Упр.5 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 5. 1. Прочитайте текст. Выпишите ключевые слова.Художник слова обладает почти неограниченной свободой в выборе языковых средств. Тем не менее свобода эта не...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
5. 1. Прочитайте текст. Выпишите ключевые слова.
Художник слова обладает почти неограниченной свободой в выборе языковых средств. Тем не менее свобода эта не беспредельна. Она сопряжена с особой ответственностью писателя за высокую культуру отбора и использования средств соответственно целям творчества. Язык в художественной литературе — это средство изображения, выражения и преобразования как явлений действительности, так и самого языка, на котором мы говорим друг с другом. Это — средство воплощения языковых образов, которыми литература говорит со всем миром на своём национальном языке. Переводить такие образы на другой национальный язык иногда исключительно трудно. Ведь дух языка, его прелесть заключены и в его звуках. Пушкинские слова очей очарованье, презренной прозой, хлебниковские леса обезлосели или баклажаны бока отлежали у Новеллы Матвеевой спаяны и смыслом, и синтаксисом, и фонетикой. Вероятность же того, что в каком-то другом языке слова с этими значениями окажутся настолько же близкозвучными, ничтожна.
Язык художественной литературы учит всех нас бережному и творческому отношению к родному языку — воплощению и приумножению богатств памяти народной.
(Из «Энциклопедического словаря юного филолога»)
Ключевые слова: художник слова, языковые средства, ответственность, культура, художественная литература, образы, перевод, родной язык, богатство.
2. На какой вопрос нет ответа в тексте?
а) Чем является язык в художественной литературе?
б) Почему трудно переводить произведения русских писателей на другие языки?
в) На какие языки переведены произведения Пушкина?
г) Чему учит нас язык художественной литературы?
а) Чем является язык в художественной литературе?
«Язык в художественной литературе – это средство изображения, выражения и преобразования как явлений действительности, так и самого языка, на котором мы говорим друг с другом».
б) Почему трудно переводить произведения русских писателей на другие языки?
«Переводить такие образы на другой национальный язык иногда исключительно трудно. Ведь дух языка, его прелесть заключены и в его звуках … спаяны и смыслом, и синтаксисом, и фонетикой».
в) На какие языки переведены произведения Пушкина?
На данный вопрос ответа в тексте нет.
г) Чему учит нас язык художественной литературы?
«Язык художественной литературы учит всех нас бережному и творческому отношению к родному языку – воплощению и приумножению богатств памяти народной».
Ответ: в тексте нет ответа на вопрос в).
3. Подберите синонимы к прилагательным: беспредельный, бережный.
Беспредельный – безграничный, неограниченный, абсолютный.
Бережный – заботливый, осторожный, аккуратный, надёжный.
4. Сравните слова-паронимы бережный — бережливый. Составьте с ними словосочетания или предложения.
Бережный – заботливый, внимательный; осторожный, осмотрительный, аккуратный.
- бережное отношение
- бережное внимание
- бережные руки
- бережный уход
Бережливый – осмотрительно и осторожно расходующий что-либо; расчётливый, экономный.
- бережливый человек
- бережливое производство
- бережливый подход
5. Замените словосочетания языковые средства, народная память синонимичными с подчинительной связью управление.
Языковые средства – средства языка
- языковые средства; средства (какие?) языковые; согласование
- средства языка; средства (чего?) языка; управление
Народная память – память народа
- народная память; память (какая?) народная; согласование
- память народа; память (кого?) народа; управление
6. Выпишите сложные предложения, в которых средством связи придаточного с главным является союзное слово который. Составьте схемы этих предложений.
[Язык в художественной литературе – это средство изображения, выражения и преобразования как явлений действительности, так и самого языка]1, (на котором мы говорим друг с другом)2.
[- =, = и =]1, (на котором - =)2.
[Это – средство воплощения языковых образов]1, (которыми литература говорит со всем миром на своём национальном языке)2.
[- =]1, (которыми - =)2.
7. Объясните знаки препинания. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
Объясните знаки препинания.
Художник слова обладает почти неограниченной свободой в выборе языковых средств. Тем не менее свобода эта не беспредельна. Она сопряжена с особой ответственностью писателя за высокую культуру отбора и использования средств соответственно целям творчества. Язык в художественной литературе – (подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже) это средство изображения, (запятая между однородными подлежащими) выражения и преобразования как явлений действительности, (запятая между однородными дополнениями) так и самого языка, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) на котором мы говорим друг с другом. Это – (подлежащее выражено указательным местоимением, а сказуемое выражены существительным в именительном падеже) средство воплощения языковых образов, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) которыми литература говорит со всем миром на своём национальном языке. Переводить такие образы на другой национальный язык иногда исключительно трудно. Ведь дух языка, (запятая между однородными подлежащими) его прелесть заключены и в его звуках. Пушкинские слова очей очарованье, (запятая между однородными определениями) презренной прозой, (запятая между однородными дополнениями) хлебниковские леса обезлосели или баклажаны бока отлежали у Новеллы Матвеевой спаяны и смыслом, (запятая между однородными обстоятельствами) и синтаксисом, (запятая между однородными обстоятельствами) и фонетикой. Вероятность же того, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) что в каком-то другом языке слова с этими значениями окажутся настолько же близкозвучными, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) ничтожна.
Язык художественной литературы учит всех нас бережному и творческому отношению к родному языку – (тире перед обособленным распространённым приложением, стоящим в конце предложения) воплощению и приумножению богатств памяти народной.
8. Объясните написание слов: беспредельный, использование, приумножение, преобразование, заключены, спаяны.
- беспредельный (приставка перед основой на глухой согласный; словарное слово)
- использование (приставка перед основой на глухой согласный)
- приумножение (приставка при- имеет значение «присоединение»)
- преобразование (приставка пре- имеет значение, близкое к значению приставки пере-)
- заключены (в суффиксах кратких страдательных причастий всегда пишется одна н)
- спаяны (в суффиксах кратких страдательных причастий всегда пишется одна н)
9. Выполните творческое задание по выбору. Напишите: 1) сжатое изложение; 2) сочинение (прокомментируйте, как вы понимаете мысль, выраженную в последнем предложении).
1) сжатое изложение
У писателей есть почти неограниченная свобода выбора языковых средств, но она сопряжена с ответственностью за их использование. Язык в художественной литературе – это средство изображения и выражения, в том числе национального духа, который заключён в звуках языка. Передавать эти образы на другой язык сложно, ведь вероятность найти слова с таким же звучанием ничтожно мала.
Язык художественной литературы учит нас бережному и творческому отношению к родному языку, приумножению его богатств.
2) сочинение
Язык художественной литературы играет важную роль в формировании бережного и творческого отношения к родному языку. Он является не только средством общения, но и хранителем культурного наследия, воплощением и приумножением богатств памяти народной.
Писатели и поэты создают произведения, которые отражают особенности национального характера, быта, традиций и истории. Они используют различные языковые средства, чтобы передать красоту и богатство родного языка, сделать его более выразительным и ярким.
Читая произведения художественной литературы, мы учимся видеть красоту и гармонию языка, понимать его глубину и многогранность. Мы начинаем ценить родной язык как бесценное наследие, которое необходимо беречь и передавать будущим поколениям.
Следовательно, язык художественной литературы является мощным инструментом воспитания бережного и творческого отношения к родному языку. Он помогает нам осознать его ценность и значимость, научиться использовать его во всей красе и многообразии.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением