Упр.2 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
2. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Объясните орфограммы на месте пропусков.
Нал...валось дерево языка. (В) начале было слово, (н...) имеющ...е формы. Человек свято и греховно сотв...рил форму для слова, создав кири(л,лл)ицу, рисунок, скульптуру.
Мне снит...ся, как мне снит...ся золотое дерево языка! Оно р...с-тёт сквозь меня, всас...вает мои соки, оно произр...стает сквозь мою жизнь, шумит кроною надо мной.
Крона языка — моя навя(щ,зч)ивая идея. Мне хочет...ся3 на какой (нибудь) площад... поставить м...нумент языку. Это будет памятник уше...шим великим словам — «(н...) лепо ли ны бяшет братие», — это будет веч...ный огонь живого слова. Там сольют...ся поэзия и архитектура. Как колокола, будут раскачиваться золотые «А», сере...ками будут зв...неть «С», фыркн...т филином «Ф», будут нал...ват...ся ви(н,нн)ые грозд...я «О» — крона должна быть золотой, сле...ка качат...ся от нагр...ваемого воздуха, от света, от человеч...ского дыхания.
(А. Вознесенский)
Различные ассоциации и образы, творческая фантазия автора, безусловно, имеют право на существование. Однако какую содержательную неточность допустил автор в первом абзаце текста? Поясните.
Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните орфограммы на месте пропусков.
Наливалось (проверочное слово: лить) дерево языка. Вначале (было (когда?) вначале; наречия пишутся слитно) было слово, не (у причастия есть зависимые слова: не имеющее (чего?) формы; следовательно, частица не пишется раздельно) имеющее (слово (какое?) не имеющее; окончание -ее после шипящего) формы. Человек свято и греховно сотворил (чередование -твор-/-твар-, в корне всегда пишется гласная о) форму для слова, создав кириллицу, (словарное слово) рисунок, скульптуру.
Мне снится, (что делает?) снится) как мне снится (что делает?) снится) золотое дерево языка! Оно растёт (чередование –раст-/-ращ-/-рос-, перед сочетанием согласных ст пишется гласная а) сквозь меня, всасывает (высасываю, в форме 1-го лица единственного числа суффикс сохраняется) мои соки, оно произрастает (чередование -раст-/-ращ-/-рос-, перед сочетанием согласных ст пишется гласная а) сквозь мою жизнь, шумит кроною надо мной.
Крона языка – моя навязчивая (проверочное слово: навязывать) идея. Мне хочется (что делает?) хочется) на какой-нибудь (суффикс –нибудь с неопределёнными местоимениями пишется через дефис) площади (3 склонение, предложный падеж; поставить (на чём?) на площади) поставить монумент (словарное слово) языку. Это будет памятник (словарное слово) ушедшим (проверочное слово: уходит) великим словам – «нелепо (слово без частицы не употреблять нельзя) ли ны бяшет братие», - это будет вечный (сочетание чн пишется без мягкого знака) огонь живого слова. Там сольются (поэзия и архитектура (что сделают?) сольются) поэзия и архитектура. Как колокола, будут раскачиваться (раскачиваюсь, в форме 1-го лица единственного числа суффикс не меняется) золотые «А», серёжками (проверочное слово: серёжек) будут звенеть (словарное слово) «С», фыркнет (фыркнуть, 1 спряжение) филином «Ф», будут наливаться (проверочное слово: лить; будут (что делать?) наливаться) винные (образовано от основы на согласный н с помощью суффикса -н-: вин-о + -н-) гроздья (разделительный мягкий знак перед гласной я) «О» - крона должна быть золотой, слегка (проверочное слово: лёгок) качаться (должна (что делать?) качаться) от нагреваемого (проверочное слово: нагреть) воздуха, от света, от человеческого (неизменяемый суффикс -еск-) дыхания.
Различные ассоциации и образы, творческая фантазия автора, безусловно, имеют право на существование. Однако какую содержательную неточность допустил автор в первом абзаце текста? Поясните.
Человек свято и греховно сотворил форму для слова, создав кириллицу, рисунок, скульптуру.
Неточность здесь заключается в том, что кириллицу можно назвать формой слова, так как она представляет собой буквы (т.е. состоит из букв). Но рисунок и скульптура не используют буквы и слова как систему знаков, они используют иные способы выражения и относятся к другим областям человеческой культуры.
1. Почему буквы алфавита ассоциируются у автора с определёнными понятиями? Аргументируйте свой ответ.
В тексте автор использует ассоциации с буквами алфавита для создания ярких образов и метафор, которые помогают читателю лучше понять и прочувствовать идею текста. Например, буква «А» ассоциируется с колоколом, что может символизировать начало чего-то нового, пробуждение или призыв к действию. Буква «С» сравнивается с серёжками, что может указывать на красоту и изящество этой буквы. Фырканье филина («Ф») может символизировать мудрость и глубину мысли. А буква «О», которая сравнивается с винными гроздьями, может означать изобилие, полноту жизни и радость.
Таким образом, автор использует ассоциации с буквами алфавита для создания ярких и запоминающихся образов, которые помогают глубже понять и почувствовать основную идею текста.
2. Какие функции языка нашли отражение в этом тексте?
В данном тексте нашли отражение следующие функции языка:
1. Эстетическая (поэтическая) функция – использование языка для создания художественных образов и эмоционального воздействия на читателя. Она проявляется в описании дерева языка, которое «шумит кроною надо мной», а также в создании ярких образов букв алфавита.
Примеры:
«Мне снится, как мне снится золотое дерево языка!» - данный образ создаёт атмосферу волшебства и красоты.
«Оно растёт сквозь меня, всасывает мои соки, оно произрастает сквозь мою жизнь, шумит кроною надо мной» - данная метафора призвана усилить эмоциональное воздействие.
2. Коммуникативная функция – язык используется для передачи информации и обмена мыслями и чувствами между автором и читателем. Она отражена в описании идеи памятника языку и его значении для общества.
Примеры:
«Мне хочется на какой-нибудь площади поставить монумент языку» - здесь выражается желание автора поделиться своей идеей с читателем.
«Это будет памятник ушедшим великим словам» - цель создания монумента.
3. Образно-познавательная функция – язык служит средством познания мира и передачи знаний о нём. В тексте она показана через описание дерева языка и его роли в жизни человека.
Примеры:
«Там сольются поэзия и архитектура» - идея о соединении различных аспектов культуры и искусства.
«Как колокола, будут раскачиваться золотые «А», серёжками будут звенеть «С», фыркнет филином «Ф», будут наливаться винные гроздья «О» - данное описание помогает представить и понять концепцию идеи автора.
4. Идейно-эстетическая функция – язык используется для выражения идей и взглядов автора, а также для создания эстетического воздействия на читателя. Эта функция показана в описании монумента языку и его значения для общества.
Примеры:
«Это будет вечный огонь живого слова» - метафора подчёркивает значимость и вечность языка.
«Там сольются поэзия и архитектура» - в предложении выражена идея о единстве различных аспектов культуры и искусства, выраженная через образ монумента.
3. Укажите предложения, в которых подлежащие выражены словосочетаниями.
Наливалось дерево языка.
Крона языка – моя навязчивая идея.
Морфологический анализ слова:
Хочется
1. Хочется – глагол (обозначает действие и отвечает на вопрос что делает?).
2. Инфинитив: хотеться.
3. Постоянные признаки:
- несовершенный вид
- 1 спряжение
- возвратный
- переходный
4. Непостоянные признаки:
- изъявительное наклонение
- настоящее время
- 3-е лицо
- единственное число
5. В предложении является сказуемым (что делает?) хочется)
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением