Параграф 4 ГДЗ Мединский Торкунов 10 класс (История)

Изображение § 4. Великая российская революция: Февраль 1917 г.Почему Временному революционному правительству России не удалось стабилизировать политическую ситуацию в...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Торкунов 10 класс, Просвещение:
§ 4. Великая российская революция: Февраль 1917 г.
Почему Временному революционному правительству России не удалось стабилизировать политическую ситуацию в стране?
Временное правительство изначально формировалось как временный орган до созыва Учредительного собрания. Оно не обладало сильной поддержкой ни среди населения, ни среди армии.
Одна из ключевых проблем была связана с продолжением участия России в Первой мировой войне. Временное правительство под давлением союзников (Франции и Великобритании) не могло выйти из войны несмотря на то, что война уже не поддерживалась большинством населения.
Ситуация двоевластия между Временным правительством и Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов создала ситуацию постоянного конфликта между двумя центрами силы.
Выделите основные причины революции, разделив их на объективные и субъективные.
Объективные Субъективные
Рост цен
Спекуляции
Перебои со снабжением товарами
Очереди за хлебом Недовольство царской властью и лично Николаем II
Недовольство войной
1. Какую роль сыграли командующие фронтами в отречении Николая II от престола?
В ночь с 1 на 2 (с 14 на 15) марта Председатель Думы М. Родзянкоко по телеграфу просил главнокомандующего Северным фронтом H. Рузского убедить Николая II отречься от престола в пользу 13-летнего сына Алексея, а регентом назначить своего брата Михаила. Всем главнокомандующим фронтами были направлены телеграммы с просьбой высказать своё мнение по вопросу об отречении.
Высшие армейские чины в ответных телеграммах предложили царю отречься. Вечером 2 (15) марта потрясённый Николай II подписал акт об отречении от престола (за себя и за цесаревича Алексея) в пользу младшего брата Михаила.
2. Представители каких партий вошли в первый состав Временного правительства?
Оно состояло из представителей партий октябристов и кадетов, однако его программа должна была согласовываться c Петроградским советом.
1. Подумайте, к каким последствиям могла привести реализация «Приказа №1».
Приказ способствовал резкому падению дисциплины, что повлияло на эффективность армии в боевых действиях. Солдаты больше думали о своих правах и политических вопросах, нежели о ведении войны. Офицеры больше не имели абсолютной власти над солдатами. Это вызвало ослабление армейской структуры, солдаты стали отказываться выполнять приказы командиров, особенно если эти приказы не одобрялись комитетами.
2. Охарактеризуйте феномен двоевластия. Каким образом оно должно было сказаться на дальнейшем ходе политических событий?
Феномен двоевластия возник после Февральской революции 1917 года, когда в России появились две центры власти: Временное правительство и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Оба органа стремились управлять страной, но их интересы и методы часто противоречили друг другу.
Постоянные конфликты и отсутствие единой власти приводили к нестабильности в стране. Двоевластие мешало эффективному управлению как на внутреннем фронте (в экономике, социальной сфере), так и в армии.
С помощью дополнительных источников информации выясните, как происходило возвращение лидера больше-виков в Россию.
Ленин с 1907 года жил в эмиграции, преимущественно в Швейцарии. Ленин и его соратники обратились к немецким властям с просьбой разрешить им транзит через Германию в так называемом "запломбированном вагоне". Немцы, рассматривая Ленина как потенциального дестабилизатора обстановки в России, что могло бы ослабить противника на Восточном фронте, дали разрешение.
9 апреля 1917 года (по новому стилю) Ленин и около 30 других эмигрантов, включая его жену Надежду Крупскую, отправились из Цюриха в Петроград. 16 апреля 1917 года Ленин прибыл в Петроград на Финляндский вокзал. На вокзале он выступил с речью, в которой призвал к немедленному свержению Временного правительства, переходу власти к Советам и выходу России из войны.
1. Насколько программа, изложенная в «Апрельских тезисах», была реалистична в условиях России того времени?
Россия продолжала участвовать в Первой мировой войне, и идея немедленного выхода из войны вызвала бы негативную реакцию среди союзников Антанты, а также среди тех, кто считал, что Россия должна завершить войну с достоинством. Временное правительство, поддерживаемое либеральными и социалистическими партиями, стремилось сохранить порядок и предотвратить радикальные изменения до созыва Учредительного собрания. Идея Ленина о немедленном свержении правительства воспринималась как опасная и революционная.
В чём её принципиальное отличие от программы Временного правительства?
Временное правительство намеревалось продолжить участие России в Первой мировой войне, в то время как Ленин призывал к немедленному выходу из нее.
Временное правительство считало необходимым сохранить государственную систему и провести выборы в Учредительное собрание для установления демократического порядка. Ленин, наоборот, призывал к немедленному переходу власти к Советам и свержению Временного правительства.
Временное правительство не поддерживало радикальных социальных преобразований, в то время как Ленин призывал к немедленной национализации земли, фабрик и банков.
2. Привлекая дополнительные источники информации, выясните, как восприняли выдвинутую Лениным программу лидеры других социалистических и демократических партий. Как вы думаете, почему?
Меньшевики и эсеры полагали, что программа Ленина была чрезмерно радикальной и нереалистичной. Лидеры меньшевиков и эсеров считали, что попытка немедленной социалистической революции приведет к хаосу и гражданской войне, что в итоге обернется крахом страны. Они также полагали, что рабочий класс не готов к захвату власти, а большевистская программа лишь дестабилизирует ситуацию в стране.
Охарактеризуйте роль А. Керенского в событиях 1917 г.
Роль Керенского в 1917 году была неоднозначной: с одной стороны, он пытался сохранить баланс между разными политическими силами, но с другой стороны, его политика не смогла предотвратить крах Временного правительства и приход к власти большевиков.
1. Почему публикация ноты Милюкова спровоцировала политический кризис?
Публикация ноты Милюкова спровоцировала политический кризис, потому что она призывала продолжить войну, что не соответствовало настроениям в обществе. Российское общество устало от войны из-за возникших социально-экономических проблем.
2. Какие последствия имело признание А. Керенским автономии Украинской Центральной рады и её территориальных претензий?
Это решение усилило сепаратистские настроения в других национальных регионах Российской империи. Литва, Белоруссия и Кавказские республики также стали требовать автономии, что ослабило центральную власть.
Признание автономии Украинской рады без чёткого урегулирования вопроса о территориальных границах привело к конфликтам между Киевом и центральным правительством. Это подорвало доверие к Временному правительству и его способности управлять страной.
1. Рассмотрите приведённые в начале параграфа фотографии. Представители каких слоёв населения на них изображены? Чем они недовольны?
На фотографиях изображены рабочие, солдаты, горожане. Эти люди были недовольны положением дел в стране: продолжающаяся война негативно сказывалась на социально-экономическом положении страны (уровень жизни снизился, появился дефицит товаров и очереди).
2. Что заставило Николая II отречься от престола?
• Война шла неудачно, поражения на фронте, нехватка ресурсов и плохое управление подорвали доверие к власти
• В феврале 1917 года начались массовые забастовки и восстания в Петрограде
• Высшие командующие армии и его приближённые настаивали на отречении.
Почему Михаил Александрович отказался занять престол?
Михаил понимал, что в условиях революционных волнений и гражданских беспорядков его воцарение не будет стабильным и может вызвать новые конфликты.
3. Как вы думаете, чем было вызвано решение Временного правительства отложить проведение социальных реформ до созыва Революционного Учредительного собрания?
Правительство опасалось, что принятие радикальных мер может привести к большему социальному и политическому хаосу. Они считали, что только Учредительное собрание, как демократически избранный орган, имеет полномочия принимать такие важные решения.
Какие последствия оно имело?
Отсрочка земельной реформы вызвала недовольство среди крестьян, которые хотели немедленного перераспределения земель. Неспособность решить ключевые социальные вопросы позволила большевикам усилить свою пропаганду и получить поддержку масс.
4. Сравните поведение войск во время революции 1905-1907 гг. и в 1917 г.
В 1905-1907 гг. в основном войска поддерживали правительство, подавляя революционные волнения и восстания. Лишь отдельные части переходили на сторону народа.
В феврале 1917 года солдаты массово присоединились к восстанию, отказались исполнять приказы командиров и даже перешли на сторону революционеров.
Чем можно объяснить изменения, произошедшие в настроениях солдат?
К 1917 году солдаты были истощены и разочарованы Первой мировой войной, они видели в революции возможность завершения войны. Недовольство командованием, нехватка продовольствия и трудные условия жизни ослабили дисциплину и веру в правительство.
5. Существует мнение, что революции лишь создают условия для преобразования общества, которое происходит не так быстро, как того хотелось бы революционерам. Согласны ли вы с этим утверждением? Свой ответ аргументируйте.
Я согласна с данным утверждением. Преобразования в обществе, такие как создание новой политической системы или изменение социальных структур, требуют времени для разработки и внедрения. После революций, как правило, требуется период восстановления экономики, что может занимать годы или десятилетия.
6. Составьте хронологическую таблицу основных событий февраля-июля 1917 г.
• 27 февраля 1917 г. – восстание гарнизона Петрограда
• 2 марта 1917 г. – отречение императора Николая II
• 3 марта 1917 г. – отказ от престола Михаила Александровича
• апрель- май 1917 г. – апрельский политический кризис
• 3-5 июля 1917 г. – июльский политический кризис. Конец двоевластия
7*. Существует точка зрения, что «сложившуюся в ходе февральских событий 1917 г. ситуацию можно считать безвластием». Опираясь на исторические факты, приведите 2-3 аргумента в поддержку данной точки зрения и столько же аргументов, её опровергающих.
Аргументы в поддержку:
• Временное правительство и Советы существовали парал-лельно, создавая неопределённость и конфликт между ними
• Временное правительство не обладало достаточной властью для решения ключевых проблем, что привело к дальнейшему углублению кризиса
Аргументы против:
• Несмотря на слабость, Временное правительство пыталось управлять страной, принимало решения и проводило политические реформы
• Советы, хотя и конкурировали с Временным правительством, также представляли значительную часть общества и работали на создание новой политической системы
8. Используя дополнительные источники информации (дневники, воспоминания), подготовьте сообщение (презентацию) о каком-либо участнике Российской революции из вашего региона.
Одним из ключевых участников Российской революции с Урала был Яков Михайлович Свердлов (1885–1919), который сыграл значительную роль в Октябрьской революции и становлении советской власти. Он родился в Нижнем Новгороде, но Урал сыграл важную роль в его политической карьере, особенно в годы ссылки и работы в революционном подполье.
Свердлов был активным членом РСДРП(б) и организатором большевистского подполья в Екатеринбурге (с 1924 по 1991 гг – Свердловск, названный в его честь). После Февральской революции 1917 года Свердлов стал одним из ближайших соратников Ленина. В октябре 1917 года он сыграл важную роль в подготовке вооружённого восстания в Петрограде. После Октябрьской революции Свердлов возглавил ВЦИК — главный законодательный орган Советской России, и именно под его руководством были приняты ключевые декреты о земле и мире.
Его деятельность на Урале и участие в создании местных органов власти сыграли важную роль в установлении контроля большевиков над регионом. Свердлов также принимал участие в борьбе с контрреволюционными силами на Урале и в Сибири.
9*. Почему многие политические деятели русской эмиграции оценивали события февраля- марта 1917 г. как катастрофу?
Эмигранты, особенно монархисты и консерваторы, считали отречение Николая II концом легитимной российской власти. Монархия обеспечивала стабильность на протяжении веков, и её падение казалось началом хаоса и разрушения государственной целостности. События Февраля привели к ослаблению власти и появлению двоевластия между Временным правительством и Советами. Это вызвало беспорядки, снижение дисциплины в армии и анархию в обществе.
Какие, на ваш взгляд, варианты развития событий имелись после февраля 1917 г.?
• Установка конституционной монархии
• Укрепление Временного правительства
• Федерализация России
10. Сравните начало Февральской революции в России с началом Ноябрьской революции 1918 г. в Германии. Что было общего и в чём состояли различия?
Общие черты:
• Обе революции произошли на фоне недовольства населения затяжной войной (Первая мировая война) и связанного с ней экономического и социального кризиса
• Революции привели к свержению монархий
• В обеих революциях ключевую роль сыграли забастовки рабочих и мятежи солдат
Отличия:
• В России революция переросла в социалистическую, с большевиками, захватившими власть. В Германии же революция завершилась созданием Веймарской республики, ориентированной на либеральные и социал-демократические ценности
• В России революция сопровождалась гораздо более значительными насильственными действиями, а также последующей гражданской войной
11. Означало ли падение монархии прекращение истории Российского государства? Подумайте.
Нет, падение монархии не означало прекращение истории Российского государства. Несмотря на глубокие изменения в политической системе и распад Российской империи, Россия продолжала существовать как государство, хотя и в иной форме.
Хотя Россия потеряла часть территорий и изменила форму правления, её национальная идентичность и культура продолжали существовать. Советская власть позиционировала себя как преемницу Российской империи, что выражалось в международных отношениях и внутренних делах.
Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1) нота Милюкова – апрель 1917 г
2) издание «Приказа №1» Петросовета – 1 марта 1917 г
3) Синьхайская революция в Китае – 1911-1912 гг
4) отказ от престола Михаила Александровича – 3 (16) марта 1917 г
5) вступление Греции в Первую мировую войну на стороне Антанты – июль 1917 г
Ответ: 3, 2, 4, 1, 5
Раскройте смысл понятия «Временное правительство».
Временное правительство — это орган исполнительной власти, созданный в России после Февральской революции 1917 года.
Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России. Приведён-ные факты не должны содержаться в данном вами определении понятия.
Один из значимых эпизодов произошёл в июле 1917 года, когда после волнений и вооружённых демонстраций в Петрограде Временное правительство оказалось под давлением. Георгий Львов, возглавлявший правительство, ушёл в отставку, а его место занял Александр Керенский.
В июле 1917 года Временное правительство признало автономию Украинской Центральной Рады. Это решение было вызвано национальными движениями в Украине и стремлением Временного правительства сохранить контроль над регионами через компромиссы.
1. Когда был подписан манифест об отречении от престола?
Манифест об отречении Николая II был подписан 2 марта 1917 года (по старому стилю).
Каковы мотивы отречения Николая II?
Главные мотивы отречения заключались в неспособности Николая II контролировать внутреннюю ситуацию в стране, его стремлении предотвратить гражданскую войну и обеспечить победу в Первой мировой войне за счёт национального единства. Он надеялся, что его отречение и передача власти помогут сохранить порядок и сплотить общество для продолжения войны.
2. Как вы понимаете слова манифеста «о долге совести»?
Слова о «долге совести» можно понять как выражение личной ответственности Николая II перед страной и народом. Он осознавал, что его дальнейшее пребывание на троне могло усугубить кризис, и считал своим моральным долгом отступить ради блага России.
Каким видится царю необходимый в дальнейшем порядок управления страной?
Николай II видел порядок управления страной в единении между новой властью и народом, выраженном в сотрудничестве с Государственной Думой. Он надеялся, что его брат, великий князь Михаил Александрович, в союзе с народными представителями сможет успешно управлять страной, опираясь на принципы конституционного правления и привлекая всех к общей цели — победе в войне.
1. О каком событии идёт речь?
В данном фрагменте идет речь о событиях, связанных с Корниловским мятежом (август 1917 года). Это попытка генерала Лавра Корнилова взять под контроль Петроград и укрепить власть, чтобы предотвратить развал армии и государства в условиях нарастающего революционного кризиса.
2. Как А. Колчак оценивает деятельность Совета солдатских и рабочих депутатов?
Александр Колчак оценивает деятельность Совета солдатских и рабочих депутатов как разрушительную. Он считает, что Совет активно дезорганизует армию, пропагандируя прекращение войны с Германией и подрывая боеспособность страны. Колчак убеждён, что Совет имеет гораздо большее влияние на массы, чем Временное правительство, и ведёт открытую антигосударственную деятельность.
Что предлагал сделать Л. Корнилов?
Лавр Корнилов предлагал применить вооружённую силу для подавления восстаний в Петрограде и наведения порядка, чтобы предотвратить развал армии и страны. Он считал, что без решительных мер, опирающихся на силу, правительство не сможет контролировать ситуацию.
Как на это отреагировали члены Временного правительства?
Члены Временного правительства, особенно Александр Керенский, воспротивились этому предложению. Керенский утверждал, что применение силы означало бы возвращение к "насильственной политике" царского режима, что, по его мнению, было неприемлемо для новой власти, основанной на "моральном влиянии".
Почему именно таким образом?
Такая реакция объяснялась их желанием избежать кровопролития и сохранить демократические принципы, несмотря на нарастающий кризис и угрозу со стороны более радикальных сил.
Согласны ли вы с приведёнными позициями? Свой ответ аргументируйте.
Булдаков акцентирует внимание на традиционном характере русских бунтов и видит революцию как закономерный итог краха старой общественно-политической системы. Булдаков утверждает, что революция в России была неизбежной, поскольку политическая система царской России оказалась неспособной справиться с экстремальной ситуацией, вызванной войной и внутренними кризисами.
Россия действительно находилась в кризисе. Экономические проблемы, массовая бедность, политическая отсталость и неспособность монархии предложить действенные реформы создали почву для революционных настроений. Война усилила недовольство и стала "катализатором" общественного взрыва. Такие массовые волнения действительно не раз происходили в истории России, например, крестьянские восстания (как восстание Пугачёва) и другие бунты, что указывает на цикличность и предсказуемость подобных явлений в истории страны.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его 2-3 аргументами.
Временное правительство изначально формировалось как временный орган до созыва Учредительного собрания. Оно не обладало сильной поддержкой ни среди населения, ни среди армии.
Одна из ключевых проблем была связана с продолжением участия России в Первой мировой войне. Временное правительство под давлением союзников (Франции и Великобритании) не могло выйти из войны несмотря на то, что война уже не поддерживалась большинством населения.
Ситуация двоевластия между Временным правительством и Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов создала ситуацию постоянного конфликта между двумя центрами силы.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением