Упр.309 ГДЗ Рыбченкова Александрова 6 класс (Русский язык)
|
Не совпадает с вашим учебником? Посмотрите обновленный решебник |
Решение #1 (Учебник 2019)
Решение #2 (Учебник 2019)
Решение #3 (Учебник 2014)
Решение #4 (Учебник 2014)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Загоровская 6 класс, Просвещение:
Прочитайте фрагмент книги И. Ефремова «Юрта Ворона». О чём он? Сталкивались ли вы с подобными трудностями в речи?
Фомин насупился, вздохнул и, чтобы перевести разговор, спросил:
- Жена ваша, она тоже геологом работает?
- Да, улыбнулся Александров, — настоящая геологиня!
- Как это вы сказали — геологи-ня? переспросил Фомин.
- Это я выучился называть от студентов. Мне нравится, и, кажется, так правильнее.
— Почему правильнее?
- Да потому, что в царское время у женщин не было профессий и все специальности назывались в мужском роде, для мужчин. Женщинам оставались уменьшительные, я считаю, полупрезрительные названия: курсистка, машинистка, медичка. И сих пор мы старыми пережитками дышим, говорим: врач сделала операцию. Или приходится добавлять: женщина-врач, женщина-геолог, будто специалист второго сорта.
— А ведь занятно придумал, Кирилл Григорьевич! Мне в голову не приходило...
Ответ 1
Текст об образовании феминитивов (наименований женщин в профессиях). Да, с такими трудностями в речи приходилось сталкиваться.
Ответ 2
Тема текста: использование феминитивов в русском языке.
Да, я сталкивалась с подобными трудностями в речи. Очень часто я сталкивалась с такой ситуацией, что словом врач называют женщину-врача. В современном языке всё сильнее становится тенденция к использованию феминитивов в речи, в частности, именно для таких ситуаций – чтобы было сразу понято, о человеке какого пола идёт речь.
1. Выпишите из текста все существительные мужского рода, называющие лицо по профессии, роду деятельности, и их парные наименования в женском роде.
Ответ 1
1. Геолог – геологиня, студенты – студентки, врач - врачиня.
Ответ 2
- геолог – геологиня (слово используется в тексте)
- студент - студентка
- врач – врачиха (разговорное, просторечное)
2. Образуйте и запишите подобные пары с теми словами, которые в тексте называют лиц женского пола.
Ответ 1
Курсистка – курсист, машинистка – машинист, медичка – медик.
Ответ 2
- курсист – курсистка
- машинист – машинистка
- медик – медичка
3. Определите стилистическую окраску существительных.
Ответ 1
Общеупотребительные: разговор, геолог, студенты, время, профессии, специальности, род, мужчины, женщины, названия, машинистка, курсистка, пережитки, врач, операция, специалист, сорт, голова.
Разговорные: геологиня, медичка.
Ответ 2
1.
- геолог (нейтральное, общеупотребительное) – геологиня (разговорное, просторечное)
- студент (нейтральное, общеупотребительное) – студентка (нейтральное, общеупотребительное)
- врач (нейтральное, общеупотребительное) – врачиха (разговорное, просторечное)
2.
- курсист (нейтральное, общеупотребительное) – курсистка (нейтральное, общеупотребительное)
- машинист (нейтральное, общеупотребительное) – машинистка (нейтральное, общеупотребительное)
- медик (нейтральное, общеупотребительное) – медичка (разговорное, просторечное)
От качественных прилагательных могут быть образованы прилагательные с оценочным значением. Сгруппируйте прилагательные по мере усиления признака и запишите их.
Хитренький, добрый, хитрющий, широкий, весёленький, умный, злющий, широченный, большущий, умненький, злой, добренький, полноватый, большой, тяжеленный, тяжеловатый, весёлый, тяжёлый.
Ответ 2
Помимо степеней сравнения, прилагательные могут выражать оценочное значение при помощи различных суффиксов.
Сгруппируем прилагательные по мере усиления признака:
- хитренький, хитрющий
- добрый, добренький
- широкий, широченный
- весёлый, весёленький
- умный, умненький
- злой, злющий
- большой, большущий
- полноватый
- тяжёлый, тяжеловатый, тяжеленный
1. Какие суффиксы прилагательных выражают усиленную меру признака, какие — уменьшенную? Какие из них обозначают, кроме того, отрицательное отношение к характеризуемому предмету? Какие суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение? Приведите свои примеры прилагательных с такими суффиксами.
Ответ 1
Усиленная мера признака: -ющ-, -енн,, -ущ-;
Уменьшенная мера признака: -еньк-, -оват-.
Отрицательное отношение к характеризуемому предмету: -ющ-.
Уменьшительно-ласкательное значение: -еньк-, -оват-.
Примеры: грустненький, сладенький, странноватый, щеголеватый, загребущий, длиннющий.
Ответ 2
Усиленную меру признака выражают суффиксы -ущ-, -ющ-, -енн-.
Уменьшенную меру признака выражают суффиксы -еньк-, -оньк-, -оват-.
Отрицательное отношение к характеризуемому предмету выражают суффиксы -ущ-, -ющ-, так как они увеличивают признак, характеризуемый мотивирующим словом.
Суффиксы -еньк-, -оньк-, имеют уменьшительно-ласкательное значение.
Приведите свои примеры прилагательных с такими суффиксами:
- красноватый
- жарковатый
- угловатый
- тоненький
- маленький
- беленький
- лёгонький
- высоконький
- сухонький
- худущий
- толстущий
- синющий
- холоднющий
- здоровенный
- толстенный
2. В каких функциональных разновидностях языка употребляются имена прилагательные с этими суффиксами?
Ответ 1
Имена прилагательные с этими суффиксами употребляются в литературном и разговорном стилях.
Ответ 2
Употребление суффиксов прилагательных с оценочным значением характерном для разговорного стиля речи. Также их употребление допустимо в художественной литературе и публицистических текстах.
Похожие решебники
Популярные решебники 6 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением