Параграф 4 ГДЗ Пчелов Лукин 6 класс (История)

Изображение §4. Восточные славяне в древностиКак шло расселение славян в Восточной Европе? Расселившись по территории Европы, славяне разделились на три ветви — западную, южную...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пчелов, Лукин 6 класс, Русское слово:
§4. Восточные славяне в древности
Как шло расселение славян в Восточной Европе?
Расселившись по территории Европы, славяне разделились на три ветви — западную, южную и восточную. Западные славяне — это предки поляков, чехов и словаков. Южные — болгар, сербов, хорватов, черногорцев, македонцев и словенцев. Восточные — русских, украинцев и белорусов. До сих пор между языками славянских народов есть много общего.
Территория, на которой жили восточнославянские племена, на севере простиралась до реки Невы и Ладожского озера, на юге — до среднего течения Днепра. Западной границей восточнославянских земель стали Карпатские горы, восточной — глухие леса по реке Оке.
Расселяясь, восточные славяне стали соседями финно-угорских и родственных славянам балтских народов, которые жили на севере и северо-востоке Европы. Это чудь, меря, весь, корела, мурома и другие — предки современных карелов, марийцев, мордвы, коми, вепсов. Потомками древнего финноязычного населения являются современные эстонцы, а балтов — литовцы и латыши. Проникновение славян на земли финнов и балтов происходило в основном мирным путём. На огромных территориях лесной и лесостепной зон Европы места хватало всем. Постепенно многие эти народы вошли в состав Руси.
Как жили предки восточнославянских народов?
Предки восточнославянских народов занимались в основном земледелием. Они также занимались рыболовством, бортничеством, охотой и скотоводством. Религией славян было язычество – поклонение нескольким богам.
1. О каких сторонах жизни и свойствах славян рассказывается в первом отрывке, о каких — во втором? Составьте краткие перечни (например: управление, верования и т. д.).
В первом отрывке рассказывается о
• народовластие в управлении
• язычество
• всегда идут пешком в военных действиях – преобладание пехоты
• не носят панцири (доспехи)
• внешность у всех похожа: высокие и сильные, не сильно светлые и рыжие
Во втором отрывке рассказывается о
• свобода – отсутствие рабства
• многочисленность и выносливость
• занимаются скотоводством и земледелием
2. Какие достоинства древних славян отмечают авторы данных отрывков?
• Народовластие
• Сила и выносливость
• Неповиновение и отсутствие рабства – свобода
• Добры к прибывающим иноземцам
1. Покажите на карте (с. 27) места расселения славян и их соседей — финно-угорских и балтских племён. Какие государства располагаются на этих территориях в наше время?
В наше время на этих территориях располагаются такие государства, как Россия, Украина, Белорусия, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Хорватия, Болгария, Сербия, Черногория, Греция, Македония, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Молдавия, Албания.
2. Расскажите об основных земледельческих работах древних славян. Какие трудности приходилось преодолевать земледельцам?
Главным занятием восточных славян было земледелие. Выращивали разнообразные сельскохозяйственные культуры — пшеницу, овёс, ячмень, рожь, просо. Урожай убирали серпами. Выращивали также лён, из которого ткали полотно и шили одежду.
Возделывать землю было сложно. Существовала так называемая залежная (переложная) система земледелия. Сначала выжигали траву и золой удобряли почву. Затем почву рыхлили, поле засевали, потом собирали урожай. Так продолжалось несколько лет, пока земля не истощалась. Потом переходили на другой участок.
В лесной зоне использовалась также и подсе?чно-огнева?я система земледелия. Подрубали деревья, оставляя их сохнуть на корню, и ждали до следующего лета. Затем сучья, пни и ненужные для строитель­ства деревья сжигали, удобряли золой землю и рыхлили почву. Позд­нее распространилось пашенное земледелие: почву распахивали, а часть поля оставляли незасеянным до следующего сезона. Пашенное земледелие позволяло дольше сохранять обрабатываемый участок плодородным и экономило труд земледельцев.
3. Какие верования называются языческими? Составьте схему «Языческие боги восточных славян». Какие явления природы и занятия людей отразились в верованиях славян?
Славяне обожествляли силы природы, поклонялись различным духам, которые, как они считали, помогали им или мешали в тех или иных делах. Такие верования называют языческими. То есть восточные славяне были язычниками.
Обычаи славян были тесно связаны с жизнью природы. Многие из них сохранялись очень долго. Например, весной славяне справляли Масленицу, провожая зиму. Сложился обычай есть на Масленицу блины. Летом, в день солнцестояния (самый длинный день в году), который уже в христианское время стал называться днём Ивана Купа?лы, молодёжь тоже веселилась — прыгали через пылающие костры, девушки плели венки и бросали их в воду.
4. В чём выражалось почитание богов у древних славян?
Из дерева, а иногда из камня славяне делали фигуры своих богов. Такие изображения назывались идолами. К ним обращались за помощью, а чтобы задобрить богов, перед идолами приносили жертвы. Это могли быть пища, домашняя птица, скот, в исключительных случаях даже люди. Языческие жрецы — волхвы? следили за правильностью выполнения обрядов и, как думали люди, могли общаться с богами и предсказывать будущее. В ходу были всевозможные заклинания, заговоры, приметы и амулеты-обереги.
5*. Подготовьте коллективное сообщение на тему «Как земля и труд людей кормили». Распределите роли и представьте высказывания от имени тех, кто возделывал землю, растил и кормил скот и птицу, занимался рыболовством и охотой и т. д. Нарисуйте орудия их труда.
Основным занятием восточных славян было земледелие. Работы на земле состояли из нескольких циклов. Сначала землю обрабатывали сохой. Затем, выравнивали бороной. После наступал самый ответственный этап – сев. В конце лета наступала жатва. Убирали хлеб серпами. Славяне сеяли пшеницу, просо, ячмень и гречиху. Выращивали репу, свеклу, чеснок, лук. Хлеб был основной пищей славян, поэтому зерновые культуры называли жито (от слова «жить»). Также славяне занимались животноводством. Разводили коров, коз, свиней, лошадей.
Незаменимыми в хозяйственной жизни славян были промыслы: бортничество (сбор мёда диких пчёл), охота и рыбная ловля. Охота, кроме дополнительной пищи, приносила пушнину. Из меха животных делали тёплую верхнюю одежду. Шкурки зверей, прежде всего куницы (куны), служили в качестве денег. На пушнину выменивались нужные товары.
«…Они (славяне) очень красивы и рослы, волосы их отливают в русый цвет. Они огромной силы, … это неплохие и совсем не злобные люди. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый. Они гостеприимны, радушны …, ласковы к чужестранцам, об угощении и безопасности которых заботятся больше всего: ставят на стол всевозможные кушанья, отказывая себе, провожают их от места до места…. Они сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никаким образом нельзя склонить к рабству, или подчинению…».
6*. Сравните верования и круг главных богов древних славян и древних германцев. Что было общим?
• Во главе пантеона богов – бог-громовержец
• Схожие языческие обычаи
• Мотив древа в мифологии
• Схожие боги (покровительствовали похожим явлениям)
Тренажёр к §4 № 1
Обозначьте на карте славянские племена на территориях, где они проживали
Тренажёр к §4 № 2
Укажите богов и духов древних славян, отвечающих за каждый из нарисованных объектов
Тренажёр к §4 № 3
Родовую общину у славян возглавлял …, а племя - …
Князь руководил войском, состоявшим из и ополчения всего племени.
Ответ: старейшина, князь, дружина.
Тренажёр к §4 № 4
Определите, какие воины изображены на рисунках.
Тренажёр к §4 № 5
Прочитав текст, выберите жилище для древлянина, жившего в VIII веке.
Жилища древних славян
Основа планировки и материал дома выбиралась с учётом климатических условий. Из-за того, что на юге почва была сухой, а леса не хватало, то основным типом жилища была полуземлянка, врытая примерно на метр в землю. На севере же, где преобладала влажная почва и было много строевого леса, достаточно рано появились наземные дома с полом, который мог быть даже приподнят над уровнем земли. Общая планировка славянских жилищ, вне зависимости от региона проживания, была четырёхугольной или даже квадратной.
Полуземлянки могли быть различной глубины залегания. Иногда их крыши опирались прямо на грунт. Существовало два способа возведения стен землянок: «срубные» и «столбовые». Первый способ заключался в том, что в яме делали сруб, который затем засыпали снаружи землёй и плотно утаптывали. При «столбовом» способе строительства стены складывали из горизонтально расположенных жердей или плах (колотых брёвен). Такие стены без дополнительной опоры легко могли обрушиться внутрь, поэтому по углам и посередине каждой стены ставили достаточно толстые и крепкие столбы.
Деревянное сооружение для лучшего сохранения тепла засыпали землёй целиком, в том числе и верхнюю его часть, выступавшую из земли, вместе с крышей. Вход в полуземлянку располагался, как правило, с южной стороны. Дверь, раскрытая на южную, солнечную сторону, в летнее время служила дополнительным источником света (окон в полуземлянках не было) и тепла. Снаружи, с окружающего более высокого грунта, к двери вёл углублённый коридорчик. В него вделывали деревянную лесенку или вырезали ступеньки прямо в земле. Полы были земляные, утоптанные, иногда промазанные глиной.
На севере, где климат значительно суровее, а лес – в изобилии, полуземлянки были очень быстро вытеснены наземными строениями – срубными бревенчатыми жилищами. Обычно это была квадратная в плане (то есть если смотреть сверху) постройка со стороной 4–5 м. Иногда сруб возводили непосредственно на месте будущего дома, иногда же его сначала собирали на стороне – в лесу, а затем, разобрав, перевозили на место строительства и складывали уже «начисто». Чтобы брёвна плотней прилегали друг к другу, в одном из них делали продольное углубление, куда и входил выпуклый бок другого. Пазы между брёвнами конопатили болотным мхом и нередко промазывали глиной. Пол в избе обычно делали деревянным, но иногда и земляным.
Ответ:
Тренажёр к §4 № 6
Соотнесите понятия и их значения.
Тренажёр к §4 № 7
… у славян решал все спорные вопросы и был хранителем традиций. Князь руководил войском и собирал … в сопровождении …
Ответ: старейшина, дань, дружины.
Тренажёр к §4 № 8
Основным занятием у восточных славян было … . Распространение у них получили две системы земледелия: … и … . землю славяне распахивали, используя … .
Ответ: земледелие, подсечно-огневая, залежная, мотыгу.
Тренажёр к §4 № 9
Найдите обобщающее понятие к каждой колонке
Тренажёр к §4 № 10
Расставьте восточнославянские племена по своим местам.
Тренажёр к §4 № 11
Выберите орудия, которыми пользовались в древности восточные славяне.
Ответ:
Тренажёр к §4 № 12
Найдите обобщающее понятие к каждой группе названий
Тренажёр к §4 № 13
Соотнесите понятия и их значения
Тренажёр к §4 № 14
Имя славянского бога соотнесите с определением его функций
Тест к §4
1. Какие из перечисленных народов относятся к восточным славянам?
Ответ: русские, украинцы, Белорусы
2. Какие из перечисленных народов относились к финно-уграм?
- Весь
- чудь
- хазары
- меря
- авары
Ответ: чудь, меря, весь.
3. Какое из перечисленных славянских "племён" селилось в верховьях Волги, Днепра и Западной Двины?
- Вятичи
- Древляне
- Кривичи
- Поляне
Ответ: кривичи
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением