Упр.301 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 301. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы на месте пропусков.Такого продолжительного...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
301. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы на месте пропусков.
Такого продолжительного (н...) стерпимо жаркого лета (н...) могли запомнить даже самые старые люди. С половины июня до конца июля (н...) разу (н...) освежило дождём воздуха раск...лё(н,нн)ая земля трескалась пр...вращалась в камень или пыль которая лежала тяж...лым рыж...ватым пластом на дорогах. Каждое утро со...нце во...ходило багровым шаром и под...маясь выше в сверкающем безоблач...ном небе совершало свой круг (н...) кому (н...) давая отдохнуть от зноя. Всё живущее словно умаялось и повесило голову. Стада упорно жались к ручьям и реч...кам во всякое время дня коровы и лошади по целым часам (н...) движно стояли по брюхо в воде можно было бы пр...нять их за окаменелых если б (н...) двигали они хвостами стараясь отогнать мух и оводов которые роями носились и жу(ж,жж)али в воздухе.
Во всей природе которая как будто изнемогала и тяжело переводила дыхание одни насекомые бодрствовали чем горячее жарило солнце тем больше их появлялось и тем громче разд...вались жу(ж,жж)анье и ш...рох.
В полях часам к двум...трём (по) полудни зной особе(н,нн)о был чувствителен. Солнечные лучи насквозь прониз...вая рож... до корня нагрели казалось самые стебли даже там в глубине колосьев бросало в испарину чувствовалось что пыш...т от почвы как от жерла раск...-лё(н,нн)ой печ...ки. Васильков совсем (н..) было они давно пересохли оставив тощие зеленоватые стебли одна повилика туго оплетая подошву колосьев разл...вала в воздухе тонкий миндальный запах и пестрила своими бело...розовыми колокольчиками жаркое лучезарное сиянье наполнявшее глубину поля.
(Д. Григорович)
Такого продолжительного, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) нестерпимо (слово без частицы не употреблять нельзя) жаркого лета не (частица не с глаголами пишется раздельно; выражает отрицание) могли запомнить даже самые старые люди. С половины июня до конца июля ни (частица ни служит для усиления отрицания; пишется раздельно) разу не (частица не с глаголами пишется раздельно; выражает отрицание) освежило дождём воздуха; (точка с запятой в бессоюзном сложном предложении между распространёнными осложнёнными частями со значением последовательности и одновременности) раскалённая (проверочное слово: накал; в суффиксах страдательных причастий пишется удвоенная нн) земля трескалась, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) превращалась (приставка пре- имеет значение, близкое к значению приставки пере-) в камень или пыль, (запятая разделяет части сложного предложения) которая лежала тяжёлым (в корне слова после шипящих в ударной позиции пишется гласная ё в том случае, если можно подобрать проверочное слово: тяжесть) рыжеватым (в суффиксах прилагательных после шипящих в безударной позиции пишется гласная е: рыжеватым) пластом на дорогах. Каждое утро солнце (проверочное слово: солнечный) восходило (приставка на согласный с/з перед глухим согласным) багровым шаром и, (запятой выделяется деепричастный оборот) подымаясь (после русских приставок на согласный происходит чередование и/ы) выше в сверкающем, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) безоблачном (сочетание чн пишется без мягкого знака) небе, (запятой выделяется деепричастный оборот) совершало свой круг, (запятой выделяется деепричастный оборот) никому (частица ни с отрицательными местоимениями пишется слитно; частица ни является безударной: никому) не (частица не с деепричастиями пишется раздельно; выражает отрицание) давая отдохнуть от зноя. Всё живущее словно умаялось и повесило голову. Стада упорно жались к ручьям и речкам; (точка с запятой в бессоюзном сложном предложении значительно удалёнными по смыслу частями) во всякое время дня коровы и лошади по целым часам недвижно (слово без частицы не употреблять нельзя) стояли по брюхо в воде; (точка с запятой в бессоюзном сложном предложении значительно удалёнными по смыслу частями) можно было бы принять (приставка при- имеет значение «присоединение») их за окаменелых, (запятая разделяет части сложного предложения) если б не (частица не с глаголами пишется раздельно; выражает отрицание) двигали они хвостами, (запятой выделяется деепричастный оборот) стараясь отогнать мух и оводов, (запятая разделяет части сложного предложения) которые роями носились и жужжали (словарное слово) в воздухе.
Во всей природе, (запятая разделяет части сложного предложения) которая как будто изнемогала и тяжело переводила дыхание, (запятая разделяет части сложного предложения) одни насекомые бодрствовали; (точка с запятой в бессоюзном сложном предложении значительно удалёнными по смыслу частями) чем горячее жарило солнце, (запятая разделяет части сложного предложения) тем больше их появлялось и тем громче раздавались (проверочное слово: раздался) жужжанье (словарное слово) и шорох. (словарные слово)
В полях часам к двум-трём (числительные, обозначающие промежуток времени, пишутся через дефис) пополудни (был чувствителен (когда?) пополудни; наречия с пространственно-временным значением пишутся слитно) зной особенно (в суффиксе -енн- пишется удвоенная нн) был чувствителен. (словарное слово) Солнечные лучи, (запятой выделяется деепричастный оборот) насквозь пронизывая (пронизываю, в форме 1-го лица единственного числа суффикс не меняется; гласная ы после твёрдого согласного) рожь (женский род, 3 склонение) до корня, (запятой выделяется деепричастный оборот) нагрели, (запятой выделяется вводное слово) казалось, (запятой выделяется вводное слово) самые стебли; (точка с запятой в бессоюзном сложном предложении между распространёнными осложнёнными частями со значением последовательности и одновременности) даже там, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство) в глубине колосьев, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство) бросали в испарину; (точка с запятой в бессоюзном сложном предложении значительно удалёнными по смыслу частями) чувствовалось, (словарное слово) (запятая разделяет части сложного предложения) что пышет (пыхать, 1 спряжение) от почвы, (запятой выделяется сравнительный оборот) как от жерла раскалённой (проверочное слово: накал; в суффиксах страдательных причастий пишется удвоенная нн) печки. (сочетание чк пишется без мягкого знака) Васильков совсем не (частица не с глаголами пишется раздельно; выражает отрицание) было – (тире в бессоюзном сложном предложении со значением следствия) они давно пересохли, (запятой выделяется деепричастный оборот) оставив тощие зеленоватые стебли; (точка с запятой в бессоюзном сложном предложении значительно удалёнными по смыслу частями) одна повилика, (запятой выделяется деепричастный оборот) туго оплетая подошву колосьев, (запятой выделяется деепричастный оборот) разливала (проверочное слово: разлить) в воздухе тонкий миндальный запах и пестрила своими бело-розовыми (сложные прилагательные со значением оттенка цвета пишутся через дефис) колокольчиками – (тире выделяется вставная конструкция) жаркое, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) лучезарное сиянье, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (сиянье)) наполнявшее (проверочное слово: полный) глубину поля.
1. Найдите в тексте сложные синтаксические конструкции, укажите их разновидности по характеру связи между частями.
[С половины июня до конца июля ни разу не освежило дождём воздуха]1; [раскалённая земля трескалась, превращалась в камень или пыль]2, (которая лежала тяжёлым рыжеватым пластом на дорогах)3.
Сложное предложение с разными видами связи:
- между 1-й и 2-й частями связь бессоюзная, смысловая отдалённость;
- между 2-й и 3-й частями связь подчинительная, определительная
[Стада упорно жались к ручьям и речкам]1; [во всякое время дня коровы и лошади по целым часам недвижно стояли по брюхо в воде]2; [можно было бы принять их за окаменелых]3, (если б не двигали они хвостами, стараясь отогнать мух и оводов)4, (которые роями носились и жужжали в воздухе)5.
Сложное предложение с разными видами связи:
- между 1-й и 2-й частями связь бессоюзная, смысловая отдалённость;
- между 2-й и 3-й частями связь бессоюзная, смысловая отдалённость;
- между 3-й и 4-й частями связь подчинительная, условия;
- между 4-й и 5-й частями связь подчинительная, определительная
[Во всей природе, (которая как будто изнемогала и тяжело переводила дыхание)2, одни насекомые бодрствовали]1; (чем горячее жарило солнце)3, [тем больше их появлялось]4 и [тем громче раздавались жужжанье и шорох]5.
Сложное предложение с разными видами связи:
- между 1-й и 2-й частями связь подчинительная, определительная;
- между 1-й и 3-й частями связь бессоюзная, смысловая отдалённость;
- между 3-й и 4-й частями связь подчинительная, сравнительная;
- между 4-й и 5-й частями связь сочинительная, соединительная
[Солнечные лучи, насквозь пронизывая рожь до корня, нагрели, казалось, самые стебли]1; [даже там, в глубине колосьев, бросали в испарину]2; [чувствовалось]3, (что пышет от почвы, как от жерла раскалённой печки)4.
Сложное предложение с разными видами связи:
- между 1-й и 2-й частями связь бессоюзная; смысловая отдалённость;
- между 2-й и 3-й частями связь бессоюзная, смысловая отдалённость;
- между 3-й и 4-й частями связь подчинительная, изъяснительная
[Васильков совсем не было]1 – [они давно пересохли, оставив тощие зеленоватые стебли]2; [одна повилика, туго оплетая подошву колосьев, разливала в воздухе тонкий миндальный запах и пестрила своими бело-розовыми колокольчиками – жаркое, лучезарное сиянье, наполнявшее глубину поля]3.
Сложное предложение с разными видами связи:
- между 1-й и 2-й частями связь бессоюзная, следствия;
- между 2-й и 3-й частями связь бессоюзная, смысловая отдалённость.
2. Подчеркните в первом абзаце фразеологический оборот.
Фразеологический оборот в первом абзаце: повесило голову.
3. Выполните комплексный анализ текста.
Комплексный анализ текста:
1. Тема текста – описание невыносимо жаркого лета, которое изнуряет природу и всё живое.
а)
Начало текста помогает понять тему, создавая атмосферу невыносимо жаркого лета. Оно сразу вводит читателя в контекст продолжительного периода без дождей, что приводит к раскалённой земле, трескающейся и превращающейся в камень или пыль. Эти детали подчёркивают, как жара влияет на окружающую среду, делая её непригодной для жизни.
Кроме того, начало текста акцентирует внимание на восходе солнца багровым шаром, что сразу создаёт образ изнуряющего зноя, который не даёт передышки. Это подготавливает читателя к описанию страданий всего живого, включая стада животных, которые ищут спасения у воды, и насекомых, которые становятся единственными бодрствующими существами в этой изнурённой природе.
Таким образом, начало текста создаёт основу для дальнейшего описания жары и её разрушительных последствий, что позволяет читателю глубже понять тему текста.
б)
Конец текста помогает глубже понять тему, подчёркивая невыносимость и разрушительные последствия жаркого лета. В последних абзацах описывается, как солнечные лучи пронизывают рожь до корня, нагревая стебли и создавая ощущение, что земля дышит жаром, словно жерло раскалённой печки. Васильки давно пересохли, оставив лишь тощие стебли, а повилика, оплетая колосья, создаёт тонкий миндальный запах, контрастируя с общим изнуряющим зноем.
Таким образом, конец текста усиливает ощущение невыносимой жары и её разрушительного воздействия на природу, подчёркивая, что даже самые стойкие растения не выдерживают такого зноя, и только насекомые продолжают бодрствовать, создавая жужжание и шорох в воздухе.
в)
Ключевые слова в тексте помогают понять тему, акцентируя внимание на ключевых аспектах и создавая более ясное представление о содержании. В данном случае, ключевые слова, такие как «жаркое лето», «отсутствие дождей», «раскалённая земля», «стада животных», «насекомые», «зной», «рожь», «васильки», «повилика», и «миндальный запах», помогают читателю лучше понять и прочувствовать атмосферу невыносимой жары и её влияние на природу.
Эти слова создают визуальные и эмоциональные образы, которые усиливают восприятие текста. Например, «раскалённая земля» и «зной» подчёркивают невыносимость условий, а «рожь» и «васильки» добавляют деталей к описанию природы, показывая, как жара влияет на различные элементы экосистемы.
Таким образом, ключевые слова помогают читателю глубже понять тему текста, создавая полное и яркое представление о невыносимо жарком лете и его последствиях для природы и живых существ.
2.
Проблема текста заключается в описании разрушительного воздействия продолжительной и невыносимо жаркой погоды на природу и всё живое. Автор поднимает вопрос о том, как экстремальные климатические условия, такие как отсутствие дождей и палящее солнце, приводят к страданиям и изменениям в окружающей среде.
Текст акцентирует внимание на следующих аспектах проблемы:
1. Отсутствие дождей. С половины июня до конца июля не было ни одного освежающего дождя, что привело к растрескиванию земли и превращению её в камень или пыль.
2. Изнуряющий зной. Каждое утро солнце восходит багровым шаром и совершает свой круг в безоблачном небе, не давая передышки от зноя.
3. Страдания природы и живых существ. Всё живое, включая стада животных и насекомых, изнурено жарой. Животные вынуждены стоять по брюхо в воде, чтобы найти хоть какое-то облегчение.
4. Изменения в природе. Васильки пересохли, оставив лишь тощие стебли, а повилика, оплетая колосья, создаёт тонкий миндальный запах, контрастируя с общим изнуряющим зноем.
Таким образом, проблема текста заключается в описании того, как экстремальные погодные условия влияют на природу и живые существа, вызывая страдания и изменения в экосистеме.
3. Главная мысль – экстремальные погодные условия, такие как продолжительная и невыносимая жаркая погода, оказывают разрушительное воздействие на природу и всё живое.
4. Тип речи – описание с элементами рассуждения.
Признаки описания:
- большое количество прилагательных и наречий, которые помогают создать яркую картину;
- акцент на признаках и качествах описываемых объектов;
- последовательность изложения, которая позволяет читателю представить себе описываемую сцену.
Текст описывает невыносимо жаркое лето, его последствия для природы и живых существ, создавая визуальные и эмоциональные образы.
Рассуждение в данном тексте выражается через анализ и обоснование причинно- следственных связей между экстремальными погодными условиями и их последствиями для природы и живых существ. Автор не просто описывает жару, но и объясняет, почему она приводит к таким разрушительным результатам.
Основные элементы рассуждения в тексте:
1. Тезис. Отсутствие дождей и палящее солнце приводят к экстремальным условиям.
2. Аргументы.
- отсутствие дождей. С половины июня до конца июля не было ни одного освежающего дождя, что привело к растрескиванию земли и превращению её в камень или пыль.
- изнуряющий зной. каждое утро солнце восходит багровым шаром и совершает свой круг в безоблачном небе, не давая передышки от зноя, Страдания природы и живых существ: Всё живое, включая стада животных и насекомых, изнурено жарой. Животные вынуждены стоять по брюхо в воде. чтобы найти хоть какое-то облегчение.
- изменения в природе. Васильки пересохли, оставив лишь тощие стебли, а повилика, оплетая колосья, создаёт тонкий миндальный запах, контрастируя с общим изнуряющим зноем,
3. Вывод. Экстремальные погодные условия, такие как продолжительная жара без дождей, приводят к страданиям и изменениям в природе, подчёркивая необходимость бережного отношения к окружающей среде и её ресурсам.
Таким образом, текст не просто описывает жару, но и объясняет, почему она вызывает такие последствия, что делает его примером рассуждения.
5. Синтаксические особенности текста:
а) способ связи предложений в тексте параллельный
б) преобладающие типы предложений – сложные с разными видами связи; простые предложения с деепричастными оборотами
в) средства связи частей текста: синтаксический параллелизм, вводные слова, наречия с пространственно-временным значением.
6. Стиль текста: художественный.
Стилеобразующие черты:
- образное отражение действительности
- эмоциональность
- экспрессивность
- оценочность
- индивидуальный авторский стиль
- использование различных стилистических фигур и тропов (метафор, эпитетов, сравнений и т.п..)
Стилистические средства:
- лексические (использование художественно-изобразительных средств, многозначность лексики)
- морфологические (преобладание существительных и прилагательных, глаголы в 3-м лице)
- синтаксические (сложные предложения с разными видами связи, деепричастные обороты)
7. Текст написан от третьего лица.
8. Авторская оценка выражается через описание природы.
9. «Чужой» речи в тексте нет.
10. Текст является монологом.
11. Изобразительно-выразительные средства:
- эпитеты (раскалённая, тощие, нестерпимо жаркое)
- сравнения (как от жерла раскалённой печки)
- метафоры (всё живущее словно умаялось и повесило голову)
- инверсия (дышишь сиянием и лёгкостью слов этих сердца)
12. Индивидуальный авторский стиль выражается через использование деепричастных оборотов, что придаёт тексту особую точность и выразительность.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением