализа литературных произведений. Анализ структуры предложений и их связи с содержанием текста помогает глубже понять замысел автора, его эмоциональную составляющую и идеи, которые он хочет донести до читателей.
Изучение синтаксиса также открывает двери в мир профессионального написания и редактирования текстов. Знание правил синтаксиса является необходимым условием для создания качественных литературных произведений, журналистских материалов и других видов письменной деятельности.
Таким образом, изучение синтаксиса играет важную роль в нашей жизни, помогая нам стать лучшими коммуникаторами, глубже понимать литературные произведения и профессионально работать с текстами.
10. Проанализируйте варианты сжатого изложения. Какова роль преобразований исходного текста, связанных с изучением синтаксиса?
I. К слову надо относиться как к священному дару, потому что именно слово — это величайшая сила, начало всякого дела, созидания. Надо ответственно, бережно пользоваться словом, так как оно может быть не только созидательным, животворным, но и, к сожалению, разрушительным, убийственным. «В начале было Слово (логос)» — это истина, и в этом мы убеждаемся, когда думаем о значении великой русской литературы.
Филологию надо понимать как любовь к логосу, то есть к тому слову, которое было в начале, к великому чуду, к порядку мироздания. Такое понимание слова принесёт каждому из нас неслыханную пользу.
II. Евангельское «В начале было Слово» — это истина, которая помогает нам понять, что слово (логос) надо воспринимать как священный дар, чудо, величайшую силу, как начало всякого дела, созидания, как порядок мироздания. Но если слово не созидательно, не животворно, то оно способно быть и разрушительным, и убийственным. Любовь к слову (логосу), о чём нам говорит филология, надо понимать как чувство ответственности за то великое чудо, которое подарено человечеству. Обращаясь к великой русской литературе, мы начинаем постигать всё то, что принесёт нам неслыханную пользу.
Первый вариант изложения является наиболее близким к тексту. В нём сохраняется такое же деление на абзацы, как и в авторском тексте, а также прослеживается авторское движение мысли.
Второй вариант изложения является более индивидуальным. Текст здесь не разбивается на абзацы, в качестве тезиса выдвинута цитата из изначального текста, которая находилась в середине авторского текста. На уровне синтаксиса преобразование выражается в переосмыслении авторских смыслов, а также авторских акцентов. В тексте преобладают сложноподчинённые предложения с придаточными причины и изъяснительными.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением