Упр.317 ГДЗ Рыбченкова Александрова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 317 Прочитайте внимательно текст; найдите в нём информацию о происхождении названия города Смоленска. Запишите один из его фрагментов, соблюдая нормы...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Нарушевич 11 класс, Просвещение:
317 Прочитайте внимательно текст; найдите в нём информацию о происхождении названия города Смоленска. Запишите один из его фрагментов, соблюдая нормы правописания.
Информация о происхождении названия города Смоленска: «Вполне возможно, что Смоленска в те далёкие времена ещё не существовало, что возник он позднее, когда по Днепру наладилась регулярная торговля, и именно здесь, в сосновых берегах, удобнее всего было смолить суда после длинных и тяжёлых волоков. Смолили суда, молились богам в священной роще и плыли дальше из варяг в греки. И постепенно вырос город, в названии которого сохранился не только труд его первых жителей, но и аромат его красных боров.»

I. Мою первую учительницу звали... К стыду своему я не помню как её звали но помню её. Худощавая строгая ровная безулыбчивая всегда одетая в тёмное из которого ослепительно вырывались бел..снежные воротн..чки и манжеты она нр..дст..в-лялась нам первоклашкам очень стар..й из прошлого века. И в один из выходных она в..лела собраться у школы но не всем а тем кто хоч..т пойти на экскурс..ю. Я хотел пришёл одним из первых; учительница пересчитала нас вывела к знаменитым смоленским часам иод которыми назначались все св..-дания и от которых шло измерение во всех направлениях и погрузила в маленький пёстрый и звонкий смоленский трамвай. И мы пок..тили вниз к Дн..иру. Миновали Соборн..ю гору выбр..лись из старого Смоленска переехали по мосту через Днепр и сошли у рынка. И под предводительством первой учительницы переулк..ми садами и дворами вышли... к дубу.
Мою первую учительницу (неизм. суффикс) звали... К стыду своему, (запятая выделяет ввод. сл.) я не помню, (запятая разделяет глав. и придат. предл.) как её звали, (запятая перед противит. союзом) но помню её. Худощавая, (запятая разделяет однород. определ.) строгая, (запятая разделяет однород. определ.) ровная, (запятая разделяет однород. определ.) безулыбчивая, (запятая разделяет однород. определ.) всегда одетая в тёмное, (запятая перед придат. предл.) из которого ослепительно (слепит) вырывались белоснежные (соединит о после твёрд. согл.) воротнички (воротник) и манжеты, (запятая после придат. предл. перед глав.) она представлялась (словар.; представить) нам, первоклашкам, (запятыми выделено уточняющ. дополнение) очень старой (какой?), (запятая выделяет уточняющее. определ.) из прошлого века. И в один из выходных она велела (велено) собраться у школы, (запятая перед противит. союзом) но не всем, (запятая перед противит. союзом) а тем, (запятая разделяет глав. и придат. предл.) кто хочет (I спр.) пойти на экскурсию (сущ. на -ия). Я хотел, (запятая разделяет однород. сказ.) пришёл одним из первых; учительница пересчитала (черед., за корнем есть -а-) нас, (запятая разделяет однород сказ.) вывела к знаменитым смоленским часам, (запятая разделяет глав. и придат. предл.) под которыми назначались (назначить) все свидания (видеть) и от которых шло измерение во всех направлениях, (запятая после придат. предл. ) и погрузила в маленький пёстрый и звонкий смоленский трамвай. И мы покатили (катится) вниз к Днепру (Днепр). Миновали Соборную (какую?) гору, (запятая между однород. сказ.) выбрались (брать) из старого Смоленска, (запятая между однород. сказ.) переехали по мосту через Днепр и сошли у рынка. И под предводительством (водит) первой учительницы переулками (сущ. мн. ч в Т. п.), садами и дворами вышли... к дубу.

II. Это самый древний житель нашего города сказала первая учительница.
Может быть она сказала не теми словами сказала не так но суть заключалась в том что этот дуб остаток священной рощи кривичей которые жили в селении неподалёку от Смоленска где и по сей день сохранилось множество их могильных курганов. Вполне возможно что Смоленска в те далёкие времена ещё не существовало что возник он позднее когда по Днепру налад..лась регулярная торговля, и именно здесь в сосновых берегах удобнее всего было см..лить суда после длинных и т..ж..лых волоков. Смолили суда м..лились богам в св..щен(?)ой роще и плыли дальше из варяг в греки. И постепенно выр..с город в названии которого сохранился (не)только труд его первых жителей но и аромат его красных боров.
Я прикоснулся к дубу раньше чем учительница в..лела это сделать. Ей-богу я помню до сей норы его грубую теплоту: теплоту л..доней пота и крови моих пре..ков вечно живую теплоту истории.
(Б. Л. Васильев)
«Это самый древний житель нашего города», – (прямая речь заключается в кавычки, после пр. речи перед сл. автора запятая и тире) сказала первая учительница.
Может быть, (запятая вделяет вв. сл.) она сказала не теми словами, (запятая между однород. сказ.) сказала не так, (запятая перед противит. союзом) но суть заключалась в том, (запятая перед придат. предл.) что этот дуб – (тире между подлеж. и сказ., выраж. сущ. в Им. п.) остаток священной (святость) рощи кривичей, (запятая перед придат. предл.) которые жили в селении неподалёку (даль) от Смоленска, (запятая перед придат. предл.) где и по сей день сохранилось (охрана) множество (неизм. суффикс) их могильных курганов. Вполне возможно, (перед придат. предл.) что Смоленска в те далёкие времена ещё не существовало, (запятая между однород. придат.) что возник он позднее, (запятая между глав. и прид. предл.) когда по Днепру наладилась (от «наладить») регулярная торговля, и именно здесь, в сосновых берегах (запятыми выделяется уточняющ. обст.), удобнее всего было смолить (смолы) суда после длинных и тяжёлых (тяжесть) волоков. Смолили суда, молились (молится) богам в священной (святость; суф. прилагательного) роще и плыли дальше из варяг в греки. И постепенно вырос (черед., пред с пишется о) город, (запятая перед придат. предл.) в названии которого сохранился не только труд его первых жителей, (запятая перед второй частью составного союза) но и аромат его красных боров.
Я прикоснулся (черед., за корнем нет -а-) к дубу раньше, (запятая перед придат. предл.) чем учительница велела (велено) это сделать. Ей-богу, (запятая выделяет междометие) я помню до сей поры его грубую теплоту: теплоту ладоней, (запятая между однород. дополн.) пота и крови моих предков (предок), (запятая между однород. дополн.) вечно живую теплоту (тёплый) истории. (Б. Л. Васильев)

1. Из выделенного предложения выпишите все словосочетания и выполните их синтаксический разбор.
сказала словами, глагольное, управление, прямой, действие и предмет, на который оно переходит
не теми словами
сказала не так, глагольное, примыкание, прямой, действие и его признак
заключалась в том, глагольное, управление, прямой, действие и предмет, на который оно переходит
этот дуб, именное, согласование, прямой, предмет и его признак
остаток рощи, именное, управление, прямой, предмет и его признак
священной рощи, именное, согласование, прямой, предмет и его признак
рощи кривичей, именное, управление, прямой, предмет и его признак
жили в селении, глагольное, управление, прямой, действие и предмет, на который оно переходит
жили неподалёку, глагольное, примыкание, прямой, действие и его признак
неподалёку от Смоленска, наречное, примыкание, прямой, признак и предмет, на который он переходит
по сей день сохранилось, глагольное, управление, обратный, действие и предмет, на который оно переходит
могильных курганов, именное, согласование, прямой, предмет и его признак

2. Найдите в тексте осложнённые предложения, укажите, чем они осложнены. Выполните их синтаксический анализ.
1)К стыду своему, я не помню, 2)как её звали, 1)но помню её. (Повеств., невоскл., СПП, состоит из двух частей:
1) простое, главное, двусост., распростр., полное, ослож. ввод. сл. и однород. сказ.;
2) простое, придаточное, изъяснит., односост., неопред.-лич., распростр., полное, не ослож.)
[Вв. сл, =,(как…), но =…].
1)Худощавая, строгая, ровная, безулыбчивая, всегда одетая в тёмное, 2)из которого ослепительно вырывались белоснежные воротнички и манжеты, 1)она представлялась нам, первоклашкам, очень старой, из прошлого века. (Повеств., невоскл., СПП, состоит из двух частей:
1) простое, главное, двусост., распростр., полное, ослож. однород. определ. уточняющим дополн.и уточняющим определ.;
2) простое, придаточное, определит., двусост., распростр., полное, ослож. однород. подлеж.)
[ , , , ,(из которого… и ),…, , …, ].
1)И в один из выходных она велела собраться у школы, но не всем, а тем, 2)кто хочет пойти на экскурсию.
(Повеств., невоскл., СПП, состоит из двух частей:
1) простое, главное, двусост., распростр., полное, ослож. однород. дополн.;
2) простое, придаточное, изъяснит., двусост., распростр., полное, не ослож.)
[… , а ], (кто…).
1) Я хотел, пришёл одним из первых; 2)учительница пересчитала нас, вывела к знаменитым смоленским часам, 3)под которыми назначались все свидания и 4)от которых шло измерение во всех направлениях, 2) и погрузила в маленький пёстрый и звонкий смоленский трамвай. (Повеств., невоскл., СПП, состоит из четырёх частей, между первой и второй частями бессоюзная связь, между второй и третьей частями подчинительная связь, между третьей и четвёртой - сочинительная:
1) простое, двусост., распростр., полное, ослож. однород. сказ.;
2) простое, главное, двусост., распростр., полное, ослож. однород. сказ.;
3) простое, придаточное, определит., двусост., распростр., полное, не ослож.;
4) простое, придаточное, определит., двусост., полное, не ослож.)
[… =,, = ; [… =…, = …], (под которыми…) и (от которых…) и =…].
Миновали Соборную гору, выбрались из старого Смоленска, переехали по мосту через Днепр и сошли у рынка. (Повеств., невоскл., простое, односоставное, неопред.-лич., распростр., полное, осложн. однород. сказ.)
[ = , = , = и = …].
И под предводительством первой учительницы переулками, садами и дворами вышли... к дубу. (Повеств., невоскл., простое, односоставное, опред.-лич., распростр., полное, осложн. однород. обст.)
[ … , , и …].
1)Может быть, она сказала не теми словами, сказала не так, 2)но суть заключалась в том, 3)что этот дуб – остаток священной рощи кривичей, 4)которые жили в селении неподалёку от Смоленска, )5)где и по сей день сохранилось множество их могильных курганов. (Повеств., невоскл., СПП, состоит из пяти частей, между первой и второй частями сочинительная связь, между второй и третьей – подчинительная связь, между третьей и четвёртой – подчинительная связь, между четвёртой и пятой – подчинительная связь:
1) простое, двусост., распростр., полное, ослож. ввод. сл. и однород. сказ.;
2) простое, главное, двусост., распростр., полное, не ослож.;
3) простое, придаточное, изъяснит., двусост., распростр., полное, не ослож.;
4) простое, придаточное, определит., двусост., распростр., полное, не ослож.;
5) простое, придаточное, определит., двусост., рпспростр., полное, не ослож.)
[Вв. сл., … = , = ], но […], (что…), (которые…), (где…).
1)Вполне возможно, 2)что Смоленска в те далёкие времена ещё не существовало, 3)что возник он позднее, 4)когда по Днепру наладилась регулярная торговля, и 5)именно здесь, в сосновых берегах, удобнее всего было смолить суда после длинных и тяжёлых волоков. (Повеств., невоскл., СПП, состоит из пяти частей, между первой и второй частями подчинительная связь, между второй и третьей – подчинительная связь, между третьей и четвёртой – подчинительная связь, между четвёртой и пятой – сочинительная связь:
1) простое, главное, односост., безлич., распростр., полное, не ослож.;
2) простое, придаточное, изъяснит., односост., безлич., распростр., полное, не ослож.;
3) простое, придаточное, изъяснит., двусост., распростр., полное, не ослож.;
4) простое, придаточное, времени., двусост., распростр., полное, не ослож.;
5) простое, двусост., распростр., полное, ослож. уточняющим обст. И однород. определениями.)
[…], (что…), (что…), (когда…), и […, , … и ].
Смолили суда, молились богам в священной роще и плыли дальше из варяг в греки. (Повеств., невоскл., простое, односоставное, опред.-лич., распростр., полное, осложн. однород. сказ.)
[ = , = и =…].
1) И постепенно вырос город, 2) в названии которого сохранился не только труд его первых жителей, но и аромат его красных боров. (Повеств., невоскл., СПП, состоит из двух частей:
1) простое, главное, двусост., распростр., полное, не ослож.;
2) простое, придаточное, определит., двусост., распростр., полное, ослож. однород. подлеж.)
[…], (… которого … не только , но и …).
Ей-богу, я помню до сей поры его грубую теплоту: теплоту ладоней, пота и крови моих предков, вечно живую теплоту истории. (Повеств., невоскл., простое, двусоставное, распростр., полное, осложн. междометием и однород. дополн. с обобщающим словом.)
[Межд., … : , и , ].

3. Есть ли в этом тексте односоставные предложения? А неполные? Устно охарактеризуйте односоставные предложения.
См. задание 2.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением