Упр.464 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 464. 1. Запишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания.Гений не выб..рает где ему родит(?)ся. Но извес(?)но что воздух и почва иных мест...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
464. 1. Запишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания.
Гений не выб..рает где ему родит(?)ся. Но извес(?)но что воздух и почва иных мест в определённую пору словно благоприятствуют рождению таланта. Странная но несомненная закономерность: среди плеяды гениев русской литературы XIX века многие жили и тв..рили в столице империи Петербурге, но н.. один не р..ждён (в)близи его проспектов и набережных. (Исключение — Александр Блок но он пожалуй уже детище XX столетия.) Родиной боль-ш..нства корифеев русской литературы стала «старушка» Москва любившая противопоставлять себя ч..порному и скучному чиновному Петербургу; в Москве родились Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Герцен, Островский, Достоевский. Северную ст..лицу обошла и провинция: Лев Толстой, Тургенев, Бунин — дети усадебной тиши. Наконец, и плодородный юг1 дал русской литературе в прошлом веке Гоголя, Чехова и Короленко, как в нынешн..м Шолохова и Булгакова. Прихоть случая? А может быть, пёстрая живая (не)выстрое(н,нн)ая2 по ранжиру, (не)оторвавшаяся от народного языка и быта, (не)схваче(н,нн)ая бюрократическими крепами жизнь пред располагает к рождению художника?
(В. Лакшин)
Гений не выбирает, (чередование –бир-/-бер-, после корня стоит суффикс –а-) (запятая разделяет части сложного предложения) где ему родиться. (где ему (что сделать?) родиться) Но известно, (проверочное слово: известие) (запятая отделяет главное предложение от придаточного) что воздух и почва иных мест в определённую пору словно благоприятствуют (проверочное слово: благо) рождению (проверочное слово: род) таланта. Странная, (запятая между однородными определениями) но несомненная закономерность: среди плеяды гениев русской литературы XIX века многие жили и творили (чередование –твор-/-твар-, в корне пишется гласная о) в столице империи Петербурге, но ни (частица ни для усиления отрицания) одни не рождён (проверочное слово: род) вблизи (не рождён (где?) вблизи; наречия пишутся слитно) его проспектов и набережных. (Исключение – Александр Блок, (запятая перед противительным союзом но) но он, (запятой выделяется вводное слово) пожалуй, (запятой выделяется вводное слово) уже детище ХХ столетия.) Родиной большинства (после пеших пишется гласная и) корифеев русской литературы стала «старушка» Москва, (запятой выделяется причастный оборот) любившая противопоставлять (проверочное слово: противопоставить) себя чопорному (словарное слово) и скучному чиновному Петербургу; в Москве родились Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Герцен, Островский, Достоевский. Северную столицу (словарное слово) обошла и провинция: Лев Толстой, Тургенев, Бунин – дети усадебной тиши. Наконец, и плодородный юг дал русской литературе в прошлом веке Гоголя, Чехова, Короленко, как в нынешнем (в веке (каком?) нынешнем) Шолохова и Булгакова. Прихоть случая? А может быть, пёстрая, (запятая между однородными определениями) живая, (запятая между однородными определениями) не (есть зависимое слово) выстроенная (в суффиксах страдательных причастий пишется удвоенная нн) по ранжиру, не (есть зависимое слово) оторвавшаяся от народного языка и быта, не (есть зависимое слово) схваченная (в суффиксах страдательных причастий пишется удвоенная нн) бюрократическими крепами жизнь предрасполагает (чередование –лаг-/-лож-, перед согласным г пишется гласная а) к рождению (проверочное слово: род) художника?
2. Докажите, что это связный текст.
Данный отрывок является текстом, так как он состоит из нескольких предложений, связанных по смыслу, а также единством темы. Тема – родина великих русских писателей.
Предложения в тексте объединены основной мыслью. Основная мысль: возможно, сама жизнь предрасполагает к рождению художника.
Предложения объединены структурным единством, т.е. они расположены в определённом порядке, произносятся с определённой интонацией и имеют смысловую законченность.
В тексте присутствует стилистическое единство, стиль текста – публицистический, тип речи – рассуждение.
3. Объясните значение слов: плеяда, корифеи, благоприятствовать, предрасполагать, чопорный.
Плеяда – 1. (книжн.) Группа выдающихся деятелей в какой-либо области культуры, науки в одну эпоху. 2. (разг.) Совокупность, скопление каких-либо однородных событий, явлений, составляющих нечто единое, цельное.
Корифей (ирон.) – выдающийся деятель в какой-либо области.
Благоприятствовать – быть благоприятным; содействовать, помогать чему-либо.
Предрасполагать – 1. (перен.) Заранее возбуждать какое-нибудь желание, намерение что-нибудь делать. 2. Наперед, заранее располагать, настраивать кого-что-нибудь каким-нибудь образом.
Чопорный – 1. Чрезмерно строгий, щепетильный или надменный в поведении, в соблюдении приличий. 2. Преисполненный чопорности, чрезмерной благопристойности, выглядящий важно и строго.
4. Найдите предложения с вводными словами. Какова их роль в тексте?
Исключение – Александр Блок, но он, пожалуй, уже детище ХХ столетия. (вводное слово выражает неуверенность, сомнение)
Наконец, и плодородный юг дал русской литературе в прошлом веке Гоголя, Чехова, Короленко, как в нынешнем Шолохова и Булгакова. (вводное слово указывает на последовательность изложения)
А может быть, пёстрая, живая, не выстроенная по ранжиру, не оторвавшаяся от народного языка и быта, не схваченная бюрократическими крепами жизнь предрасполагает к рождению художника? (вводное слово выражает неуверенность, сомнение)
5. Замените в первом и втором предложениях причастные обороты придаточными предложениями.
Гений не выбирает, где ему родиться.
Но известно, что воздух и почва иных мест в определённую пору словно благоприятствуют рождению таланта.
В данных предложениях нет причастных оборотов.
6. Составьте схемы первого и второго предложений, произведите их синтаксический разбор.
[Гений не выбирает]1, (где ему родиться)2.
(1-я часть: (кто?) гений; гений (что делает?) не выбирает;
2-я часть: (что сделать?) родиться; родиться (где?) где; родиться (кому?) ему).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое, состоящее из двух частей, соединённых между собой союзным словом где. Придаточное является придаточным изъяснительным.
1-е предложение: простое, двусоставное, нераспространённое, неосложнённое, полное.
2-е предложение: простое, односоставное, безличное, распространённое, неосложнённое, полное.
[- =]1, (где =)2.
Но [известно]1, (что воздух и почва иных мест в определённую пору словно благоприятствуют рождению таланта)2.
(1-я часть: (каково?) известно;
2-я часть; (что?) воздух и почва; воздух и почва (что делают?) благоприятствуют; воздух и почва (чего?) мест; мест (каких?) иных; благоприятствуют (когда?) в определённую пору; благоприятствуют (чему?) рождению таланта).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое, состоящее из двух частей, соединённых между собой союзом что. Придаточное является придаточным изъяснительным.
1-е предложение: простое, односоставное, безличное, нераспространённое, неосложнённое, полное.
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными подлежащими, полное.
Но [=]1, (что - и - =)2.
7. Подготовьтесь к пересказу текста. Напишите изложение.
Гений не выбирает место рождения, но некоторые места будто способствуют появлению талантов. Среди гениев русской литературы XIX века многие жили и творили в Петербурге, но никто не родился непосредственно в нём. Исключением стал Александр Блок, но он уже дитя ХХ века. Большинство же корифеев русской литературы родились в Москве, которая противопоставляла себя Петербургу. В Москве родились Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Герцен, Островский, Достоевский.
Северную столицу обошла и провинция: Лев Толстой, Тургенев, Бунин родились в усадебной тиши. Плодородный юг также дал русской литературе много талантов: Гоголя, Чехова, Короленко, а в нынешнем веке – Шолохова и Булгакова. Может быть, именно пёстрая, живая, не оторванная от народного языка и быта жизнь предрасполагает к рождению художника?
8. Подумайте, как содержание текста может помочь выбрать тему исследования, связанную с краеведением (возможно, для будущего года). Отберите материал для презентации.
Содержание этого текста может вдохновить на выбор темы исследования, связанной с краеведением, несколькими способами.
Во-первых, текст подчёркивает важность изучения родного края, его истории, культуры и традиций. Это может послужить отправной точкой для исследования, посвящённого изучению конкретного региона, его выдающихся личностей, культурных особенностей или исторических событий.
Во-вторых, текст указывает на разнообразие мест, где родились и творили великие русские писатели и мыслители. Это может вдохновить на исследование влияния местности на формирование личности и творчества известных людей, связанных с нашим краем.
Наконец, текст обращает внимание на то, что многие выдающиеся деятели русской литературы родились не в столице, а в провинции или в усадьбах. Это может стать основой для исследования роли провинциальной жизни и усадебной культуры в развитии русской литературы и искусства.
Морфологический анализ слова:
(не) выбирает
1. (не) выбирает – глагол (обозначает действие и отвечает на вопрос что делает?).
2. Инфинитив: выбирать.
3. Постоянные признаки:
- 1 спряжение
- несовершенный вид
- переходный
- невозвратный
4. Непостоянные признаки:
- изъявительное наклонение
- настоящее время
- 3-е лицо
- единственное число
5. В предложении является сказуемым (гений (что делает?) не выбирает).
Фонетический анализ слова:
Юг
1. Юг – юг (1 слог; ударный).
2. Юг – [й’ук]
3. В слове 2 буквы: 1 гласная и 1 согласная.
4. Звукобуквенный анализ:
ю – [й’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный
[у]: гласный, ударный
г – [к]: согласный, глухой парный, шумный, твёрдый парный
5. В слове 3 звука: 1 гласный и 2 согласных.
Гласная буква ю в начале слова образует 2 звука.
Морфемный анализ слова:
Выстроенная
1. Выстроенная – причастие.
2. Выделим основу и окончание: выстроенная
3. Найдём словообразовательные морфемы: выстроенная < выстроить < строить
4. Найдём корень слова: выстроенная (строить, построить)
5. выстроенная
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением