Упр.302 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 302. 1. Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка из рассказа Ю. Яковлева «Рыцарь Вася». Какое средство использует автор, чтобы подчеркнуть напряжённость...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
302. 1. Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка из рассказа Ю. Яковлева «Рыцарь Вася». Какое средство использует автор, чтобы подчеркнуть напряжённость изображаемого момента? Какова роль диалога в отрывке? Поясните знаки препинания при использовании диалога. Докажите, что это художественный текст.
Приятели называли его «тюфяком». За его медлительность, неповоротливость и неловкость. <...>
Внимание «тюфяка» привлекли крики, которые долетали с реки. Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег.
Там он увидел Димку Ковалёва, который размахивал руками и кричал:
— Тонет! Тонет!
— Кто тонет? — не спеша спросил «тюфяк».
— Не видишь, что ли? — огрызнулся Димка. — Пацан тонет. Под лёд провалился. Что стоишь?!
Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалёва: «Что же ты не поможешь ему?» Но он был «тюфяк» и не догадался этого сделать. <...>
«Тюфяк» был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лёд.
Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка из рассказа Ю. Яковлева «Рыцарь Вася».
^Приятели называли его «тюфяком». v// ^За его медлительность, ^/ неповоротливость и неловкость. v//
^Внимание «тюфяка» привлекли крики, ^/ которые долетали с реки. v// ^Он ускорил шаг и, ^/ запыхавшись, ^/ вышел на берег. v//
^Там он увидел Димку Ковалёва, ^/ который размахивал руками и кричал: ^//
- ^Тонет! ^// ^Тонет! ^//
- ^Кто тонет? v// – не спеша спросил «тюфяк». v//
- ^Не видишь, ^/ что ли? ^/ – огрызнулся Димка. v// – ^Пацан тонет. v// ^Под лёд провалился. v// ^Что стоишь?! ^//
^Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалёва: ^/ ^«Что же ты не поможешь ему?» ^// ^Но он был «тюфяк» и не догадался этого сделать. v//
^«Тюфяк» был толще и тяжелее Димки, ^/ но он шагнул на лёд. v//
Курсивом выделены слова, на которых следует сделать акцент, так как на них падает логическое ударение.
Знаком / обозначена короткая пауза.
Знаком // обозначена долгая пауза.
Знаком ^ обозначено повышение тона голоса.
Знаком v обозначено понижение тона голоса.
Какое средство использует автор, чтобы подчеркнуть напряжённость изображаемого момента?
Чтобы подчеркнуть напряжённость изображаемого момента, автор использует диалог.
Какова роль диалога в отрывке?
Диалог делает рассказ более живым и напряжённым благодаря тому, что он воспроизводит живую речь героев, а не её пересказ.
Поясните знаки препинания при использовании диалога.
Приятели называли его «тюфяком». За его медлительность, неповоротливость и неловкость.
Внимание «тюфяка» привлекли крики, которые долетали с реки. Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег.
Там он увидел Димку Ковалёва, который размахивал руками и кричал: (после слов автора перед репликами диалога ставится двоеточие)
(перед каждой репликой диалога ставится дефис) - Тонет! Тонет!
(перед каждой репликой диалога ставится дефис) - Кто тонет? – (после реплики диалога перед словами автора ставится тире) не спеша спросил «тюфяк».
(перед каждой репликой диалога ставится дефис) - Не видишь, что ли? – (после реплики диалога перед словами автора ставится тире) огрызнулся Димка. – (после окончания слов автора перед продолжением реплики диалога ставится точка и дефис) Пацан тонет. Под лёд провалился. Что стоишь?!
Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалёва: «Что же ты не поможешь ему?» Но он был «тюфяк» и не догадался этого сделать.
«Тюфяк» был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лёд.
Докажите, что это художественный текст.
Данный текст является художественным.
Основная задача данного текста – это воздействие на чувства читателя. Тексту присуща образность, авторский слог (индивидуальность), использование художественно-выразительных средств языка. Также на то, что текст принадлежит к художественному стилю, указывает использование в нём диалога, что характерно именно для художественных текстов. Кроме того, в тексте используются слова разговорного стиля (тюфяк, что ли), большое количество глаголов действий.
2. Объясните знаки препинания в данном тексте.
Приятели называли его «тюфяком». За его медлительность, неповоротливость и неловкость.
Внимание «тюфяка» привлекли крики, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) которые долетали с реки. Он ускорил шаг и, (запятой выделяется одиночное деепричастие) запыхавшись, (запятой выделяется одиночное деепричастие) вышел на берег.
Там он увидел Димку Ковалёва, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) который размахивал руками и кричал: (после слов автора перед репликой диалога ставится двоеточие)
(перед каждой репликой диалога ставится дефис) - Тонет! Тонет!
(перед каждой репликой диалога ставится дефис) - Кто тонет? – не спеша спросил «тюфяк».
(перед каждой репликой диалога ставится дефис) - Не видишь, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) что ли? – огрызнулся Димка. – (после окончания слов автора перед продолжением реплики диалога ставится точка и дефис) Пацан тонет. Под лёд провалился. Что стоишь?!
Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалёва: «Что же ты не поможешь ему?» (после слов автора перед прямой речью ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки) Но он был «тюфяк» и не догадался этого сделать.
«Тюфяк» был толще и тяжелее Димки, (запятая разделяет части сложного предложения) но он шагнул на лёд.
3. Вспомните, чем закончилась эта история.
«Тюфяк» спас мальчика. Димка Ковалёв предложил довести мальчика до дома, так как «тюфяк» промок, пока спасал ребёнка. На следующий день директор собрал всю школу в актовом зале, для того чтобы рассказать всем о поступке Димы и похвалить его перед всей школой. «Тюфяк» хотел возразить, что Димка ничего не сделал, но от мысли, что придётся привлечь к себе внимание, ему стало стыдно. К тому же, он и сам уже поверил, что герой истории – Димка, так как именно Димка заметил тонущего мальчика и позвал на помощь.
На следующем уроке «тюфяк» рисовал в тетрадке рыцаря, который был цвета чернил, фиолетового цвета.
4. Выпишите глаголы, которые используются при передаче чужой речи.
- называли
- кричал
- спросил
- огрызнулся
5. Докажите, что главная часть текста — это повествование.
Основной тип речи в тексте – повествование.
Данный отрывок описывает происходящие действия последовательно, не перескакивая от одного действия к другому; части текста нельзя поменять местами, не потеряв нить повествования.
Также можно выделить следующе особенности в тексте:
- использование глаголов движения (провалился, вышел, шагнул);
- глаголы в форме прошедшего времен (огрызнулся, спросил, привлекли);
- использование простых глагольных сказуемых (называли, долетали, тонет).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением