Упр.45 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 8 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение Прочитайте и сравните два текста. О чём они? Что общего в их содержании? Каково назначение каждого текста?1) Весна в том году пала ранняя, дружная — снег сошёл за одну...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 8 класс, Русское слово:
Прочитайте и сравните два текста. О чём они? Что общего в их содержании? Каково назначение каждого текста?
1) Весна в том году пала ранняя, дружная — снег сошёл за одну неделю, и в озере вода стала прибывать не по дням, а по часам. Ну а вдруг на помощь к озеру да река придёт? Что тогда? Ведь за озером, в низине, всё богатство колхозное: скотные дворы. И потому, не ожидая, когда начнёт показывать свой норов река, решили с заречной стороны соорудить заплот.
Народу собралось людно. Весело работать всем миром. Телеги, тачки. Детвора, как мураши, разбрелись по свежему песку. И вот под вечер, когда уже кончали насыпь, вдруг кто-то закричал:
— Лебеди, лебеди летят!
Где, какие лебеди? Это ведь в старину лебеди запросто летали, а сейчас разве только на картинках увидишь. Может, оттого и развелись эти коврики с лебедями чуть не в каждом доме?
А в вечернем небе и в самом деле пролетали лебеди. Высоковысоко забрались лебёдушки. Как две лодочки белые качаются в синем раздолье. А как стали к лесу-то приближаться, клич дали, принимай, земля. Целый день крыльями машем, пора и нам отдохнуть. И потянули, потянули к дремучему ельнику туда, к Лебяжьим озёрам, где кумачом разливалась заря.
- Ну редкие гости прибыли. Что-то они принесли, — заговорили люди, когда лебеди скрылись за лесом.
- Надо быть, к холодам, — сказал старик Зосима. — Раньше так бывало: снег с лебединых крыльев сыпался.
К старому человеку как не прислушаться — и пока шли домой, только и думали-гадали: надолго ли зазимок?
(По Ф. Абрамову)
2)
Лебедь в зоопарке
Сквозь летние сумерки парка
По краю искусственных вод
Красавица, дева, дикарка —
Высокая лебедь плывёт.
Плывёт белоснежное диво,
Животное, полное грёз,
Колебля на лоне залива
Лиловые тени берёз.
Головка её шелковиста,
И мантия снега белей,
И дивные два аметиста
Мерцают в глазницах у ней.
И светлое льётся сиянье
Над белым изгибом спины,
И вся она как изваянье
Приподнятой к небу волны.
(Н. Заболоцкий)
Оба текста о лебедях. В первом тексте говорится о двух лебедях, живущих в естественных условиях и прилетевших к Лебяжьим озёрам. Теперь они редкие гости в этих местах.
Во втором тексте речь идёт о прекрасном лебеде, живущем в зоопарке. Автор с большой любовью описывает красоту этой величественной птицы.
2. По каким признакам эти тексты можно отнести к языку художественной литературы?
Эти тексты можно отнести к языку художественной литературы по использованию в них выразительных средств. При помощи слов авторы рисуют картины жизни, картины природы, передают своё отношение к изображаемому.
3. Охарактеризуйте лексику текстов с точки зрения её употребления. С помощью каких выразительных средств создаётся поэтический образ лебедя?
В тексте Ф. Абрамова используется разговорная и общеупотребительная лексика.
В стихотворении «Лебедь в зоопарке» Н. Заболоцкого поэтический образ лебедя создаётся при помощи устаревшей и возвышенной лексики (дева, диво, грёз, на лоне, мантия, в глазницах, изваянье); выразительных средств: эпитетов (красавица, дикарка – высокая лебедь; белоснежное диво; лиловые тени, головка шелковиста, дивные два аметиста, светлое сиянье); метафоры (мантия снега белей, дивные два аметиста мерцают в глазницах у ней); сравнение (она как изваянье приподнятой к небу волны). Слова со значением белизны и света подчёркивают чистоту и возвышенность образа лебедя (белоснежное диво, снега белей, светлое сиянье, над белым изгибом спины).
4. Найдите в первом тексте и выпишите приметы разговорной речи. Для чего автор вводит её в текст?
Приметы разговорного стиля в тексте Ф. Абрамова: разговорная лексика (пала, ну а вдруг, на помощь да не придёт, ведь, норов, заречной, соорудить заплот, людно, работали всем миром, мураши, запросто летали, лебёдушки, лодочки, к лесу-то, клич дали, потянули к ельнику, думали-гадали, зазимок); вопросительные предложения (Ну а вдруг на помощь к озеру да река не придёт? Что тогда? Где, какие лебеди? К старому человеку как не прислушаться – и пока шли домой, только и думали-гадали: надолго ли зазимок?); восклицание (Лебеди, лебеди летят!); диалог (– Ну редкие гости прибыли. Что-то они принесли, заговорили люди, когда лебеди скрылись за лесом.
– Надо быть, к холодам, сказал старик Зосима. – Раньше так бывало: снег с лебединых крыльев сыпался.).
Разговорная речь используется автором, чтобы передать особенности речи деревенских жителей, создать живую, непринуждённую обстановку, придать тексту эмоциональность и экспрессивность.
5. Определите род слова лебедь во втором тексте. Как вы думаете, почему автор употребляет это слово в такой форме?
Слово «лебедь» во втором тексте употреблено в форме женского рода. В современном русском языке это слово мужского рода, но в народно-поэтической речи возможно употребление этого слова как существительного женского рода. Форма женского рода поэтизирует образ, делает его сказочным, волшебным.
6. Найдите в тексте стихотворения сложные предложения, выпишите их и выполните синтаксический разбор.
7. Определите часть речи выделенных слов.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением