Упр.299 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 299. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы на месте пропусков.I. Метель! Метель!! И как...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
299. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы на месте пропусков.
I. Метель! Метель!! И как это вдруг. Как неожида(н,нн)о!!! А до того врем...ни стояла пр...красная погода. В (пол) день сле...ка морозило со...нце осл...пительно сверкая по снегу и заставляя всех щурит...ся прибавлялось к весёлости и пестроте улич...ного (П,петербургского населения праздновавшего пятый день (М,м)ас-ле(н,нн)иц... . Так продолжалось почти до трёх часов (1) до начала сумер...к (2) вдруг нал...тела туча (3) поднялся ветер (4) снег повалил с такою густотою (5) что в первые минуты (н...) чего нельзя было разобрать на улице.
II. Суета и давка особе(н,нн)о чувствовались на площад... против ц...рка. Публика выходившая после утре(н,нн)его представления едва могла проб...рат...ся в толпе валивш...й с Цариц...на Луга где были балаганы. Люди лошади сани кареты всё см...шалось. (По) среди шума разд...вались со всех концов (н...) терп...ливые возгл...сы слышались (н...) довольные ворчливые замечания лиц застигнутых (в) расплох метелью. Нашлись даже такие которые тут (же) н... на шутку ра(с,сс)ер-дились и хорошенько её выбранили.
III. К числу последних следу...т прежде всего пр...числить распор...-дителей ц...рка. И в самом деле если принять в ра(с,сс)ч...т пре...стоящее вечернее представление и ожидаемую на него публику метель ле...ко могла повр...дить делу. Масле(н,нн)ица бе(с,сс)порно вл...деет таинстве(н,нн)ой силой пробуждать в душе человека чу...ство долга к употреблению блинов усл...ждению себя увес...лениями и зрелищами всякого рода но с другой стороны извес...но так (же) из опыта что
чу...ство долга может иногда пасовать и слабнуть от причин (н...) сравне(н,нн)о менее достойных чем перемена погоды. Как бы там (н...) было метель кол...бала успех вечернего представления рождались даже некоторые оп...сения если погода к восьми часам (н...) улуч...шится ка(с, сс)а ц...рка существе(н,нн)о пострада...т.
IV. Так или почти так ра(с,сс)уждал режи(с,сс)ёр ц...рка провожая глазами публику т...снившуюся у выхода.
(По Д. Григоровичу)
I. Метель! Метель! И как это вдруг. Как неожиданно!!! (словарное слово) А до того времени (формы косвенных падежей разносклоняемых существительных образуются с помощью суффикса -ен-) стояла прекрасная (словарное слово) погода. В полдень (пол- со словами на согласный пишется слитно) слегка (проверочное слово: лёгок) морозило; (точка с запятой в бессоюзном сложном предложении между распространёнными осложнёнными частями со значением последовательности и одновременности) солнце, (проверочное слово: солнышко) (запятой выделяется деепричастный оборот) ослепительно (проверочное слово: слепит) сверкая по снегу и заставляя (проверочное слово: заставит) всех щуриться, (заставляя (что делать?) щуриться) (запятой выделяется деепричастный оборот) прибавлялось (словарное слово) к весёлости и пестроте уличного (сочетание чн пишется без мягкого знака) петербургского (прилагательное образовано от имени собственного с помощью суффикса -ск-) населения, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова) праздновавшего (проверочное слово: празден) пятый день Масленицы. (название праздника; образовано от глагола несовершенного вида, поэтому одна н; после согласного ц в окончаниях существительных пишется гласная ы) Так продолжалось (проверочное слово: продолжит) почти до трёх часов, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство) до начала сумерек (сумерки, при изменении формы слова гласный выпадает) – (тире в бессоюзном сложном предложении со значением резкой смены событий) вдруг налетела (проверочное слово: полёт) туча, (запятая разделяет части сложного предложения) поднялся ветер; (точка с запятой в бессоюзном сложном предложении значительно удалёнными по смыслу частями) снег повалил с такою густотою, (запятая разделяет части сложного предложения) что в первые минуты ничего (частица ни с отрицательными местоимениями пишется слитно; частица ни является безударной: ничего) нельзя было разобрать на улице.
II. Суета и давка особенно (в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) чувствовались (словарное слово) на площади (чувствовались (на чём?) на площади; 3 склонение, предложный падеж) против цирка. (после согласного ц в корне пишется гласная и) Публика, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова) выходившая после утреннего (в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) представления, (словарное слово) (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова) едва могла пробираться (чередование -бир-/-бер-, осле корня стоит суффикс -а-; могла (что делать?) пробираться) в толпе, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова) валившей (в толпе (какой?) валившей; окончание –ей после шипящего) с Царицына (после согласного ц в именах собственных пишется гласная ы) Луга, (запятая разделяет части сложного предложения) где были балаганы. Люди, (запятая между однородными подлежащими, соединёнными при помощи бессоюзной связи) лошади, (запятая между однородными подлежащими, соединёнными при помощи бессоюзной связи) сани, (запятая между однородными подлежащими, соединёнными при помощи бессоюзной связи) кареты – (тире после перечисления перед обобщающим словом) всё смешалось. (проверочное слово: смешивать) Посреди (раздавались (посреди чего?) посреди шума; производный предлог; предлог можно вставить в вопрос) шума раздавались (проверочное слово: раздался) со всех концов нетерпеливые (можно заменить синонимом: торопливые; частица не указывает на отрицание признака, выраженного исходным словом; проверочное слово: терпеть) возгласы, (проверочное слово: глас) (запятая разделяет части сложного предложения) слышались недовольные, (можно заменить синонимом: раздражённые; частица не указывает на отрицание признака, выраженного исходным словом) (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) ворчливые замечания (проверочное слово: заметит) лиц, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова) застигнутых врасплох (застигнутых (как?) врасплох; наречия пишутся слитно) метелью. Нашлись даже такие, (запятая разделяет части сложного предложения) которые тут же (частица же пишется раздельно) не (выражает отрицание) на шутку рассердились (удвоенная согласная на стыке приставки и корня) и хорошенько её выбранили.
III. К числу последних следует (следовать, 1 спряжение) прежде всего причислить (приставка при- имеет значение «присоединение») распорядителей (проверочное слово: распорядок) цирка. (после согласного ц в корне слова пишется гласная и) И в самом деле, (запятой выделяется вводное слово) если принять в расчёт (приставка на согласный с/з перед глухим согласным; чередование –чит-/-чёт-, после корня нет суффикса -а-) предстоящее (словарное слово) вечернее представление (словарное слово) и ожидаемую на него публику, - (запятая и тире между частями сложного предложения со значением пояснения) метель легко (проверочное слово: лёгок) могла повредить (проверочное слово: вред) делу. Масленица, (образовано от глагола несовершенного вида) (запятой выделяется вводное слово) бесспорно, (приставка на согласный с/з перед глухим согласным) (запятой выделяется вводное слово) владеет (проверочное слово: власть) таинственной (в суффиксе -енн- пишется удвоенная нн) силой пробуждать в душе человека чувство (словарное слово) долга к употреблению (словарное слово) блинов, (запятая между однородными дополнениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) услаждению (словарное слово) себя увеселениями (проверочное слово: весёлый) и зрелищами всякого рода; (двоеточие в бессоюзном сложном предложении между распространёнными осложнёнными частями со значением одновременности и последовательности) но, (запятой выделяется вводное слово) с другой стороны, (запятой выделяется вводное слово) известно (проверочное слово: известие) также (можно заменить синонимичным союзом тоже) из опыта, (запятая разделяет части сложного предложения) что чувство (словарное слово) долга может иногда пасовать и слабнуть от причин, (запятой выделяется обособленное определение) несравненно (слово без частицы не употреблять нельзя; в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) менее достойных, (запятой выделяется обособленное определение) чем перемена погоды. Как бы там ни (устойчивое сочетание) было, (запятой выделяется вводное выражение) метель колебала (проверочное слово: колеблет) успех вечернего представления; (словарное слово) (точка с запятой в бессоюзном сложном предложении между распространёнными осложнёнными частями) рождались даже некоторые опасения, (проверочное слово: опасный) (запятая разделяет части сложного предложения) если погода к восьми часам не (частица не с глаголами пишется раздельно; выражает отрицание) улучшится, (сочетание чн пишется без мягкого знака) (запятая разделяет части сложного предложения) - (тире в бессоюзном сложном предложении со значением пояснения) касса (словарное слово) цирка (после согласного ц в корне слова пишется гласная и) существенно (в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) пострадает. (пострадать, 1 спряжение)
IV. Так или почти так рассуждал (удвоенная согласная на стыке приставки и корня) режиссёр (словарное слово) цирка, (после согласного ц в корне пишется гласная и) (запятой выделяется деепричастный оборот) провожая глазами публику, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (публику)) теснившуюся (проверочное слово: тесный) у выхода.
1. Выпишите из абзаца III односоставное безличное предложение (простое); сделайте его полный синтаксический анализ.
К числу последних следует прежде всего причислить распорядителей цирка.
(что делает?) следует причислить; следует причислить (к чему?) к числу последних; следует причислить (когда?) прежде всего; следует причислить (кого?) распорядителей цирка).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, безличное, распространённое, неосложнённое, полное.
2. Из абзаца I выпишите глаголы, образованные постфиксальным способом.
Глаголы, образованные постфиксальным способом:
- щуриться < щурить
- прибавлялось < прибавлять
- продолжалось < продолжать
- поднялся < поднять
3. Из абзаца II выпишите сложноподчинённое предложение с определительным (местоименно-соотносительным) придаточным; начертите его схему.
[Нашлись даже такие]1, (которые тут же не на шутку рассердились и хорошенько её выбранили)2.
[= -]1, (которые = и =)2.
4. Выберите верную характеристику и правильное объяснение условий постановки знаков препинания в последнем предложении абзаца I. Аргументируйте свой выбор.
1) Предложение сложное бессоюзное; на месте цифры 1 ставим запятую при уточняющем члене предложения; на месте цифры 2 ставим двоеточие при пояснительных отношениях в бессоюзном сложном предложении; на месте цифр 3, 4, 5 ставим запятую между частями бессоюзного предложения.
2) Предложение сложное с разными видами связи; на месте цифры 1 ставим запятую при однородных членах предложения; на месте цифры 2 ставим тире при выражении быстрой смены событий в бессоюзном сложном предложении; на месте цифр 3, 4 ставим точку с запятой в бессоюзном предложении (значительная удалённость частей по смыслу); на месте цифры 5 ставим запятую при обособленном определении.
3) Предложение сложное с разными видами связи; на месте цифры 1 ставим запятую при уточняющем члене предложения; на месте цифры 2 ставим тире при выражении быстрой смены событий в бессоюзном сложном предложении; на месте цифры 3 ставим запятую между частями бессоюзного предложения; на месте цифры 4 ставим точку с запятой в бессоюзном предложении (значительная удалённость частей по смыслу); на месте цифры 5 ставим запятую при придаточном меры и степени в сложноподчинённом предложении.
4) Предложение сложноподчинённое; на месте цифры 1 ставим запятую при уточняющем члене предложения; на месте цифры 2 ставим запятую при пояснительных отношениях в сложноподчинённом предложении; на месте цифры 3 ставим тире (неожиданный результат действия); на месте цифр 4, 5 ставим запятую между частями сложноподчинённого предложения.
Так продолжалось почти до трёх часов, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство) до начала сумерек – (тире в бессоюзном сложном предложении со значением резкой смены событий) вдруг налетела туча, (запятая разделяет части сложного предложения) поднялся ветер; (точка с запятой в бессоюзном сложном предложении значительно удалёнными по смыслу частями) снег повалил с такою густотою, (запятая разделяет части сложного предложения) что в первые минуты ничего нельзя было разобрать на улице.
Правильный вариант: 3)
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением