Итоги Главы 3 ГДЗ Мединский Торкунов 7 класс (История)

Изображение 1. Рассмотрите иллюстрацию в начале главы. Сравните это изображение с картиной художника А. Васнецова «Красная площадь при Иване Грозном». Какие вы видите различия?...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Презентация
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Торкунов 7 класс, Просвещение:
1. Рассмотрите иллюстрацию в начале главы. Сравните это изображение с картиной художника А. Васнецова «Красная площадь при Иване Грозном». Какие вы видите различия? Можно ли по ним судить о развитии государства в XVII столетии? Ответ обоснуйте.
На изображениях XVII века видно больше каменных зданий, упорядоченную застройку, активную торговлю и движение людей по сравнению с картиной А. Васнецова «Красная площадь при Иване Грозном», где площадь выглядит более простой и средневековой. Эти различия показывают развитие государства в XVII веке: рост городов, экономики и усложнение общественной жизни.
2. Что мешало, а что способствовало развитию экономики России в XVII в.? Что нового появилось в экономической жизни страны в этот период?
Экономическому развитию мешали разорение после Смуты, крепостное право и частые войны. Способствовали развитию освоение новых земель, рост внутренней и внешней торговли, появление мануфактур. Новым стало развитие ремесла, торговли, промыслов и начальные формы капиталистических отношений.
3. Существует следующая точка зрения: «Система управления в России в середине XVI в. и в середине XVII в. была сходна». Поддерживаете ли вы такую оценку? Своё мнение обоснуйте фактами.
Эта точка зрения частично верна, так как сохранялись самодержавие, приказы и Земские соборы. Однако в XVII веке усилилась власть царя, сократилось значение Земских соборов и выросла роль приказного аппарата.
4. В чём были причины церковного раскола? В чём состояло его значение?
Причинами раскола стали реформы патриарха Никона, направленные на изменение церковных обрядов. Значение раскола — глубокий духовный кризис, разделение общества и появление старообрядчества.
5. Какие изменения в центральном и местном управлении произошли в царствование Алексея Михайловича? Поду-майте, с чем они могли быть связаны.
Усилилась центральная власть, возросло число приказов, была проведена военная и финансовая реформа. Эти изменения были связаны с необходимостью укрепления государства и ведения войн.
6. Приведите не менее трёх черт государственно-политического развития России во второй половине XVII в., свидетельствующих о переходе страны к абсолютизму.
Во второй половине XVII века усилилась личная власть царя, сократилось значение Земских соборов, расширился чиновничий аппарат, была отменена система местничества.
7. Составьте в тетради простой план ответа по теме «Внешняя политика Михаила Фёдоровича».
• Выход из Смуты
• Восстановление международных связей
• Отношения с Польшей и Швецией
• Территориальные потери и их значение
8. Почему отношения с Речью Посполитой оставались главным направлением внешней политики России на протяжении всего XVII в.? Какие вооружённые конфликты велись в Европе в XVII в.? Можете ли вы назвать войну, по степени тяжести аналогичную русско-польской войне 1654-1667 гг.?
Они оставались главными из-за борьбы за западные земли и Украину. В Европе в XVII веке шли Тридцатилетняя война и англо-испанские конфликты. По тяжести русско-польскую войну можно сравнить с Тридцатилетней войной.
9. Каковы были результаты внешней политики России в XVII в.? Как изменилась территория европейской части России в XVII в.?
Россия вернула часть западных земель, присоединила Левобережную Украину, укрепила позиции на востоке. Территория европейской части страны значительно расширилась.
10. Докажите, что в XVII в. в культуре России происходил процесс обмирщения.
В XVII веке в культуре России усилился процесс обмирщения, то есть ослабления исключительно религиозного характера культуры и роста светских начал. Это проявилось в появлении светской литературы (бытовые повести, сатира), развитии портретной живописи (парсуны), интересе к личности человека и его внутреннему миру. Расширялось образование, открывались школы, возрастал интерес к наукам, истории и географии. Даже в религиозном искусстве и архитектуре появлялись элементы декоративности и жизненности, что говорит о постепенном изменении мировоззрения общества.
11. Сравните политическое развитие России в правление Михаила Фёдоровича и в правление Алексея Михайловича. Укажите черты сходства и различия.
В правление Михаила Фёдоровича главной задачей было восстановление страны после Смутного времени, укрепление порядка и возвращение утраченных позиций. Земские соборы активно участвовали в управлении государством.
При Алексее Михайловиче власть царя значительно усилилась: сократилась роль Земских соборов, увеличилось число приказов, была проведена кодификация законов (Соборное уложение 1649 г.), окончательно оформилось крепостное право.
12. Проведите дискуссию в классе, обсудив тезис: «Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от стран Западной Европы».
Хотя Россия в XVII веке не была полностью изолирована от Западной Европы, её связи с европейскими странами оставались ограниченными. Россия активно торговала с Англией, Голландией и другими странами, приглашала иностранных мастеров, военных и врачей, заимствовала технические и военные новшества.
13. Как развитие капиталистических отношений, становление абсолютизма, Реформация и Контрреформация в европейских странах повлияли на явления и процессы в истории России в XVI—XVII вв.? Приведите не менее трёх-четырёх примеров.
Развитие капиталистических отношений в Европе способствовало росту торговли и мануфактур в России. Становление абсолютизма в европейских странах повлияло на усиление самодержавной власти русских царей. Реформация и Контрреформация косвенно сказались на России, усилив внимание государства к вопросам веры и церковного единства, что стало одной из причин церковного раскола. Также Россия заимствовала европейские военные технологии и организацию армии.
14. Чьи интересы защищала система местничества? Кто и когда её отменил? Почему?
Местничество защищало интересы родовой аристократии, так как должности распределялись по знатности происхождения, а не по способностям. Это мешало эффективному управлению и особенно вредило армии, где опытные воеводы не всегда могли занимать командные должности. Система местничества была отменена в 1682 году по приказу царя Фёдора Алексеевича, чтобы повысить управляемость государства и укрепить военную службу.
15. Выясните, какие события XVII в. и как связаны с историей вашего края.
В XVII веке многие регионы России были вовлечены в важные процессы: освоение новых земель, развитие земледелия, промыслов и торговли, строительство городов, крепостей и монастырей. Эти события способствовали росту населения, формированию местных рынков и укреплению роли регионов в экономике страны. История большинства российских краёв тесно связана с этими общегосударственными процессами XVII века.
Сформулируйте ответ на главный вопрос главы и обоснуйте его двумя-тремя аргументами.
Правление первых Романовых можно считать переходным этапом от Средневековья к Новому времени, потому что при сохранении традиционных основ усиливалась центральная власть и складывались черты абсолютизма, развивались торговля и мануфактуры, расширялись связи с Западной Европой, росла роль образования и книгопечатания, а в культуре и быте усиливались светские начала и интерес к личности человека.
1. События XVII в. глазами художников (В. И. Суриков, А. П. Рябушкин, Э. Э. Лисснер, А. Васнецов и др.).
2. Мануфактуры в XVII в.
3. Деятельность приказа XVII в. (по выбору).
4. Мировоззрение старообрядцев (на примере протопопа Аввакума).
5. Воспитание детей в семье Алексея Михайловича.
6. Мой край в XVII в.
(Ссылки на презентации ниже.)
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением