Упр.412 ГДЗ Бархударов 9 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение Спишите. Укажите,каким способом образованы наречия. Сформулируйте правила: а) написания суффиксов -а, -о на конце наречий; б) употребления дефиса в наречиях. Как можно...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Решение #2 (Учебник 2019)

Изображение Спишите. Укажите,каким способом образованы наречия. Сформулируйте правила: а) написания суффиксов -а, -о на конце наречий; б) употребления дефиса в наречиях. Как можно...

Решение #3 (Учебник 2019)

Изображение Спишите. Укажите,каким способом образованы наречия. Сформулируйте правила: а) написания суффиксов -а, -о на конце наречий; б) употребления дефиса в наречиях. Как можно...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Бархударов 9 класс, Просвещение:
Подготовьте список вопросов для повторения темы «Морфемика и словообразование». Задайте эти вопросы однокласснику. Обсудите с одноклассником план ответа по теме «Морфемика и словообразование».
Ответ №1
1) Что изучает морфемика?
– Морфемика – раздел науки о языке, который изучает строение слова.
2) Что изучает словообразование?
– Словообразование – раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.
3) Что такое морфема?
– Морфема – это минимальная значимая часть слова.
4) Какие виды морфем вы знаете?
– Морфемы: корень, суффикс, приставка, окончание, интерфикс (соединительный гласный), постфикс (-те, -ся/-сь).
5) Какие морфемы могут входить в состав основы?
– Приставка, корень, суффикс.
6) Какие слова называются однокоренными?
– Однокоренные слова – это слова разных частей речи с общим смысловым корнем или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами.
7) Что такое формы слова?
– Формы одного и того же слова образуются окончанием, это не однокоренные слова, а одно и то же слово с разными окончаниями.
8) Перечислите основные способы образования слов.
– Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, аббревиация, переход из одной части речи в другую.
9) Что такое морфемный анализ слова? В чём заключается его цель?
– Морфемный анализ – разбор слова по составу. Цель морфемного анализа – определение того, из каких значимых частей состоит слово.
10) Для чего нужен словообразовательный анализ?
– Цель словообразовательного анализа – определение того, как образовано данное слово.

Ответ №2
1. Что изучает морфемика?
Морфемика – это раздел науки о языке, который изучает части слова –морфемы, их состав, значение, типы.
2. Какие морфемы вы знаете? Для чего они служат?
- корень - морфема, несущая лексическое значение слова (или основную часть этого значения). Корень имеют все самостоятельные части речи.
- окончание – изменяемая часть слова, морфема, которая служит для связи слов в словосочетании, для образования форм слова.
- суффикс – морфема, служащая для образования новых слов, часть слова, стоящая между корнем и окончанием.
- приставка – морфема, служащая для образования новых слов, часть слова перед корнем.
Основа слова — это неизменяемая часть слова без окончания, в которой выражено его лексическое значение.
3. Как отличить формы слова от новых слов?
- Формы слова образуются, когда мы изменяем слово по падежам, родам, числам, спрягаем и.т.д. В этом случае всё слово остаётся неизменным, кроме окончания (день-дня-дню; тёплый-тёплая-тёплое; рука-руки; делаю-делаем-делаешь-делаете-делает-делают)
Также нужно есть формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени -л, глагола повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий, сравнительной степени прилагательных и наречий.
- Новые слова образуются с помощью морфем – суффиксов и приставок (день-деньской, тёплый-тепловатый, рука-ручка, делаю-приделаю).
4. Что изучает словообразование?
Раздел лингвистики, изучающий способы образования новых слов, называется словообразованием.
5. Назовите основные способы словообразования.

1. Морфологический способ:
1) образование новых слов с помощью приставки (приставочный, или префиксальный, способ): история - предыстория, делать - сделать;
2) образование новых слов с помощью суффикса (суффиксальный способ): красивый - красиво, мочить - мочёный;
3) образование новых слов с помощью приставки и суффикса (приставочно-суффиксальный, или аффиксальный способ): вкус - безвкусица;
4) усечение суффиксов (безаффиксный способ) - образование производного слова путём усечения производящей основы: свистеть - свист, бороться – борьба;
5) сложение целых слов, когда новое слово вмещает в себя сумму понятий, выражаемых каждым словом: сорви + голова = сорвиголова; еле + еле = еле-еле;
6) сложение основ слов с помощью соединительных гласных -о- и -е-: белый снег - белоснежный; ферма для птиц - птицеферма;
7) сложение части основы с целым словом или частью основы, в результате чего получаются сложносокращённые слова и аббревиатуры: стенная газета - стенгазета, Московский государственный университет - МГУ;
8) сращение, или слияние в одно слово компонентов словосочетаний: близ + лежащий = близлежащий; с + ума + сшедший = сумасшедший.

2. Неморфологический способ - образование новых слов в результате перехода одной части речи в другую за счёт переосмысления понятия слова:
1) при помощи омонимии (лексико-семантический способ, при котором меняется значение производящего слова): среда (день недели) - среда (окружающая обстановка, общество); Ампер (учёный) - ампер (единица измерения силы тока).
2) при помощи перехода одной части речи в другую (лексико-синтаксический способ). Ср. предложения со словом новенькая: У Маши новенькая кофточка. - Имя прилагательное, поскольку согласуется со существительным кофточка в женском роде, единственном числе, именительном падеже: кофточка (какая?) новенькая.
В класс пришла новенькая. - Существительное, так как это слово приобрело грамматическое значение рода (женский), числа (единственное), падежа (именительный).
Лексико-синтаксическим способом образовались, в частности, некоторые производные предлоги, например: существительное течение - предлог в течение; деепричастие благодаря - предлог благодаря и т. п.

Спишите. Укажите,каким способом образованы наречия. Сформулируйте правила: а) написания суффиксов -а, -о на конце наречий; б) употребления дефиса в наречиях. Как можно отличить наречие от существительного с предлогом?
I. Встретиться (после)завтра, (не)ждать помощи (из)вне, поступить (не)справедливо, (н..)где (не)найти,(н..)когда (не)опаздывать, (не)когда известный футболист.
II. Повернуть (в)прав.., слышаться (с)лев.., раск..лить (до)красн.., возвращаться (за)светл.., известно (из)давн.., (по)летнему жаркий, (по)своему пр..ятный, говорить (по)француз..ки, сделать (по)лучше, чертить (по)аккуратнее, чуть(чуть) незакончить, (кое)как, где(либо), куда(то), откуда(нибудь).
III. Прибыть (во)время, отдызать (во)время каникул, нырнуть (в)глубь, проникнуть (в)глубь пустыни, стоять (на)смерть, смотреть (в)даль, уходить (в)даль моря.

В наречиях, образованных от кратких форм качественных прилагательных, на конце пишется буква а, если они начинаются с приставок из-/ис-, до-, с-; буква о пишется на конце наречий, которые начинаются с приставок в-, на-, за-. Суффикс -о пишется также в наречиях, которые образованы от полных форм качественных прилагательных с любыми приставками.
Дефис пишется в наречиях:
– после приставки по- в наречиях с суффиксами -ому-/-ему, -и, образованных от полной формы прилагательного или местоимения;
– после приставки в-/во- в наречиях с суффиксами -ых/-их, образованных от порядковых числительных;
– после приставки кое-;
– перед частицами -то, -либо, -нибудь, -таки.
Через дефис пишутся также сложные наречия, образованные повторением слов.
Различение наречий и существительных с предлогом: существительное склоняется, можно вставить зависимое слово или вопрос; наречие не изменяется, опустить нельзя.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением