Упр.300 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 300. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания. Объясните пунктограммы на месте пропусков.1) Я ехал лесною тропой и хотя неба мне не было видно но по...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
300. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания. Объясните пунктограммы на месте пропусков.
1) Я ехал лесною тропой и хотя неба мне не было видно но по тому как хмурился лес я чувствовал что над ним тихо подымается тяжёлая туча (В. Короленко). 2) Все замыслы только что волновавшие его сердце показались ему банальными утомительно повторёнными сотни раз и даже вечерняя встреча которой он добивался столько месяцев и которая должна была составить новое крупное событие в анналах его жизни вдруг показалась ненужной и нудной... (А. Чаянов). 3) Дело в том что я был и остаюсь деревенским а дети мои городские и что тот огромный город к жизни в котором я так и не привык для них любимая родина (А. Яшин). 4) Меня касается всё что делается на той земле на которой я не одну тропку босыми пятками выбил на полях которые ещё плугом пахал на пожнях которые исходил с косой и где метал сено в стога (А. Яшин). 5) Ревность и обида мучают меня когда между нами опускается вдруг некий занавес и мои многознающие отпрыски вдруг начинают даже бунтовать подтрунивать надо мною из-за того что меня каждое лето тянет не в тёплые кря не к синему морю а всё в мои северные дебри к комарам да мошкам (А. Яшин).
6) А Ильчин исправно продолжал снабжать меня записочками и я посмотрел ещё одну пьесу где выходили в испанских костюмах и где один актёр играл слугу так смешно и великолепно что у меня от наслаждения выступал на лбу мелкий пот (М. Булгаков). 7) Шляпка у еловика более тонка хрупка особенно по краям тогда как у борового рыжика шляпка толстая мясистая а края её тупо завёрнуты внутрь (В. Солоухин). 8) Я набирал их одну горстку и мы клали их на сковороду с другими грибами отчего всё жаркое становилось острее и душистее (В. Солоухин).
1. Я ехал лесною тропою, (запятая разделяет части сложного предложения) и, (запятая разделяет части сложного предложения) хотя неба мне не было видно, (перед противительным союзом но всегда ставится запятая) но по тому, (запятая разделяет части сложного предложения) как хмурился лес, (запятая разделяет части сложного предложения) я чувствовал, (запятая разделяет части сложного предложения) что над ним тихо поднимается тяжёлая туча.
2. Все замыслы, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова) только что волновавшие его сердце, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова) показались ему банальными, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) утомительно повторёнными сотни раз, (запятая разделяет части сложного предложения) и даже вечерняя встреча, (запятая разделяет части сложного предложения) которой он добивался столько месяцев и которая должна была составить новое крупное событие в анналах его жизни, (запятая разделяет части сложного предложения) вдруг показалась ненужной и нудной.
3. Дело в том, (запятая разделяет части сложного предложения) что я был и остаюсь деревенским, (запятая разделяет части сложного предложения) а дети мои городские и что тот огромный город, (запятая разделяет части сложного предложения) к жизни в котором я так и не привык, (запятая разделяет части сложного предложения) для них – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) любимая родина.
4. Меня касается всё, (запятая разделяет части сложного предложения) что делается на той земле, (запятая разделяет части сложного предложения) на которой я не одну тропку босыми пятками выбил; (точка с запятой в бессоюзном сложном предложении значительно удалёнными по смыслу частями) на полях, (запятая разделяет части сложного предложения) которые ещё плугом пахал; (точка с запятой в бессоюзном сложном предложении значительно удалёнными по смыслу частями) на пожнях, (запятая разделяет части сложного предложения) которые исходил с косой и где метал сено в стога.
5. Ревность и обида мучают меня, (запятая разделяет части сложного предложения) когда между нами опускается вдруг некий занавес и мои многознающие отпрыски вдруг начинают даже бунтовать, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) подтрунивать надо мною из-за того, (запятая разделяет части сложного предложения) что меня каждое лето тянет не в тёплые края, (запятая между однородными обстоятельствами, соединёнными при помощи бессоюзной связи) не к синему морю, (запятая между однородными обстоятельствами, соединёнными при помощи противительного союза а) а всё в мои северные дебри, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство) к комарам да мошкам.
6. А Ильич исправно продолжал снабжать меня записочками, (запятая разделяет части сложного предложения) и я посмотрел ещё одну пьесу, (запятая разделяет части сложного предложения) где выходили в испанских костюмах и где один актёр играл слугу так смешно и великолепно, (запятая разделяет части сложного предложения) что у меня от наслаждения выступал на лбу мелкий пот.
7. Шляпка у еловика более тонка, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) хрупка, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство) особенно по краям, (запятая разделяет части сложного предложения) тогда как у борового рыжика шляпка толстая, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) мясистая, (запятая разделяет части сложного предложения) а края её тупо завёрнуты внутрь.
8. Я набирал их одну горстку, (запятая разделяет части сложного предложения) и мы клали их на сковороду с другими грибами, (запятая разделяет части сложного предложения) отчего всё жаркое становилось острее и душистее.
1. Определите характер связи между частями сложных синтаксических конструкций. Начертите схемы предложений.
1. [Я ехал лесною тропою]1, и, (хотя неба мне не было видно)2, но [по тому, (как хмурился лес)4, я чувствовал]3, (что над ним тихо поднимается тяжёлая туча)5.
[- =]1, и (хотя =)2, но [..., (как = -)4, - =]3, (что = -)5.
Связь между 1-й и 2-й частями подчинительная, уступки, связь между 2-й и 3-й частями сочинительная, противительная; связь между 3-й и 4-й частями подчинительная, связь между 3-й и 5-й частями подчинительная, изъяснительная.
2. [Все замыслы, только что волновавшие его сердце, показались ему банальными, утомительно повторёнными сотни раз]1, и [даже вечерняя встреча, (которой он добивался столько месяцев)3 и (которая должна была составить новое крупное событие в анналах его жизни)4, вдруг показалась ненужной и нудной]2.
[- =, =]1, и [-, (которой - =)3 и (которая =)4, = и =]2.
Связь между 1-й и 2-й частями сочинительная, соединительная; связь между 2-й и 3-й частями подчинительная, определительная; связь между 2-й и 4-й частями подчинительная, определительная; связь между 3-й и 4-й частями сочинительная, соединительная.
3. [Дело в том]1, (что я был и остаюсь деревенским)2, а (дети мои городские)3 и (что тот огромный город, (к жизни в котором я так и не привык)5, для них – любимая родина)4.
[-]1, (что - = и =)2, а (- =)3 и (что -, (- =)5, =)4.
Связь между 1-й и 2-й частями подчинительная, изъяснительная; связь между 2-й и 3-й частями сочинительная, противительная; связь между 1-й и 4-й частями подчинительная, изъяснительная; связь между 3-й и 4-й частями сочинительная, соединительная; связь между 4-й и 5-й частями подчинительная, определительная.
4. [Меня касается всё]1, (что делается на той земле, (на которой я не одну тропку босыми пятками выбил)3; на полях, (которые ещё плугом пахал)4; на пожнях)2, (которые исходил с косой)5 и (где метал сено в стога)6.
[= -]1, (что =, (на которой - =)3; … (которые =)4; …)2, (которые =)5 и (где =)6.
Связь между 1-й и 2-й частями подчинительная, изъяснительная; связь между 2-й и 3-й частями подчинительная, определительная; связь между 2-й и 4-й частями подчинительная, определительная; связь между 2-й и 5-й частями подчинительная, определительная; связь между 2-й и 6-й частями подчинительная, определительная; связь между 5-й и 6-й частями сочинительная, соединительная.
5. [Ревность и обида мучают меня]1, (когда между нами опускается вдруг некий занавес)2 и (мои многознающие отпрыски вдруг начинают даже бунтовать, подтрунивать надо мною из-за того)3, (что меня каждое лето тянет не в тёплые края, не к синему морю, а всё в мои северные дебри, к комарам да мошкам)4.
[- и - =]1, (когда = -)2 и (- =, =)3, (что =)4.
Связь между 1-й и 2-й частями подчинительная, времени; связь между 1-й и 3-й частями подчинительная, времени; связь между 2-й и 3-й частями сочинительная, соединительная; связь между 3-й и 4-й частями подчинительная, изъяснительная.
6. А [Ильич исправно продолжал снабжать меня записочками]1, и [я посмотрел ещё одну пьесу]2, (где выходили в испанских костюмах)3 и (где один актёр играл слугу так смешно и великолепно)4, (что у меня от наслаждения выступал на лбу мелкий пот)5.
А [- =]1, и [- =]2, (где =)3 и (где - =)4, (что = -)5.
Связь между 1-й и 2-й частями сочинительная, соединительная; связь между 2-й и 3-й частями подчинительная, определительная; связь между 2-й и 4-й частями подчинительная, определительная; связь между 3-й и 4-й частями сочинительная, соединительная; связь между 4-й и 5-й частями подчинительная, меры и степени.
7. [Шляпка у еловика более тонка, хрупка, особенно по краям]1, (тогда как у борового рыжика шляпка толстая, мясистая)2, а [края её тупо завёрнуты внутрь]3.
[- =, =]1, (тогда как - =, =)2, а [- =]3.
Связь между 1-й и 2-й частями подчинительная, противопоставления; связь между 2-й и 3-й частями сочинительная, противительная.
8. [Я набирал их одну горстку]1, и [мы клали их на сковороду с другими грибами]2, (отчего всё жаркое становилось острее и душистее)3.
[- =]1, и [- =]2, (отчего - = и =)3.
Связь между 1-й и 2-й частями сочинительная, соединительная; связь между 2-й и 3-й частями подчинительная, следствия.
2. Выясните лексическое значение выделенных слов.
Анналы – запись каких-либо событий в хронологической последовательности (у древних народов — римлян, египтян и т. п. и в Западной Европе в средние века); летопись.
Пожня (устар.) – то же, что пожень; луг, место покоса.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением