Параграфы 38-39 ГДЗ Мединский Торкунов 7 класс (История)

Изображение § 38-39. Русская церковь в XVII в.Почему церковный раскол стал трагической страницей в истории России?Раскол — одна из самых драматических страниц русской истории....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Торкунов 7 класс, Просвещение:
§ 38-39. Русская церковь в XVII в.
Почему церковный раскол стал трагической страницей в истории России?
Раскол — одна из самых драматических страниц русской истории. Острота религиозных споров приобрела в тот период необычайную силу. Трещина пролегла сверху вниз, затронув и верхи, и низы общества. Однако масштабных религиозных войн, которые потрясали Европу в XVI — первой половине XVII в., в России не произошло. Русская православная церковь по-прежнему играла огромную роль в жизни страны и вдохновляла людей на великие подвиги и свершения. С течением времени раскол преодолевался не только силой, но и самой жизнью.
Кого вы видите на картине? К какому событию церковной истории отсылает художник? Почему вы так решили?
На картине изображены царь Алексей Михайлович, патриарх, духовенство, бояре и народ. Художник отсылает к евангельскому событию — Входу Господню в Иерусалим, который в православии празднуется как Вербное воскресенье. Это видно по главному атрибуту праздника — ветвям вербы в руках людей и в оформлении шествия, а также по тому, что царь, подобно евангельскому ослёнку, ведёт под уздцы лошадь, на которой сидит патриарх, что символизировало смирение светской власти перед духовной.
Какими обстоятельствами определялась важная роль Русской православной церкви в жизни страны?
Русская православная церковь играла огромную роль в жизни страны. Вера господствовала в сознании и культуре русского общества XVII в. Об этом говорят сохранившиеся памятники письменности, архитектуры и искусства. Церковь находилась под покровительством государственной власти. В Соборном уложении 1649 г. содержались статьи, которые защищали интересы церкви и духовенства.
Каким образом государство ограничило юридические и владельческие права церкви?
Государство ограничило права церкви с помощью Монастырского приказа, созданного в 1649 году. Этот приказ стал контролировать церковные суды, управлять церковными землями и даже судить духовенство по многим вопросам. Также церкви запретили увеличивать свои земельные владения, что уменьшало её экономическую независимость и усиливало власть царя над церковью.
Какой в представлении Никона должна была быть «симфония властей»?
Согласно ей, каждая власть была самостоятельна и имела свою, только ей принадлежащую сферу ответственности: царство отвечало за «земное», священство — за духовное, «небесное». В XVII в. эти положения доктрины разделяли обе стороны. Но важно было, какие смыслы вкладывались в понятие «симфония» и в какие дела они претворялись. Никон отводил светской власти только второе место. Архиерейство он сравнивал с солнцем, а царство — с месяцем и пояснял это тем, что церковная власть светит душам, а царская — телу. Светская власть, полагал он, нарушила симфонию, позволив себе недопустимое вмешательство в дела церкви.
Кто изображён на картине? Где происходит обсуждение новых богослужебных книг? В чём состоял предмет спора собравшихся?
На картине изображены патриарх Никон, духовенство и, вероятно, царские представители. Обсуждение происходит в церковном соборе или патриарших палатах. Предмет спора — введение новых, исправленных богослужебных книг по греческим образцам, что было частью церковной реформы Никона. Собравшиеся спорили, стоит ли менять старые обряды (например, креститься двумя перстами) на новые (троеперстие), что многим казалось отступлением от веры предков.
1. Чем была вызвана необходимость церковной реформы? Какие расхождения были в обрядах и священных книгах русской церкви?
К середине XVII в. накопилось много различий в обрядах и текстах служебных книг, использовавшихся русской и греческой церквями. Так, русские крестились двумя перстами, греки — тремя.
Каждая из поместных церквей считала именно свой обряд, чин и тексты литургических книг правильными. Для человека того времени это было очень важно: ведь всякое искажение удаляло его от Бога.
Особенно непримиримым в этом вопросе было московское духовенство. Оно полагало, что греки «пошатнулись» в вере, за что и были наказаны Богом утратой «православного царства» — падением Византии. А истинная вера сохранилась в Москве. Именно её обряды и богослужебные книги надо полагать верными.
2. Какие новшества ввёл патриарх Никон?
Во время чтения молитв земные поклоны были заменены поясными, крестный ход стали совершать не «по солнцу», а «против солнца». Особенно большие волнения вызвала смена двуперстного знамения на троеперстное, что противоречило постановлению «Стоглава»: «Да будет проклят тот, кто крестится не двумя перстами».
Как его характер повлиял на ход церковной реформы?
Об обрядовых нововведениях Никон объявил в 1653 г. Реакция сторонников «святорусской старины» была резко негативной. Взяв за образец греческие книги, Никон посчитал, что именно русские переводчики и переписчики виновны в искажениях и ошибках. Такой подход решительно противоречил сложившемуся религиозному опыту. В Русской православной церкви произошёл раскол.
Мог ли Никон победить Алексея Михайловича в споре за власть? Объясните свой ответ.
Нет, Никон не мог победить Алексея Михайловича в споре за власть, потому что царь опирался на поддержку большей части боярства и духовенства, недовольных властными амбициями патриарха. На Церковном соборе 1666 года, изображённом на картине, Никон был осуждён и низложен именно по воле царя, который не желал делить верховную власть. Это показало, что в России государственная власть стала выше церковной.
1. В чём вы видите причины разногласий между патриархом и царём?
Никону объявили «о царском гневе» — он себя величает «великим государем, а у нас един великий государь — царь». Патриарх возразил, что этот титул он получил от самого Алексея Михайловича. Здесь последовало внушение: мол, царь «почте тебя, яко отца и пастыря, но ты не уразумел». Указано было более так не называться. Никон был не из тех, кто легко сдаётся. В тот же день, по окончании праздничной службы, он отставил свой святительский посох и объявил об уходе: «От сего времени не буду вам патриарх!» Слова его вызвали смятение. Никон своим поступком надеялся напугать набожного царя и вернуть былое величие, но добился обратного. Алексей Михайлович воспринял поступок «собинного друга» как доказательство «умаления» его царского сана и как личное оскорбление. Он не стал удерживать патриарха.
2. Кто и почему победил в споре «священства» и «царства»?
«Дело Никона» продемонстрировало зависимое положение церкви от царской власти. Объявленные собором «Правила касательно власти царской и власти церковной» предписывали: «…патриарху же быти послушливо царю, яко поставленному на высочайшем достоинстве». Никто не может «противиться царскому велению — закон бо есть». В спросе победило «царство», так как этот период характеризуется абсолютным самодержавием.
Почему монахи Соловецкого монастыря отказались поддерживать церковную реформу?
Монахи Соловецкого монастыря отказались поддерживать реформу, потому что считали новые книги и обряды ересью, нарушающей святоотеческие традиции. Они видели в реформе отход от истинной веры, навязанный властями, и были готовы защищать старую веру даже ценой вооружённого восстания, которое длилось несколько лет (1668–1676). Для них это был вопрос верности Богу, а не просто неподчинения патриарху.
1. К чему призывали старообрядцы?
Старообрядцы призывали не признавать реформы Никона и продолжать придерживаться старых норм. Столкновение приняло принципиальный и одновременно трагический для страны характер. Начались жестокие гонения на последователей старой веры.
2. Как старообрядцы сопротивлялись нововведениям в церковной жизни?
Старообрядцы защищались как могли. Формы протеста были различными: от бегства до «крещения огнём» — самосожжения. Углублению раскола способствовало восстание в Соловецком монастыре (1668-1676), иноки которого не приняли «еретические» никонианские книги.
1. Сформулируйте не менее трёх задач церковной реформы.
• Унификация церковных обрядов и книг по греческим образцам для единства православного мира
• Укрепление роли церкви и лично патриарха как главы духовной власти
• Повышение авторитета России как центра православия после ослабления Византии
Какие предложения о проведении преобразований, отличные от позиции патриарха Никона, были высказаны в тот период?
Сторонники «старой веры» (например, протопоп Аввакум) предлагали исправлять книги по древнерусским рукописям, а не по греческим, считая последние испорченными. Они выступали за сохранение двуперстного крестного знамения, написания имени «Исус» и других традиционных обрядов.
2. Какие последствия имела церковная реформа Никона?
Раскол Русской церкви на никониан (официальную церковь) и старообрядцев (раскольников); преследование старообрядцев, их бегство на окраины; усиление власти царя над церковью после низложения Никона; культурная изоляция старообрядцев, сохранивших древние традиции.
Была ли она оправданна? Аргументируйте свой ответ.
С точки зрения государственных интересов — да, так как она укрепляла централизацию и международный престиж России. Однако с духовной и человеческой точки зрения — нет, поскольку привела к жестоким гонениям, разделению народа и потере культурного наследия.
3. В чём заключались противоречия между царём и патриархом? Назовите не менее двух противоречий.
Противоречия:
• Властные амбиции: Никон стремился к равной или даже высшей власти по принципу «священство выше царства», а Алексей Михайлович — к полному самодержавию
• Никон действовал жёстко и бескомпромиссно, вызывая народное недовольство, что осложняло положение царя
Почему стало возможным отстранение Никона от власти? Укажите две причины.
• Конфликт с боярством и частью духовенства, недовольными деспотизмом Никона
• Личное охлаждение отношений с царём, который перестал видеть в патриархе «собинного друга» после его чрезмерных притязаний на власть
4. Сравните взгляды на православие (церковные догматы, обряды, ритуалы) патриарха Никона и протопопа Аввакума. Укажите, что было общим в их взглядах, а что различным.
Оба были ревнителями веры, стремились к укреплению православия, имели сильный, непримиримый характер.
Никон настаивал на исправлении обрядов по современным ему греческим канонам, Аввакум — на сохранении древнерусских традиций. Никон видел роль церкви как мощной институции, равной государству, а для Аввакума вера была делом личного спасения и верности традиции.
5. Что общего вы можете выделить в характерах и судьбах патриарха Никона и протопопа Аввакума? Личность кого из них вас заинтересовала и почему?
Оба были фанатично преданы своей идее, обладали железной волей, не шли на компромиссы, что привело их к трагическому концу: Никон был низложен и сослан, Аввакум — сожжён. Их судьбы показывают, как религиозное противостояние может сломать даже сильнейших людей. Лично мне интереснее Аввакум — его стойкость в вере, готовность принять мученическую смерть за убеждения и яркие литературные произведения («Житие») делают его фигурой огромной духовной силы.
6. Сравните спор между протестантами и католиками и разногласия между никонианами и старообрядцами. Что можно увидеть общего, а в чём заключаются различия этих противостояний?
Оба конфликта были религиозными расколами, сопровождались жёсткой борьбой, преследованиями и имели политическую подоплёку (борьба за власть и влияние).
В Европе раскол вёл к созданию новых церквей и государств, развитию индивидуализма и капитализма. В России раскол не создал новой церковной организации в тот период, а привёл к изоляции старообрядцев, сохранивших архаичные формы жизни.
7. Составьте в тетради простой план ответа по теме «Церковная реформа патриарха Никона».
• Причины реформы: стремление к унификации обрядов, усиление роли церкви и России в православном мире
• Основные изменения: исправление книг по греческим образцам, троеперстие, изменения в богослужении
• Лидеры и противники
• Конфликт с царём
• Последствия: раскол церкви, преследования старообрядцев, укрепление царской власти
8. Существует следующая оценка церковной реформы: «Церковная реформа патриарха Никона способствовала прогрессу в развитии русского общества». Поддерживаете ли вы такую оценку? Своё мнение обоснуйте фактами.
Не соглашусь с этой оценкой. Реформа не способствовала прогрессу, а, наоборот, законсервировала общество: вызвала жестокие гонения, оттолкнула часть наиболее стойкого и трудолюбивого населения (старообрядцев) в глухие районы, усилила подчинение церкви государству, что замедлило развитие свободной мысли. Прогрессивным был скорее протест старообрядцев, отстаивавших право на разномыслие.
9.* Подготовьте сообщение на тему «Старообрядческие самосожжения: мифы и реальность» (для поиска информации используйте интернет-ресурсы).
В середине XVII века реформы патриарха Никона раскололи Русскую церковь. Противников нововведений, стремившихся сохранить старые обряды (например, двуперстное крестное знамение), стали называть старообрядцами или староверами. В ответ на жёсткие преследования со стороны государства и официальной церкви часть староверов выбрала трагический путь массовых самосожжений, или «гарей». Это явление окружено множеством мифов, и сегодня мы попробуем отделить вымысел от исторической правды.
Самосожжение было не просто импульсивным актом отчаяния, а сложным религиозно-ритуальным действием. Оно получило распространение в основном среди беспоповцев — одного из направлений старообрядчества, которое считало, что благодать на земле иссякла и истинного священства больше нет. Первые случаи были зафиксированы уже в 1660-х годах.
Участники гари готовились к ней: строили специальные «згорелые дома» или укрепляли свои скиты, превращая их в последнее убежище. Руководили процессом духовные наставники (старцы), которые не только обеспечивали организацию, но и проводили психологическую подготовку. Подходов к самосожжению было два: как способа избежать пленения при приближении царских войск или как добровольного акта мученичества во имя веры.
Рассмотрим несколько распространённых заблуждений об этом явлении.
Миф 1: Самосожжения были вызваны исключительно жестокими гонениями.
Реальность: государственные репрессии, безусловно, были главным катализатором. После Собора 1667 года к раскольникам официально применялась смертная казнь через сожжение, а «12 статей» царевны Софьи (1685) ужесточили расправы. Однако причина лежала глубже — в эсхатологических ожиданиях. Многие старообрядцы верили, что после реформ Никона в мире воцарился Антихрист, а конец света неизбежен. В этом контексте смерть в огне воспринималась как «второе крещение», очищающее душу и позволяющее избежать печати Антихриста, сохранив веру в чистоте. Таким образом, гонители лишь ускоряли реализацию готового сценария спасения.
Миф 2: В огонь бросались только фанатики, охваченные массовым помешательством.
Реальность: исследователи отвергают объяснение через «пироманию» или «религиозный психоз». Подготовка к гари была длительной и осмысленной. Наставники создавали особую атмосферу: изоляцию от внешнего мира, строгий пост, непрерывные молитвы и проповеди о скором конце. Приход солдат интерпретировался как вторжение «мира Антихриста», что лишь укрепляло решимость. Более того, в старообрядческой среде велись споры о допустимости такого пути: протопоп Аввакум одобрял «самовольное мученичество», но другие видные деятели выступали против.
Миф 3: Все самосожжения были сугубо добровольными.
Реальность: картина была неоднозначной. Часто вместе со взрослыми в огне гибли дети, которые не могли сделать осознанный выбор. Некоторые источники указывают на случаи, когда сомневающихся или пытавшихся бежать могли силой удержать в горящем здании. Кроме того, в ряде эпизодов гарь была вынужденным актом при штурме скита войсками, то есть альтернативой плену и казни.
Определите хронологический порядок событий: 1) начало старообрядческого раскола; 2) осада Соловецкого монастыря; 3) Славная революция в Англии; 4) избрание Никона патриархом; 5) церковный собор с участием восточных патриархов.
Ответ:
4) Избрание Никона патриархом (1652)
1) Начало старообрядческого раскола (сер. 1650-х)
5) Церковный собор с участием восточных патриархов (1666-1667)
2) Осада Соловецкого монастыря (1668-1676)
3) Славная революция в Англии (1688)
Раскройте смысл понятия «церковный раскол».
Церковный раскол — это разделение единой церкви на различные течения из-за разногласий в вероучении или обрядах.
Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно истории России.
В России церковный раскол XVII века привёл к разделению на официальную православную церковь, принявшую реформы патриарха Никона, и старообрядцев, сохранивших дореформенные обряды, такие как двуперстное крестное знамение.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами.
Раскол — одна из самых драматических страниц русской истории. Острота религиозных споров приобрела в тот период необычайную силу. Трещина пролегла сверху вниз, затронув и верхи, и низы общества. Однако масштабных религиозных войн, которые потрясали Европу в XVI — первой половине XVII в., в России не произошло. Русская православная церковь по-прежнему играла огромную роль в жизни страны и вдохновляла людей на великие подвиги и свершения. С течением времени раскол преодолевался не только силой, но и самой жизнью.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением