Параграф 48 ГДЗ Мединский Торкунов 7 класс (История)

Изображение § 48. Мир человека XVII в.Какие изменения доказывают, что Россия переживала переход к новому этапу развития?О переходе России к новому этапу развития в быте и...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Презентация
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Торкунов 7 класс, Просвещение:
§ 48. Мир человека XVII в.
Какие изменения доказывают, что Россия переживала переход к новому этапу развития?
О переходе России к новому этапу развития в быте и повседневной жизни людей свидетельствуют распространение новых форм одежды и мебели, появление предметов европейского быта, рост грамотности и интереса к книгам, изменения в жилищах знати, развитие светских развлечений, таких как театр и музыка, а также постепенное ослабление строгих средневековых традиций и замкнутости, особенно в городской среде.
Как появление «западных новин» в России влияло на мировосприятие человека XVII в.?
Появление западных новин расширяло кругозор людей XVII века: они начинали иначе смотреть на мир, интересоваться науками, образованием, бытом и культурой других стран. У части общества возникало понимание, что мир многообразен и развивается, однако многие воспринимали новшества с опаской, считая их угрозой традиционной вере и укладу жизни.
Какие перемены в XVII в. происходят в представлении людей? Какие слои они затрагивают в большей степени?
XVII столетие формировало человека, открытого к восприятию нового. В сознании московских подданных утверждались рационалистические представления. Человек тянулся к книгам, к светским знаниям. Спасение всё чаще связывалось не с молитвенным уединением, а с активной мирской деятельностью: угождать Богу можно и земными делами, честной и прямой службой государю и Отечеству.
XVII век породил человека подвижного, стремящегося к переменам, осознающего своё движение вверх по служебной лестнице как нечто естественное. Особенно это было характерно для представителей дворянства, которые видели в «честной службе» все основания для того, чтобы сравняться с аристократией. Интерес к новому нередко проявлялся в подражании Западу. Наиболее распространённым было поверхностное заимствование, нередко определявшееся модой.
Какие личные качества помогли Ордин-Нащокину достичь успеха в продвижении по службе?
Он происходил из небогатых псковских дворян и продвижением по службе был всецело обязан своему острому уму и трудолюбию. Ещё в юности он овладел несколькими языками, что открыло перед ним возможности для дипломатической карьеры. Дипломатом он был замечательным, не случайно иностранцы назвали его «русским Ришелье». За свои заслуги Ордин-Нащокин получил чин боярина и возглавил Посольский приказ.
Какое место отводилось женщине в русском обществе XVII в.?
Женщина в XVII веке в основном занимала подчинённое положение. Её роль ограничивалась домом и семьёй, особенно в знатной среде, где женщины часто жили в теремах, были изолированы от общественной жизни и подчинялись воле отца или мужа. Однако в купеческой и крестьянской среде женщины нередко участвовали в хозяйстве и торговле.
Что имел в виду историк? Согласны ли вы с его мнением? Аргументируйте свой ответ.
Историк имел в виду, что при царях Алексее Михайловиче и Фёдоре Алексеевиче государственная власть стала более открытой к культурным новшествам и западному влиянию. Они поддерживали образование, книги, приглашали иностранных специалистов. С этим мнением можно согласиться, так как именно в их правление усилились процессы культурных изменений, подготовившие реформы Петра I.
1. Как изменился быт в XVII в.?
Придворные стали охотно посещать Кокуй (Немецкую слободу) и принимать у себя иностранцев. В обиход начали проникать иноземные вещи. В горницах среди русской мебели — скамей, столов, табуретов, сундуков — появились невиданные ранее стулья и шкафы. Стены украшали парсунами и гравюрами — «фряжскими» и «немецкими листами».
Перемены коснулись даже положения женщин, где нормы «Домостроя» были особенно строги.
Обычными для того времени были ранние браки. Родители, как правило, сами сговаривались об условиях брачного союза. Перемены затронули и эту сторону русского быта: в конце века священники должны были «сугубо осведомляться» у молодых, по доброй ли воле они идут под венец.
2. Почему семья в XVII в. продолжала играть важную роль в обществе?
Сохранилась масса частных писем, которые свидетельствовали о глубокой взаимной преданности и любви супругов, родителей и детей. Семья продолжала играть важную роль, так как была основой общества. В семье все помогали друг другу, так было легче жить.
1. Какие европейские новшества проникали в Россию в XVII в.? Как простолюдины и духовенство относились к евро-пейским новшествам? Почему?
В Россию проникали европейская одежда, книги, науки, военное дело, театр, музыка. Простолюдины и духовенство часто относились к этим новшествам настороженно или отрицательно, считая их «чужими» и опасными для православной веры и традиционного уклада жизни.
2. Кто из окружения первых Романовых был поклонником западноевропейских «новин»?
Поклонниками западных новшеств были боярин Артамон Матвеев, царь Алексей Михайлович, царевна Софья, а также некоторые приближённые к двору иностранцы и образованные люди.
3. Сравните представления о мире человека XVI и XVII вв. Выделите черты сходства и различия.
В XVI веке человек воспринимал мир прежде всего через религию и традицию. В XVII веке сохранялась вера, но усилился интерес к знаниям, личности человека, земной жизни. Появилось больше сомнений, размышлений и стремления к новому.
4. Почему посещение театра считалось делом греховным? (Используйте для ответа интернет-ресурсы.)
Театр считался греховным, потому что духовенство видело в нём ложь, притворство и насмешку над нравственными нормами. Актёров воспринимали как людей, нарушающих христианские заповеди, а само представление — как соблазн.
5. Чем различались жилища знатных и простых людей? (Подготовьте презентацию.)
(Ссылка на презентацию ниже.)
6. Какие развлечения были у крестьян и посадских людей? (Используйте для ответа интернет-ресурсы.)
Крестьяне и посадские люди развлекались народными праздниками, хороводами, песнями, играми, кулачными боями, ярмарками и гуляньями. Эти развлечения были коллективными и тесно связаны с народными традициями.
7.* Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о книгохранителе и справщике Московского печатного двора С. Медведеве.
Сильвестр Медведев — один из наиболее образованных и ярких деятелей русской культуры второй половины XVII века. Он служил книгохранителем и справщиком Московского печатного двора, то есть отвечал за хранение книг, их редактирование, исправление ошибок и подготовку текстов к печати. Эта работа была крайне важной, так как печатные книги использовались в церкви, образовании и государственном управлении, а ошибки в них считались не только техническими, но и идейно опасными.
Сильвестр Медведев получил хорошее по тем временам образование, знал иностранные языки, был знаком с западноевропейской философией и богословием. Он выступал сторонником распространения образования, развития школ и более широкого знакомства России с европейской учёной традицией. Медведев поддерживал деятельность Славяно-греко-латинской академии и был связан с кругом образованных людей при дворе царя Фёдора Алексеевича и царевны Софьи.
Кроме того, Сильвестр Медведев был писателем и мыслителем. В своих сочинениях он рассуждал о роли разума, знаний и просвещения, что было новым для русской культуры, традиционно опиравшейся прежде всего на религиозное мировоззрение. Его взгляды отражали процесс обмирщения культуры — усиление интереса к светским знаниям, науке и человеку.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами.
О переходе России к новому этапу развития в быте и повседневной жизни людей свидетельствуют распространение новых форм одежды и мебели, появление предметов европейского быта, рост грамотности и интереса к книгам, изменения в жилищах знати, развитие светских развлечений, таких как театр и музыка, а также постепенное ослабление строгих средневековых традиций и замкнутости, особенно в городской среде.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением