Параграф 4 ГДЗ Рабочая тетрадь Крючкова Агибалова 6 класс (История)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Крючкова, Агибалова 6 класс, Просвещение:
Задания к § 4 «Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках»
Задание 1. Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы.
Священный долг королей – мощною рукою обуздывать дерзость тиранов, кои раздирают страну бесконечными войнами, тешатся грабежами, бедный люд губят, церкви разоряют… Пример тому – Томас Марль, человек отчаянный… Он, не страшась, разорял и, как хищный волк, пожирал округа Ланский, Реймсский и Амьенский, не давая при этом ни малейшей пощады ни клиру', ни народу… Епископ по единодушному приговору церковного собрания заочно лишил его, как гнусного злодея и врага имени христианского, рыцарского пояса и всех феодов…
Кого автор хроники называет тиранами? Почему?
Автор хроники называет тиранами крупных феодалов-рыцарей (вроде Томаса Марля), которые, злоупотребляя своей силой и независимостью, развязывали частные войны, грабили земли и терроризировали местное население.
Какие бедствия они причиняли?
Бедствия, которые они причиняли, включали разорение деревень, грабежи, насилие над простыми людьми и даже разрушение церквей.
Кто страдал от них больше всего?
Больше всего от их произвола страдало мирное население: крестьяне, горожане, а также духовенство, чьи земли и имущество не были защищены.
Кто противостоял им?
Противостояли им королевская власть, которая стремилась установить порядок, и церковь, выступавшая с моральным осуждением.
На чьей стороне человек, написавший эти строки? Предположите, какое место в обществе он занимал.
Автор хроники явно на стороне короля и церкви. Он осуждает произвол феодалов и приветствует их наказание. Учитывая его язык и знание деталей церковного собрания, можно предположить, что он занимает высокое место в обществе, скорее всего, являясь учёным монахом или церковным летописцем.
Задание 2. Прочитайте перечень из четырёх событий (процессов) и выполните задания.
1. Появление государства римских пап.
2. Создание наследственного феодального землевладения.
3. Разорение свободных земледельцев и их переход в состояние зависимости от крупных земельных собственников.
4. Образование Священной Римской империи.
Прочитайте отрывок из исторического источника и определите, к какому из указанных в перечне событий (процессов) он относится. В ответе запишите цифру, которой обозначено это событие.
Мы повелеваем и решаем: чтобы каждый из тех, кто находится на военной службе у епископа, аббата, аббатисы, маркиза или графа, или любого другого лица, который получил бенефиций из нашего состояния или из собственности церкви и который им пользуется, или даже если он был несправедливо его лишён, принадлежит ли он к нашим главным вассалам, или является ли он вассалом наших вассалов, мог лишиться своего бенефиция лишь за очевидную провинность, доказанную конституциями [т. е. законами] наших предков, и только по суду равных себе.
…Мы повелеваем также, что если воин, крупный или мелкий вассал, уйдёт из земной жизни, то его сын будет ему наследовать. Если же у него нет сыновей, но есть сын его сына, то последний будет иметь те же права.
Ответ: 2
Аргументируйте свой выбор.
В документе прямо указаны ключевые признаки этого процесса:
• Наследственность: «…если воин… уйдёт из земной жизни, то его сын будет ему наследовать»
• Земельное владение за службу: речь идёт о «бенефиции» — предшественнике феода, который жаловался за военную службу
• Упоминается, что лишить бенефиция можно только по суду и за доказанную вину, что укрепляет права вассала на землю
Какие особенности вассальной системы отражены в документе?
• Иерархичность: упоминаются «наши главные вассалы» и «вассалы наших вассалов»
• Юридическая защищённость владений вассала: землю нельзя отобрать произвольно, только по решению суда равных
• Превращение условного владения (бенефиция) в наследственное (феод): документ законодательно закрепляет право наследования сыном или внуком
Задание 3. Заполните таблицу «Попытки восстановления Римской империи».
Задание 4. Во французских хрониках XII века рассказывается, что проехать от Парижа до Орлеана (то есть по собственным владениям) король мог лишь в сопровождении большой вооружённой свиты. Как вы можете объяснить этот факт?
Этот факт ярко иллюстрирует слабость королевской власти и процесс феодальной раздробленности во Франции XII века. Номинально земли от Парижа до Орлеана принадлежали королю, но реально ими управляли непокорные и могущественные местные феодалы. Король был среди них лишь «первым среди равных». Большая вооружённая свита была необходима для защиты от собственных вассалов, которые могли напасть на него для грабежа или чтобы продемонстрировать свою независимость. Без такой охраны путешествие короля по своим владениям было бы небезопасным.
Задание 5. Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы.
…Затем граф сжимал в своих руках сложенные руки того человека, и они скрепляли свой союз поцелуем. Затем тот… выражал свою верность графу в следующих словах: «Клянусь верой своей, что с этого времени я буду служить графу Вильгельму и никому более, я сдержу свою клятву по совести и без всякого обмана». И наконец, тот же человек клялся святыми реликвиями.
Какая церемония описана в документе? Как вы поняли её смысл?
В документе описана церемония оммажа — торжественного заключения вассального договора.
Смысл церемонии заключается в установлении личных, правовых и социальных связей между сеньором (графом Вильгельмом) и его человеком (вассалом). Вассал добровольно признаёт себя зависимым от сеньора и обещает ему служить, а сеньор, в свою очередь, обещает его защищать.
Кем после неё приходились друг другу её участники?
После церемонии её участники становились сеньором и вассалом.
Почему для участников церемонии была важна клятва святыми реликвиями?
Клятва на святых реликвиях была крайне важна, так как придавала договору священный, нерушимый характер. В обществе, где вера была основой мировоззрения, нарушить клятву, данную на реликвиях, считалось страшным грехом, который грозил не только земным позором, но и вечным проклятием. Это был самый сильный гарант соблюдения договора.
Похожие решебники
Популярные решебники 6 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением