Упр.51 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 51.1. Прочитайте текст, автор которого — поэт Д. Самойлов. Запишите последнее предложение и прокомментируйте его в сочинении-рассуждении.Язык Пушкина... Он не был дан...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
51.1. Прочитайте текст, автор которого — поэт Д. Самойлов. Запишите последнее предложение и прокомментируйте его в сочинении-рассуждении.
Язык Пушкина... Он не был дан ему в готовом виде, а формировался на протяжении всего творчества сознательными усилиями поэта...
Резкий отход от языковых норм предшествующей поэзии происходит у Пушкина уже за год до окончания Лицея (1816). «Сделать такой решительный поворот мог только великий поэт» (С. И. Бернштейн).
Суть этого поворота в том, что Пушкин начал усваивать и осваивать в поэзии различные стили разговорной речи того времени. Разговорная речь ещё не устоялась, не существовало её норм. «Грамматика наша ещё не прояснена». На «разных языках» говорило образованное дворянство, мелкое чиновничество и городское мещанство.
Гениальность Пушкина состояла в том, что он сумел овладеть всей стихией действующего языка, выбрать из неё всё живое и вошедшее в речь и соединить в органическое целое.
Гениальность Пушкина состояла в том, что он сумел овладеть всей стихией действующего языка, выбрать из неё всё живое и вошедшее в речь и соединить в органическое целое.
В данном высказывании подчёркивается уникальное умение Пушкина работать с языком. Александр Сергеевич считается одним из величайших поэтов и писателей в истории русской литературы. Его вклад в развитие русского языка и литературы неоценим.
Пушкин действительно обладал уникальным даром чувствовать и понимать язык. Он сумел уловить все тонкости и нюансы русского языка, его богатство и разнообразие. Пушкин не просто использовал язык, он творил с ним, создавая новые формы и выражения.
В своих произведениях Пушкин соединил в органическое целое всё лучшее, что было в русском языке того времени. Он сумел сделать язык живым и выразительным, способным передавать самые сложные и глубокие мысли и чувства.
Таким образом, гениальность Пушкина заключалась в его способности видеть и чувствовать язык, понимать его суть и использовать его во всей полноте. Это позволило ему создать произведения, которые стали классикой русской литературы и до сих пор остаются актуальными и любимыми читателями.
2. Определите тему, основную мысль текста.
Тема текста: язык Пушкина.
Основная мысль: Пушкин сумел выбрать из действующего языка всё живое и вошедшее в речь и соединить в органическое целое.
3. Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств (лексических, грамматических) предложения объединяются в единое целое?
Докажите, что это текст.
Данный отрывок является текстом, поскольку:
1) он состоит из 9 предложений;
2) предложения связаны по смыслу единством темы
Тема текста: язык Пушкина.
3) предложения объединены основной мыслью.
Основная мысль: Пушкин сумел выбрать из действующего языка всё живое и вошедшее в речь и соединить в органическое целое.
4) предложения объединены структурным единством (предложения расположены в определённом порядке, тексту присуща определённая интонационность и смысловая законченность)
5) в тексте есть стилистическое единство.
Стиль текста – публицистический.
6) Тип речи – рассуждение.
С помощью каких языковых средств (лексических, грамматических) предложения объединяются в единое целое?
Предложения соединяются в единое целое с помощью следующих средств:
- лексические повторы (решительный поворот – этот поворот; разговорная речь)
- слова одной тематической группы (языковая норма, великий поэт, стили речи, разговорная речь, грамматика, стихия языка)
- однокоренные слова (поэт, поэзия)
- контекстные синонимы (резкий отход, решительный поворот)
- местоименная замена (язык Пушкина – он)
- глаголы в одной ременной форме (не устоялась, состояла, говорило).
4. Какова роль в тексте первого предложения (зачина)? Что достигается благодаря использованию многоточия?
В зачине текста используется многоточие для того, чтобы дать указание на продолжение рассуждения о проблеме, обозначенной в первом предложении.
Многоточие в тексте указывает на незаконченность высказывания, обрыв в логическом развитии мысли. Также многоточие может указывать на пропуск в цитируемом тексте или обозначать паузы при неожиданном переходе от одной мысли к другой.
5. Найдите в тексте ключевые слова. Озаглавьте текст.
Ключевые слова: язык Пушкина, творчество, сознательные усилия, языковые нормы, поэзия, разговорная речь, стили, гениальность, органическое целое.
Название: Формирование языка Пушкина.
6. В каком значении употребляются в тексте слова суть, стихия?
Суть – самое существенное и основополагающее в чём-либо.
Стихия (перен.) – явление общественной жизни, не поддающееся регулирующему воздействию людей, общества; неорганизованное социальное начало.
7. Укажите в тексте сложные предложения, составьте их схемы.
[Суть этого поворота в том]1, (что Пушкин начал усваивать и осваивать в поэзии различные стили разговорной речи того времени)2.
[-]1, (что - = и =)2.
[Разговорная речь ещё не устоялась]1, [не существовало её норм]2.
[- =]1, [=]2.
[Гениальность Пушкина состояла в том]1, (что он сумел овладеть всей стихией действующего языка, выбрать из неё всё живое и вошедшее в речь и соединить в органическое целое)2.
[- =]1, (что - =, = и =)2.
8. Какие орфографические, пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
Орфографические правила:
1) правописание частицы не с глаголами; не был
2) правописание безударных окончаний существительных;
- в виде (2 склонение, предложный падеж);
- речи (3 склонение, родительный падеж)
3) правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова;
- формировался
- поэта
4) оглушение согласных перед глухими согласными; резкий; проверочное слово: резок
5) оглушение согласных на конце слова; отход; проверочное слово: отходит
6) правописание неизменяемых приставок;
- предшествующей; неизменяемая приставка пред-;
- усваивать; неизменяемая приставка у-;
- осваивать; неизменяемая приставка о-.
7) правописание приставок на согласные с/з;
- сделать; неизменяемая приставка с-;
- разговорной; приставка раз- перед звонким согласным;
8) правописание н/нн в кратких причастиях; прояснена; в суффиксах кратких причастий всегда пишется одна н
9) правописание н/нн в полных страдательных причастиях; образованное; в суффиксах страдательных причастий пишется удвоенная нн
10) правописание проверяемых безударных гласных в корне слова; мелкое; проверочное слово: мелкий
Пунктуационные правила:
11) Части сложного предложения разделяются запятыми.
[Суть этого поворота в том], (что Пушкин начал усваивать и осваивать в поэзии различные стили разговорной речи того времени).
12) Между однородными членами предложения, соединёнными без помощи союзов, ставятся запятые.
На «разных языках» говорило образованное дворянство, мелкое чиновничество и городское мещанство.
9. Подготовьтесь к чтению текста вслух.
10 Сколько грамматических основ в последнем предложении?
[Гениальность Пушкина состояла в том]1, (что он сумел овладеть всей стихией действующего языка, выбрать из неё всё живое и вошедшее в речь и соединить в органическое целое)2.
В данном предложении 2 грамматические основы.
11. В каких словосочетаниях связь иная, чем согласование?
а) языковые нормы
б) разговорная речь
в) окончание Лицея
г) органическое целое
д) овладеть стихией
а) языковые нормы; нормы (какие?) языковые; согласование
б) разговорная речь; речь (какая?) разговорная; согласование
в) окончание Лицея; окончание (чего?) Лицея; управление
г) органическое целое; целое (какое?) органическое; согласование
д) овладеть стихией; овладеть (чем?) стихией; управление
Ответ: в словосочетаниях в) окончание Лицея и д) овладеть стихией связь иная, чем согласование. В данных словосочетаниях связь управление.
12. Напишите изложение или сочинение на одну из тем: «Назывные предложения как один из вариантов зачина текста», «Сложные предложения и их роль в тексте», «Зачем нужны знаки препинания».
Изложение
Язык Пушкина формировался на протяжении всего его творчества. Уже за год до окончания Лицея (1818) произошёл резкий отход от языковых норм предшествующей поэзии. Этот поворот был возможен благодаря гениальности Пушкина, который начал усваивать и осваивать различные стили разговорной речи того времени.
Разговорная речь ещё не устоялась, не существовало её норм. Образованное дворянство, мелкое чиновничество и городское мещанство говорили на разных языках. Гениальность Пушкина позволила ему овладеть всей стихией действующего языка, выбрать из неё всё живое и вошедшее в речь и соединить в органическое целое.
Сочинение
Зачем нужны знаки препинания
Знаки препинания играют важную роль в письменной речи, обеспечивая её понятность и выразительность. Они помогают структурировать текст, выделяя его смысловые части, а также передают эмоциональную окраску и отношение автора к излагаемому материалу.
Без знаков препинания текст превратился бы в сплошное полотно слов, в котором было бы трудно разобраться. Запятые, точки, вопросительные и восклицательные знаки указывают на паузы, смену интонации, вопросы и эмоции говорящего или пишущего.
Кроме того, знаки препинания выполняют разделительную функцию, помогая отделить одно предложение от другого или одну мысль от другой. Это особенно важно при написании сложных текстов, где необходимо чётко обозначить структуру и логическую последовательность изложения.
Знаки препинания являются неотъемлемой частью письменной речи, делая её более понятной и выразительной. Они помогают читателям лучше понять смысл текста, а авторам – точнее выразить свои мысли и чувства.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением