Упр.395 ГДЗ Бархударов 8 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение Сравните два отрывка из поэмы М. Лермонтова «Мцыри». Почему при описании грузинки автор использует обособленные члены предложения, выраженные деепричастными оборотами, а...

Решение #2 (Учебник 2023)

Изображение Сравните два отрывка из поэмы М. Лермонтова «Мцыри». Почему при описании грузинки автор использует обособленные члены предложения, выраженные деепричастными оборотами, а...

Решение #3 (Учебник 2020)

Изображение Сравните два отрывка из поэмы М. Лермонтова «Мцыри». Почему при описании грузинки автор использует обособленные члены предложения, выраженные деепричастными оборотами, а...

Решение #4 (Учебник 2020)

Изображение Сравните два отрывка из поэмы М. Лермонтова «Мцыри». Почему при описании грузинки автор использует обособленные члены предложения, выраженные деепричастными оборотами, а...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Бархударов, Крючков, Максимов 8 класс, Просвещение:
Найдите обособленные и необособленные несогласованные определения. Укажите причину обособления. Сделайте выводы об обособлении (или необособлении) несогласованных определений, относящихся к: а) именам существительным собственным; б) личным местоимениям; в) именам существительным нарицательным.
1) Варвара Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвратилась с прогулки. (И. Тургенев)
2) Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива. (М. Горький)
3) Из-за перегородки вышел высокий человек в тёмных очках, в военном кителе. (К. Паустовский)
4) В вагон вошла девушка в белом пуховом платке и цигейковом жакете. (С. Антонов)

Несогласованные определения, относящиеся к собственным именам существительным и личным местоимениям, обособляются в предложении запятыми.
Несогласованные определения, относящиеся к нарицательным именам существительным, не обособляются.

Сравните два отрывка из поэмы М. Лермонтова «Мцыри». Почему при описании грузинки автор использует обособленные члены предложения, выраженные деепричастными оборотами, а в сцене схватки с барсом предпочитает глаголы в спрягаемых формах? Обоснуйте ваше мнение. Какие лингвистические термины вы используете для аргументации? Внимательно выслушайте мнение участников других групп, выскажите своё отноше ние к их версиям. По окончании обсуждения напишите небольшое сочинение-рассуждение.
I. Держа кувшин над головой,
Грузинка узкою тропой
Сходила к берегу. Порой
Она скользила меж камней,
Смеясь неловкости своей.
И беден был её наряд;
И шла она легко, назад
Изгибы длинные чадры откинув.
II. Я ждал. И вот в тени ночной
Врага почуял он, и вой
Протяжный, жалобный как стон
Раздался вдруг... и начал он
Сердито лапой рыть песок,
Встал на дыбы, потом прилёг,
И первый бешеный скачок
Мне страшной смертию грозил...
Но я его предупредил.
Удар мой верен был и скор.
Надёжный сук мои, как топор,
Широкий лоб его рассёк...

Вариант ответа 1
При описании грузинки Лермонтов использует обособленные члены предложения, выраженные деепричастными оборотами, потому что деепричастные обороты означают дополнительное действие, главная же задача автора при описании грузинки — показать не действия, а легкость, изящество, красоту героини; остановиться на деталях.
В сцене схватки с барсом автор предпочитает глаголы в спрягаемых формах. Сцена схватки с барсом очень напряженная, поэтому здесь много глаголов действия, которые передают динамику происходящего.

Вариант ответа 2
Основная причина того, почему М.Ю. Лермонтов используется для описания этих двух сцен разные стилистические средства состоит в том, что цель этих двух сцен - разная.
В сцене, где главный герой поэмы видит грузинку, поэту было важно показать первую влюблённость юноши. Поэтому больший акцент в отрывке делается на описательных прилагательных, которые передаёт внешность героини. Глаголы здесь не важны.
В сцене же сражения героя с барсом важно именно действие - схватка. Для описания подобных сцен гораздо выгоднее использовать различные формы глаголов, так как сцена является рассказом о происходившем действии. Прилагательные и деепричастия здесь могут использоваться для придания дополнительной описательной характеристики сцене, а также большей яркости и динамичности повествованию.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением