Параграф 35 ГДЗ Беляев 11 класс (Биология)

Изображение § 35. Биосфера и человек.Попытайтесь оценить ваш личный уровень энергопотребления (электроэнергия, тепло, пища, другие источники). О чём говорит эта величина. Как она...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Беляев, Дымшица 11 класс, Просвещение:
§ 35. Биосфера и человек.
Попытайтесь оценить ваш личный уровень энергопотребления (электроэнергия, тепло, пища, другие источники). О чём говорит эта величина. Как она соотносится со средним энергопотреблением современного жителя Земли? Как вы можете сократить энергопотребление?
Современный уровень энергопотребления человека достиг беспрецедентных масштабов – сегодня каждый из нас использует около 300 000 кДж энергии ежедневно, что в тысячи раз превышает потребности первобытного человека. Такой резкий рост связан с научно-техническим прогрессом и расширением наших потребностей, однако он создает колоссальную нагрузку на планету. Мы активно расходуем невозобновляемые ресурсы – нефть, уголь, газ, при этом значительная часть энергии тратится неэффективно.
1. Определите, какой биом является типичным для вашего региона и какие варианты нарушенных экосистем преобладают (поля однолетних культур, поля многолетних культур, пастбища, сады, лесопарки, лесопосадки и т. п.).
Типичный биом: Южная тайга (хвойно-мелколиственные леса с преобладанием сосны, ели, берёзы)
Нарушенные экосистемы:
• Поле пшеницы (сельскохозяйственные угодья)
• Городской лесопарк (рекреационная зона)
2. Выберите два-три варианта нарушенных экосистем вашего региона, составьте в тетради таблицу и заполните её:
3. Сравните разнообразие доминантов и их представленность в разных звеньях трофических сетей.
• В естественной тайге наблюдается максимальное разнообразие на всех трофических уровнях
• В агроценозе (поле) резко сокращено число продуцентов (монокультура), упрощена пищевая цепь
• В лесопарке частично сохраняется древесный ярус, но исчезают типичные таежные виды
4. О чём говорят различия в разнообразии доминантов в разных экосистемах (естественной и нарушенных)? К чему приводит изъятие продукции человеком?
Различия в разнообразии показывают, что антропогенное воздействие:
• Упрощает структуру экосистем (снижает число ярусов)
• Уменьшает число трофических связей
• Приводит к исчезновению специализированных видов
Как можно компенсировать эти потери?
• Введение севооборотов на полях
• Сохранение лесных островков среди сельхозугодий
• Искусственное подсаживание типичных видов в лесопарках
• Ограничение рекреационной нагрузки
1. Как можно охарактеризовать исторические изменения роли человека в биосфере?
Согласно тексту, влияние человека на биосферу обусловлено тремя взаимосвязанными процессами: «возрастанием потребностей, научно-техническим прогрессом и увеличением численности населения». От первобытного общества (2·10^4 кДж/год на человека) до современности (30·10^4 кДж/сутки) потребление ресурсов выросло в тысячи раз, что привело к истощению невозобновляемых запасов (уголь, нефть) и нарушению экосистем.
2. Какие экологические факторы влияют на необходимое для конкретного человека количество энергии, поступающей с пищей, и на соотношение продуктов разного происхождения?
На необходимое количество пищевой энергии влияют климат (в холодных регионах требуется больше калорий), доступность ресурсов (60% питания обеспечивают всего 4 культуры), и антропогенные факторы – 30% суши занято сельхозугодьями, но 800 млн человек голодают из-за неравномерного распределения.
3. Какие виды растений и животных вашей местности можно ввести в культуру? Почему?
В культуру можно ввести местные устойчивые виды: например, дикие ягоды (бруснику, клюкву) как витаминные источники, и лося как адаптированный источник мяса, что расширит пищевую базу и снизит нагрузку на монокультуры, используя потенциал 70 000 съедобных растений.
4. Обоснуйте законы Коммонера известными вам примерами.
Законы Коммонера иллюстрируются примерами: распашка степей ("всё связано") вызвала пыльные бури; пластиковое загрязнение ("всё должно деваться") образует мусорные острова; восстановление земель ("природа знает лучше") требует десятилетий; а зелёная революция ("ничто не дается даром") дала урожаи ценой загрязнения.
5. На каких принципах основана концепция устойчивого развития?
Концепция устойчивого развития основана на принципах сохранения биоразнообразия, замедления истощения ресурсов, существования в пределах возможностей биосферы, внедрения безотходных технологий и глобального сотрудничества для баланса между потребностями человека и природой.
6. Предложите модель организации жизни на Земле в эпоху ноосферы (где располагать города, как организовывать промышленное производство и производство продуктов питания и т. д.).
В ноосфере города должны быть компактными с зелёными зонами на нарушенных землях, промышленность – работать по замкнутому циклу, а сельское хозяйство – сочетать агролесоводство с использованием тысяч съедобных растений для гармоничного сосуществования с биосферой.
7. Представьте себе природную (например, падение на Землю крупного астероида) или антропогенную катастрофу (например, взрыв мощного ядерного заряда). Какими могут быть последствия для биосферы в первом и во втором случае?
Природная катастрофа (астероид) вызовет пылевые бури и вымирание видов, аналогичное меловому периоду, тогда как антропогенная (ядерный взрыв) приведет к радиоактивному заражению на века и разрушению озонового слоя, что нарушит все трофические цепи в биосфере.
8. Прочитайте материал параграфа и сформулируйте определение понятия «ноосфера».
Ноосфера, согласно параграфу, определяется как "сфера разума", представляющая собой новую стадию развития биосферы, где разумная человеческая деятельность становится главным фактором планетарного масштаба, что соответствует представлениям В.И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена о переходе к сознательному управлению взаимоотношениями между обществом и природой на основе научного знания и экологической ответственности.
9. Прочитайте заключение к данной главе. Выделите главную мысль и выразите её в одном предложении.
Устойчивое развитие человечества возможно только через гармонизацию отношений с биосферой, основанную на научном понимании экологических закономерностей и переходе к ноосферной модели взаимодействия, сочетающей технологический прогресс с сохранением природных систем.
1. Верхняя граница биосферы (по Вернадскому) располагается
1) в гидросфере
2) в ионосфере
3) в тропосфере
4) в стратосфере
Ответ: 4
2. Ярко выраженный локальный характер имеет биотехнический круговорот
1) азота
2) кислорода
3) углерода
4) аргона
Ответ: 1
3. Следствием глобального потепления является
1) снижение уровня Океана
2) повышение границы постоянного снегового покрова в горах
3) смещение на юг северных границ ареалов в Северном полушарии
4) увеличение нефтедобычи
Ответ: 2
4. Расположите основные типы экосистем по запасам биомассы — от больших к меньшим.
1) лесные
2) аридные
3) травянистые
4) открытого океана
5) техногенные
Ответ: 1,3,2, 4, 5
5. Установите соответствие между типом биома и увлажненностью.
УВЛАЖНЕННОСТЬ
1) дефицит влаги
2) значительный или небольшой избыток влаги
БИОМЫ
A. лесные
Б. приполярных районов
B. травянистые
Г. аридные
Д. открытого океана
Ответ: А - 2
Б - 1
В - 2
Г – 1
Д – 2
6. Установите соответствие между химическими элементами и основными средами их миграции.
СРЕДА МИГРАЦИИ
1) водная среда (водные мигранты)
2) воздушная среда (воздушные мигранты)
ЭЛЕМЕНТ
A. азот
Б. углерод
B. железо
Г. фосфор
Д. кальций
Е. кислород
Ж. сера
Ответ: А – 2
Б – 2
В – 1
Г – 1
Д – 1
Е – 2
Ж – 1
Что такое биологическое разнообразие? (Введение к главе 6.)
Биологическое разнообразие – многообразие форм жизни и биологических систем, которое мы наблюдаем в настоящее время и можем реконструировать для прошлых эпох.
Что называют видом? популяцией?
Вид – это основная структурная единица биологической классификации, представляющая собой совокупность популяций особей.
Популяция – это группа особей одного вида, длительно занимающих определённую территорию, частично изолированную от других подобных групп, и способную к свободному скрещиванию между собой.
Что такое генофонд? (§ 5.)
Генофонд – это совокупность всех аллелей (различных форм генов), присутствующих в популяции.
Что такое экосистема? (§ 27.)
Экосистема — это совокупность живых организмов и их среды обитания, взаимодействующих как единая функциональная система через обмен веществом, энергией и информацией.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением