Упр.4 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
4. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы на месте пропусков.
Цветоч...ные сл...вари разных авторов среди которых были шве...-ский король Карл XII и российская имп...ратрица Екатерина II публиковались (в) течени... всего сент...ментального столетия. Этой «наукой» увл...кались на Востоке и в Европе.
Правда зн...чение цветов в разных странах и в разных литературных источ...никах могло р...знит...ся (по) этому и в ра...шифровке посланий иногда возн...кала пуга(н,нн)ица. Василёк к примеру мог означать искре(н,нн)ость отношений или жестокость.
(За) то к...ролева цветов роза у всех народов и во все врем...на считалась символом красоты и любви.4 Особе(н,нн)о красная.
ГВ...ЗДИКИ могут иметь самое разное зн...чение всё завис...т от цвета. Розовые гв...здики знак бе...конеч...ной б л... года рн ости как правило их дарят мат...рям. Красные говорят о побед... успех... ува-жени.... Такие цветы прин...то пр...под носить на юб...леи. Букет из белых ГВ...ЗДИК пож...лание удачи во всех нач...наниях. Ж...лтых про...ь-ба о внимани... и сочу...стви... . (И...) сколько п...лосатых гв...здик озн...чают окон...нательный отказ. А вот гербера выр...жает симпатию. Это лучший подарок для друзей ко(л,лл)ег да и возлюбле(н,нн)ых.
Хр...зантема сложное р...стение. Его зн...чение во многом завис...т от цвета л...пестков. Красные хр...зантемы обещают дружбу белые говорят об искре(н,нн)ости ж...лтые выр...жают благодарность. На Востоке хр...зантема долгое время считалась ол...цетв...рением лести. Но в Китае этот цветок а(с,сс)оц...ируется с осенью и ур...жаем. Хр...зантема явля...т...ся одним3 из четырёх китайских «благородных символов» (на) ряду с бамбуком сливой и орх...деей.
Цветоч...ные послания остались в далёком прошлом. А жаль!.. (Н...) все эмоц...и можно выр...зить словами.
(По О. Максаевой)
Цветочные (сочетание чн пишется без мягкого знака) словари (проверочное слово: слово) разных авторов (среди которых были шведский (проверочное слово: шведы) король Карл XII и российская императрица (проверочное слово: империя) Екатерина II) (вставная конструкция со значением дополнения заключается в скобки) публиковались (словарное слово) в течение (производный предлог: публиковались (в течение чего?) в течение всего столетия; предлог можно вставить в вопрос) всего сентиментального (словарное слово) столетия. (соединительная гласная о после твёрдого согласного) Этой «наукой» увлекались (проверочное слово: увлёк) на Востоке и в Европе.
Правда, (запятой выделяется вводное слово) значение (проверочное слово: значит) цветов в разных странах и в разных литературных источниках (сочетание чн пишется без мягкого знака) могло разниться, (проверочное слово: разный; могло (что делать?) разниться) (запятая разделяет части сложного предложения) поэтому (возникла (почему?) поэтому; наречия пишутся слитно) и в расшифровке (приставка на согласный с/з перед глухим согласным) посланий иногда возникала (проверочное слово: возник) путаница. (образовано от прилагательного «путаный», в суффиксе -ан- пишется одна н) Василёк, (запятой выделяется вводное слово) к примеру, (запятой выделяется вводное слово) мог означать (проверочное слово: значит) искренность (словарное слово) отношений или жестокость. (словарное слово)
Зато (можно заменить союзом «но») королева (словарное слово) цветов – (приложение выделяется тире, так как имеет пояснительный характер) роза – (приложение выделяется тире, так как имеет пояснительный характер) у всех народов и во все времена (формы косвенных падежей разносклоняемых существительных образуются с помощью суффикса -ен-) считалась (проверочное слово: пересчитывает) символом красоты и любви. Особенно (образовано от прилагательного «особенный»; в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) красная.
Гвоздики (проверочное слово: гвоздь) могут иметь самое разное значение: (проверочное слово6 значит) (двоеточие в сложном бессоюзном предложении со значением пояснения) всё зависит (зависеть, 2 спряжение, исключение) от цвета. Розовые гвоздики (проверочное слово: гвоздь) – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) знак бесконечной (приставка на согласный с/з перед глухим согласным; сочетание чн пишется без мягкого знака) благодарности, (запятой выделяется вводное слово) как правило, (запятой выделяется вводное слово) их дарят матерям. (словарное слово) Красные говорят о победе, (1 склонение, предложный падеж; говорят (о чём?) о победе) (запятая между однородными дополнениями) успехе, (говорят (о чём?) об успехе; 2 склонение, предложный падеж) (запятая между однородными дополнениями) уважении. (говорят (о чём?) об уважении; существительное на –ие, предложный падеж) Такие цветы принято (проверочное слово: принять) преподносить (приставка пре- имеет значение, близкое к значению приставки пере-) на юбилеи. (словарное слово) Букет из белых гвоздик (проверочное слово: гвоздь) – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) пожелание (словарное слово) удачи во всех начинаниях. (проверочное слово: зачин) Жёлтых (в корне слова после шипящих в ударной позиции пишется гласная ё в том случае, если можно подобрать проверочное слово: желтеть) – (подлежащее и сказуемое выражено существительными в именительном падеже; подлежащее пропущено) просьба (проверочное слово: просить) о внимании (просьба (о чём?) о внимании; существительное на –ие, предложны падеж) и сочувствии. (словарное слово; просьба (о чём?) о сочувствии; существительное на –ие, предложный падеж) Несколько (частица не с неопределёнными местоимениями пишется слитно; частица не является ударной: несколько) полосатых (проверочное слово: полосы) гвоздик (проверочное слово: гвоздь) означают (проверочное слово: значит) окончательный (сочетание нч пишется без мягкого знака) отказ. А вот гербера выражает (словарное слово) симпатию. Это лучший подарок для друзей, (запятая между однородными дополнениями) коллег, (словарное слово) (запятая между однородными дополнениями) да и возлюбленных. (образовано от страдательного причастия путём перехода из одной части речи в другую; в суффиксах страдательных причастий пишется удвоенная нн)
Хризантема (словарное слово) – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) сложное растение. (чередование –раст-/-ращ-/-рос-, перед сочетанием согласных ст пишется гласная а) Его значение (проверочное слово: значит) во многом зависит (зависеть, 2 спряжение, исключение) от цвета лепестков. (словарное слово) Красные хризантемы (словарное слово) обещают дружбу, (запятая разделяет части сложного предложения) белые говорят об искренности, (образовано от прилагательного «искренний», в суффиксе -енн- пишется удвоенная нн) (запятая разделяет части сложного предложения) жёлтые (в корне слова после шипящих в ударной позиции пишется гласная ё в том случае, если можно подобрать проверочное слово: желтеть) выражают (словарное слово) благодарность. (словарное слово) На Востоке хризантема (словарное слово) долгое время считалась (словарное слово) олицетворением (словарное слово) лести. Но в Китае этот цветок ассоциируется (словарное слово) с осенью и урожаем. (словарное слово) Хризантема (словарное слово) является (являться, 1 спряжение; хризантема (что делает?) является) одним из четырёх китайских «благородных (словарное слово) символов» (наряду (является (наряду с чем?) наряду с бамбуком; производный предлог; предлог можно вставить в вопрос) с бамбуком, (запятая между однородными дополнениями) сливой и орхидеей). (словарное слово) (пояснительная конструкция со значением дополнения заключается в скобки)
Цветочные (сочетание чн пишется без мягкого знака) послания остались в далёком прошлом. А жаль!.. Не (частица не с определительными местоимениями пишется раздельно; частица не выражает отрицание) все эмоции (существительное на -ия) можно выразить (словарное слово) словами.
1. Можно ли утверждать, что существует «язык цветов»? Докажите.
Да, можно утверждать, что существует «язык цветов». Это подтверждается историческими данными и культурными традициями, связанными с использованием цветов для передачи определенных значений и эмоций. Например, в разных культурах и эпохах определенные цветы могли символизировать различные чувства, события или отношения.
Так, василек мог означать искренность отношений или жестокость, а роза, особенно красная, традиционно считается символом красоты и любви. Гвоздики могут иметь разные значения в зависимости от цвета: розовые обозначают бесконечную благодарность, красные успех, уважение, белые искренность, а желтые просьбу о внимании и сочувствии. Гербера выражает симпатию, а хризантема может символизировать дружбу, искренность или благодарность, в зависимости от цвета лепестков.
Эти примеры показывают, что использование цветов для передачи определенных сообщений и эмоций действительно можно рассматривать как своего рода «язык цветов», где каждый цвет и тип цветка имеют свое уникальное значение.
2. К какому стилю речи относится данный текст? Подтвердите ваше мнение анализом языковых средств: лексических, морфологических, синтаксических.
Данный текст относится к художественно-публицистическому стилю речи.
Лексические особенности текста, характерные для данного стиля:
1. Использование эмоционально-окрашенной лексики: в тексте присутствуют слова и выражения, которые вызывают определённые эмоции у читателя, например, «сентиментальное столетие», «олицетворение лести».
2. Образные средства: текст содержит метафоры («язык цветов»), эпитеты («бесконечной благодарности», «искренних отношений») и сравнения, которые придают тексту выразительность.
3. Термины и понятия из различных областей знаний: в тексте упоминаются исторические личности (Карл XII, Екатерина II), культурные традиции (символика цветов), что расширяет кругозор читателя и делает текст более информативным.
4. Абстрактные понятия: текст затрагивает темы, связанные с эмоциями, чувствами и отношениями, что требует использования абстрактной лексики («искренность», «любовь», «дружба»).
5. Использование цитат и ссылок на авторитетные источники: упоминание имён исторических личностей и культурных традиций придаёт тексту достоверность и убедительность.
Морфологические особенности текста, характерные для данного стиля:
1. Использование глаголов в настоящем времени (дарят, означают, говорят): в тексте преобладают глаголы в настоящем времени, что создаёт эффект присутствия и вовлечённости читателя в описываемые события.
2. Наличие отглагольных существительных (использование, значение, пожелание, просьба): использование отглагольных существительных позволяет автору кратко и ёмко выражать сложные идеи и концепции.
3. Малое количество прилагательных: в тексте прилагательные используются в основном для создания ярких образов и характеристик, но их количество невелико по сравнению с другими частями речи.
4. Отсутствие восклицательных частиц и междометий: текст написан в спокойном и рассудительном тоне, что характерно для художественно-публицистического стиля.
5. Цепочки слов в родительном падеже (символом красоты и любви): в тексте встречаются цепочки слов в родительном падеже, что способствует созданию сложных и разветвлённых описаний.
Синтаксические особенности текста, характерные для данного стиля:
1. Использование сложноподчинённых предложений: текст содержит сложные предложения с придаточными определительными, изъяснительными и обстоятельственными, что позволяет автору подробно и точно описывать события и явления.
2. Вводные конструкции: в тексте присутствуют вводные конструкции, такие как «правда», «как правило», «например», которые помогают структурировать информацию и привлечь внимание читателя к важным моментам.
3. Однородные члены предложения: в тексте используются однородные члены предложения для перечисления признаков, свойств, действий и т.д., что делает описание более полным и наглядным.
4. Преобладание прямого порядка слов в предложении: в тексте преобладает прямой порядок слов, что способствует ясности и логичности изложения.
5. Использование риторических вопросов и обращений: в тексте присутствуют риторические вопросы и обращения, которые помогают автору установить контакт с читателем и вовлечь его в обсуждение темы.
Синтаксический анализ предложения:
Зато королева цветов – роза – у всех народов и во все времена считалась символом красоты и любви.
(что?) королева цветов; королева цветов (что делала?) считалась символом красоты и любви; королева цветов (какая?) роза; считалась символом красоты и любви (у кого?) у народов; у народов (каких?) всех; считалась символом красоты и любви (когда?) во все времена).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено обособленным приложением, полное.
Морфологический анализ слова:
Одним
1. Одним – числительное (обозначает количество предметов в ряду подобном и отвечает на вопрос каким?)
2. Начальная форма: один.
3. Постоянные признаки:
- количественное
- целое
- простое
4. Непостоянные признаки:
- единственное число
- мужской род
- творительный падеж
5. В предложении является частью составного именного сказуемого (хризантема (что делает?) является одним из четырёх символов)
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением