Упр.302 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 302. Внимательно прочитайте текст.Возможно, я выскажу весьма спорную мысль, но думаю, что современный литературный язык (если говорить о классической традиции) состоит...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
302. Внимательно прочитайте текст.
Возможно, я выскажу весьма спорную мысль, но думаю, что современный литературный язык (если говорить о классической традиции) состоит из сплава объёмной, «мыслящей» фразы Л. Толстого, отточенной ясности Чехова, лёгкой пластичности А. Толстого и народной яркости Шолохова.
О методе и языке Бунина у нас ходят различные толки, но одно несомненно — это удивительно русский писатель, с великолепным умением найти то слово, которое заменяет целый абзац, целую страницу.
Если у Чехова стиль будто скрыт, незаметен, прост, то Бунин — это писатель с внешне ярко выраженным стилем, подчас даже с некоторым щегольством, но это не умаляет достоинств его чистого, сочного, живописующего языка.
В одном рассказе у Бунина есть фраза: «Низко и сокровенно зеленеющий восток»*. Сочетание «низко и сокровенно»» — необычно, но не это ли даёт картину утренней степи, начало робкого тихого рассвета, простора, прохлады, тишины?
Не исключаю, что рука редактора и туг потянулась бы к красному карандашу — убрать слово «сокровенно»*. Как так, рассвет — и вдруг «сокровенно»»? Неточно, товарищ автор, неточно, ищите другое слово. Но поставьте другое — и картина разрушена. Не надо бояться неожиданных слов. Они непривычны, но они свежи и заменяют длиннейшие разъяснительно-описательные абзацы.
Чем больше художник, тем ярче и своеобразнее его стиль. И тем больше очарования исходит от его искусства, неповторимой красоты слова, которое звучит, обретая душу, живёт, обновляется под пером мастера.
Я хорошо помню, как одна известная писательница несколько лет назад высказала мысль о том, что мы, литераторы, живём в новый стремительный век, пытаемся запечатлеть приметы эпохи, его идеи, и нам некогда отшлифовывать свои вещи, оттачивать стиль, — пусть читатель простит нам. И сейчас нет-нет да раздаются голоса, как бы успокаивающие молодых писателей: мол, мастерство — «дело наживное»*.
Разумеется, поверхностный читатель может простить несовершенство произведения. Но не простит время, не простит большой, требовательный читатель, не простит будущее, которое уже ожидающе-пристально смотрит на нас издалека.
(По Ю. Бондареву)
1. Определите тему текста.
Тема текста – значение мастерства и уникальности стиля в литературе.
2. Согласны ли вы с тем, что своеобразие стиля писателя и мастерство владения словом во многом определяют судьбу его произведений?
Да, я согласна с тем, что своеобразие стиля писателя и мастерство владения словом во многом определяют судьбу его произведений. В данном тексте автор подчеркивает важность уникального стиля и мастерства писателя для создания произведений, которые будут востребованы и любимы читателями.
1. Своеобразие стиля. Текст указывает на то, что великие писатели, такие как Л. Толстой, Чехов, А. Толстой и Шолохов, внесли значительный вклад в развитие литературного языка. Их стиль уникален и узнаваем, что делает их произведения особенными и запоминающимися.
2. Мастерство владения словом. Автор подчеркивает, что умение найти точное слово, которое заменяет целые абзацы, является признаком высокого мастерства. Это позволяет писателям создавать яркие и живые образы, которые глубоко воздействуют на читателя.
3. Влияние на судьбу произведений. В тексте говорится, что произведения, обладающие уникальным стилем и мастерством, имеют больше шансов на успех и признание. Они привлекают внимание читателей и вызывают у них восхищение.
4. Противопоставление мнений. Автор также отмечает, что существует мнение, что в современном мире, с его стремительным темпом, писатели не всегда могут уделять достаточно времени на оттачивание своего стиля. Однако он утверждает, что время и требовательные читатели не простят такого несовершенства, и что будущее ожидает от писателей высокого мастерства.
Таким образом, своеобразие стиля и мастерство владения словом играют ключевую роль в судьбе произведений, делая их уникальными и востребованными среди читателей.
3. Чьё мнение вам кажется верным: «одной известной писательницы»* или автора? Аргументируйте вашу точку зрения.
1. Мнение «одной известной писательницы»: этот взгляд подчеркивает реалии современного мира, где время на создание произведений действительно становится дефицитом. В условиях быстротечных изменений и высоких темпов жизни писатели могут чувствовать давление, что заставляет их ускорять процесс написания. Это мнение может отражать актуальные тенденции в литературе, где многие авторы стремятся запечатлеть «приметы эпохи» и передать их читателям в максимально сжатые сроки. Здесь можно понять, что в условиях современности важно успеть выразить свои мысли, даже если это происходит за счет глубокой проработки стиля.
2. Мнение автора: с другой стороны, автор подчеркивает важность мастерства и глубины в литературе. Он утверждает, что читатели, особенно те, кто ищет значимости и качества в литературе, не простят автору недостатков и недоработок. Это мнение акцентирует внимание на том, что литература – это искусство, требующее тщательной работы над текстом, и что каждое слово имеет значение. В этом контексте автор прав, указывая на то, что время может быть беспощадным к произведениям, которые не прошли через призму тщательной редакции и оттачивания.
Более верным мне кажется мнение автора, который акцентирует внимание на важности мастерства и глубины текста. Аргументация:
1. Качество против количества. В конечном итоге, литература – это искусство, и читатели, как правило, ищут не просто информацию, а глубокие эмоции, мысли и переживания. Произведения, которые не прошли через тщательную редакцию и проработку, могут не оставить значимого следа в сознании читателя.
2. Долговечность произведения. Литература, которая не обладает глубиной и мастерством, может быстро устареть. В то время как произведения, насыщенные смыслом и художественными находками, остаются актуальными на протяжении многих лет и становятся классикой.
3. Требования читателей. Современные читатели, несмотря на стремление к быстроте, всё же ценят качество. В условиях избытка информации и контента, произведения, которые выделяются своей глубиной и стилем, находят своего читателя и становятся успешными.
Таким образом, хотя мнение «одной известной писательницы» отражает актуальные реалии, важность мастерства и глубины текста остаётся ключевым аспектом успешного литературного творчества.
4. Напишите сочинение в формате ЕГЭ.
В современном литературном языке, особенно в контексте классической традиции, можно выделить уникальный сплав различных стилистических приемов и подходов, которые формируют его выразительность и глубину. Возможно, я выскажу весьма спорную мысль, но считаю, что этот язык стал результатом синтеза объемной, «мыслящей» фразы Льва Толстого, отточенной ясности Антона Чехова, легкой пластичности Алексея Толстого и народной яркости Михаила Шолохова. Каждый из этих писателей привнес в литературу что-то уникальное, что в конечном итоге обогатило наш литературный язык.
Стиль Ивана Бунина, о котором ходят различные толки, является ярким примером мастерства в поиске слова, способного заменить целый абзац. Его умение находить точное слово, которое передает эмоции и атмосферу, делает его произведения незабываемыми. В отличие от Чехова, чьё мастерство скрыто за простотой и незаметностью стиля, Бунин демонстрирует ярко выраженный стиль, который иногда может показаться щегольским, но это не умаляет достоинств его языка. Его фраза «низко и сокровенно зеленеющий восток» прекрасно иллюстрирует это. Сочетание низко и сокровенно» создает уникальную картину утренней степи, передавая атмосферу тихого рассвета и свежести.
Не исключаю, что редакторы могли бы счесть слово «сокровенно» излишним и предложить заменить его на более привычное. Однако именно такие неожиданные слова придают произведению свежесть и заменяют длинные описания, создавая яркие образы. Чем больше художник, тем ярче и своеобразнее его стиль. Это подчеркивает, что литература – это не только передача мыслей, но и создание уникального мира, где каждое слово имеет значение.
К сожалению, в современном мире, где время становится все более стремительным, некоторые писатели могут считать, что им некогда оттачивать свои произведения и шлифовать стиль. Это мнение, высказанное одной известной писательницей, отражает общее стремление к быстрому созданию текста. Однако, несмотря на то что поверхностный читатель может простить несовершенство, время и требовательный читатель не будут столь снисходительны. Будущее, которое с нетерпением ожидает произведения, требует от нас глубины и мастерства.
Лично я считаю, что литература – это не только способ передачи информации, но и важный инструмент для исследования человеческой природы и общества. Каждый писатель, используя свой уникальный стиль, может углубить наше понимание мира и самих себя. Поэтому важно не только стремиться к быстроте, но и учитывать, что истинная ценность произведения заключается в его способности вызывать эмоции и размышления. В конечном итоге, именно такие произведения становятся классикой, и именно они остаются в памяти читателей на долгие годы.
Таким образом, современный литературный язык – это сложный и многослойный феномен, который требует от авторов не только мастерства, но и смелости в использовании слов. Мы должны помнить, что каждое слово может изменить восприятие текста, и не бояться экспериментировать, создавая уникальные образы и эмоции. Только таким образом мы сможем оставить след в литературе и удовлетворить ожидания будущих читателей.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением