Упр.465 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 465. 1. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Бориса Слуцкого «Планета читателей». Объясните смысл названия. Подготовьтесь написать об этом.Сколько книг...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
465. 1. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Бориса Слуцкого «Планета читателей». Объясните смысл названия. Подготовьтесь написать об этом.
Сколько книг прочтено — не имеет значения, но имеет значение очень давно ежедневное, ежевечернее чтение, еженощное — с лампой зажжённой — окно.
И пока круг от лампы на крепком столе выключается только на позднем рассвете, всё в порядке на круглой и светлой земле, заселённой читателями планете.
Объясните смысл названия. Подготовьтесь написать об этом.
Название стихотворения отражает идею о том, что чтение книг является неотъемлемой частью жизни человека, который стремится к знаниям и развитию. Читатели – это люди, которые населяют планету, делая её более образованной и культурной. Чтение книг объединяет людей, создаёт общее пространство для обмена идеями и мыслями. Таким образом, название подчёркивает важность чтения как основы для развития личности и общества в целом.
2. Укажите средства языковой выразительности.
Для справки: эпитеты, метафора, инверсия, предложения с однородными членами, оксюморон, синонимы.
Эпитеты:
- крепком (столе)
- позднем (рассвете)
- круглой (земле)
- светлой (земле)
Метафоры:
- круг от лампы на крепком столе
Инверсия:
- но имеет значение очень давно ежедневное, ежевечернее чтение
Предложения с однородными членами:
- ежедневное, ежевечернее чтение, еженощное – с лампой зажжённой – окно
- на круглой и светлой земле, заселённой читателями планете
Оксюморон:
- поздний рассвет
Синонимы:
- земля – планета
3. Докажите, что земля — многозначное слово.
Земля – 1. Место жизни и деятельности людей. 2. То же, что суша; часть земной коры, выступающая над уровнем Мирового океана, земная твердь (в отличие от водного или воздушного пространства), материк, берег. 3. Верхний слой земной коры; почва, грунт. 4. Поверхность, плоскость, на которой мы стоим, по которой движемся. 5. Рыхлое тёмно-бурое вещество, входящее в состав земной коры. 6. Территория, область земли, как правило, находящаяся в чьём-либо владении, пользовании; обрабатываемая, используемая в сельскохозяйственных целях почва. 7. Страна, государство; вообще какая-либо большая территория Земли. 8. (геогр.) Административно-территориальная единица в Австрии и ФРГ. 9. (техн.) Место заземления. 10. (перен.) Реальность, здравый смысл, обычно в устаревших сочетаниях опустить на землю, сойти на землю, опуститься на землю, спуститься на землю. 11. (перен.) Бренный мир, этот свет.
Ответ: слово земля имеет несколько лексических значений, следовательно, оно является многозначным.
4. Выпишите рифмующиеся слова парами, обозначьте части речи.
- значения (чего?) имя существительное) – чтение (что?) имя существительное)
- давно (когда?) наречие) – окно (что?) имя существительное)
- столе (на чем?) имя существительное) – земле (на чем?) имя существительное)
- рассвете (на чем?) имя существительное) – планете (на чем?) имя существительное)
5. В каком словосочетании связь иная,чем согласование?
а) ежедневное чтение
б) зажжённая лампа
в) очень давно
г) поздний рассвет
а) ежедневное чтение; чтение (какое?) ежедневное; согласование
б) зажжённая лампа; лампа (какая?) зажжённая; согласование
в) очень давно; давно (насколько?) очень; примыкание
г) поздний рассвет; рассвет (какой?) поздний; согласование
Ответ: в словосочетании в) очень давно связь иная, чем согласование. В данном словосочетании связь примыкание.
6. Сколько грамматических основ в последнем предложении?
(И пока круг от лампы на крепком столе выключается только на позднем рассвете)1, [всё в порядке на круглой и светлой земле, заселённой читателями планете]2.
В данном предложении 2 грамматические основы.
7. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами: зажжённый, заселённый, прочтено, поздний?
- зажжённый (словарное слово; в суффиксе страдательных причастий пишется удвоенная нн)
- заселённый (в суффиксе страдательных причастий пишется удвоенная нн)
- прочтено (неизменяемая приставка про-; в суффиксах кратких страдательных причастий всегда пишется одна н)
- поздний (проверочное слово: опоздать)
Ответ: данными примерами можно подтвердить следующие грамматические правила:
- правописание словарных слов (зажжённый);
- правописание н/нн в суффиксах полных и кратких страдательных причастий (зажжённый, заселённый, прочтено)
- правописание неизменяемых приставок (прочтено)
- правописание непроизносимых согласных в корне слова (поздний)
8. Как вы понимаете утверждение, выраженное в последнем предложении? Напишите об этом.
И пока круг от лампы на крепком столе выключается только на позднем рассвете, всё в порядке на круглой и светлой земле, заселённой читателями планете.
В этом предложении выражена идея о том, что пока люди читают и изучают новое, мир остаётся светлым и безопасным местом. Лампа символизирует знания и образование, а её свет – распространение знаний и культуры.
Строки «всё в порядке на круглой и светлой земле, заселённой читателями планете» говорят о том, что благодаря читателям, которые стремятся к знаниям, мир остаётся гармоничным и процветающим. Читатели – это те, кто поддерживает огонь знаний и культуры, освещая путь будущим поколениям.
Это стихотворение призывает ценить образование и культуру, которые делают наш мир лучше и безопаснее. Оно напоминает нам о важности чтения и обучения на протяжении всей жизни.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением