Параграф 30 ГДЗ Андреев Фёдоров 6 класс 2020 года (История)

Изображение §30. Достижения российской культуры  Расскажите, как проходили занятия в школе, изображённой на миниатюре.В школе учили грамоте, письму и чтению. На картинке мы...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Презентация
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Андреев, Фёдоров 6 класс, Просвещение:
§30. Достижения российской культуры

Расскажите, как проходили занятия в школе, изображённой на миниатюре.
В школе учили грамоте, письму и чтению. На картинке мы видим, как ребята учатся читать и писать. Учитель помогает мальчику. Справа другой учитель наказывает мальчика, потому что тот допустил ошибку.

1. Как Летописный свод 1448 г. выразил главную идею эпохи?
Его автор впервые высказал идею о необходимости объединения Москвы с Ростовом, Суздалем, Тверью и Великим Новгородом для совместной борьбы против власти Орды.
2. Чем хронограф отличался от летописи?
Хронографы - своды, содержавшие сведения по всемирной истории. В них преобладали фрагменты, взятые из Библии, а также рассказы о событиях в Древней Греции и Византии.
Летописи же содержали информацию только о русской истории.

1. Какие события церковной жизни XV в. отразились в «Повести о белом клобуке»?
В «Повести о белом клобуке» (клобук - монашеский головной убор; белый клобук носят высшие иерархи православной церкви: митрополиты и патриархи) обосновывалось перемещение центра православного мира на Русь вместе с символом высшей духовной власти белым клобуком, переданным якобы новгородскому архиепископу папой римским и константинопольским патриархом.
2. Почему «Хождение за три моря» Афанасия Никитина вызывает интерес у всех любителей истории?
«Хождение» Афанасия Никитина - подробный и обстоятельный отчёт об увиденном в далёких странах. По этим рассказам можно составить мнение о привычках русского человека, о том, как он воспринимал окружающий мир.

1. Почему Московский Кремль называют плодом сотрудничества представителей разных культур?
Строительство, развернувшееся в Москве, потребовало привлечения огромного количества профессиональных зодчих. Сюда съехались мастера из Пскова, Твери, Новгорода Великого, Ростова, а также из далёкой Италии. Результатом их совместных усилий стал новый Кремль - уникальный памятник мирового зодчества, гармоничный плод сотрудничества представителей разных народов, культур, строительных традиций.
2. Какое место в политической и церковной жизни занял новый Успенский собор?
Успенский собор стал главным храмом России. Здесь проходили не только церковные службы, но и важные государственные церемонии, возведение в сан митрополитов. В соборе оглашали государственные акты, хранили важнейшие документы.

1. Почему Андрея Рублёва относят к выдающимся живописцам XV в.? Назовите его произведения.
Развитие и высокие достижения московской школы живописи были связаны с именем иконописца Андрея Рублёва. В 1405 г. он вместе с уже знаменитым тогда Феофаном Греком и старцем
Прохором с Городца расписывал великокняжеский храм Благовещения. Через три года Андрей под руководством Даниила Чёрного создавал фрески Успенского собора во Владимире. Последней работой стала роспись Троице-Сергиева монастыря. Славу Андрею Рублёву принесли его замечательные иконы Звенигородского чина, иконостасов Благовещенского собора Московского Кремля и Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Но самой знаменитой иконой, написанной Андреем Рублёвым, является прославленная «Троица». В середине XVI в. она была признана
образцом для всех иконописцев.
2. Какие общественные идеи нашли отражение в творчестве иконописцев?
Начало государственного строительства при Иване III, идея разумно устроенного и могущественного государства, образца идеального «благоустроения», хранителя гармонии мира нашли отражение в изобразительном искусстве.

1. Прочитайте эпиграф:
1) О росписи какого собора упоминается в летописи?
В летописи упоминается великокняжеский храм Благовещения.
2) Почему храмы расписывались несколькими мастерами?
Храмы расписывались несколькими мастерами, потому что они были большими, работы было много.
2. Какие новые сюжеты нашли отражение в древнерусской литературе?
В древнерусской литературе нашли отражение сюжеты повествования о борьбе за московский престол, Стоянии на Угре, о том, как московские князья строили единое государство.
3. Каковы особенности развития архитектуры в последней трети XV в.?
- привлечение иностранных мастеров к строительству
- перестройка кремлёвских храмов
- большое количество храмов
4. В августе 1455 г. этот итальянский архитектор и инженер первым в истории архитектуры переместил здание. Колокольня при церкви в Болонье была передвинута на 13 м. Используя интернет-ресурсы, выясните, как звали этого итальянского мастера. Почему его считают основателем российской артиллерии? В каком событии участвовало созданное им оружие? Каким образом его деятельность связана с Россией?
Этого мастера звали Аристотель Фиораванти. В 1478 году Фиораванти в качестве начальника артиллерии участвовал в походе Ивана III на Новгород, и во время этого похода навёл очень прочный понтонный мост через реку Волхов. Он участвовал в строительстве Успенского собора.
5. Используя дополнительную литературу, выясните, что такое иконостас. Нарисуйте в тетради схему иконостаса и подпишите каждый из его рядов.
Иконостас - это алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стен храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая в византийском обряде алтарь от остального храмового помещения.

6. Подготовьте презентацию на тему «Творчество Андрея Рублёва».
(презентация внизу страницы)
7. Соотнесите даты, отмеченнные на ленте времени, и следующие события:
1) Аристотель Фиораванти завершил строительство Успенского собора Московского Кремля;
Строительство Успенского собора было завершено в 1478 году.
2) роспись храма Благовещенского собора Московского Кремля;
Роспись Благовещенского собора состоялась в 1405 г.
3) начало строительства Московского Кремля из красного кирпича итальянскими мастерами;
Начало строительства Московского Кремля было положено в 1485 г.
4) окончание росписи Андреем Рублёвым Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря;
Окончание росписи Троицкого собора состоялось в 1427 г.
5) создание единой общерусской летописи.
Создание единой общерусской летописи относится к 1448 г.

1. Чьи черты вложил художник в образы каждого из трёх ангелов?
Приметы каждого их трёх ангелов едва различимы… Но главное, что вдохновляло Рублёва, что больше всего поражает всякого, - это нераздельное единство ангелов. Все они так похожи друг на друга, словно это одно существо среди двух его зеркальных отражений.
2. Для чего явились на землю три лица «Троицы»? Каков главный источник вдохновения иконописца и что поражает всякого, кто смотрит на икону?
По замыслу Рублёва три лица Троицы явились на землю не для того, чтобы возвестить патриарху чудесное рождение сына, а для того, чтобы дать людям пример дружеского согласия и самопожертвования.
Главное, что вдохновляло Рублёва, что больше всего поражает всякого, - это нераздельное единство ангелов.
Выберите ответ на главный вопрос урока. Свой выбор обоснуйте.
Русская культура в XV в. развивалась стихийно или её достижения были связаны с успехами в государственном строительстве?
A. Лучшие образцы русской культуры были созданы в домонгольский период, в дальнейшем мастера лишь следовали прежним образцам, не создавая ничего нового.
Б. Российское государство вело бесконечные войны, на развитие культуры средств не было.
B. Собирание земель и государственное строительство пробудили мощные творческие силы, русская культура обогатилась новыми достижениями.
Я выбираю ответ В. Объединение государства способствовало развитию культуры. Появлялись новые жанры культуры, а сама культура затрагивала новые темы. В древнерусской литературе нашли отражение сюжеты повествования о борьбе за московский престол, Стоянии на Угре, о том, как московские князья строили единое государство. Строительство, развернувшееся в Москве, потребовало привлечения огромного количества профессиональных зодчих. Сюда съехались мастера из Пскова, Твери, Новгорода Великого, Ростова, а также из далёкой Италии. Результатом их совместных усилий стал новый Кремль - уникальный памятник мирового зодчества, гармоничный плод сотрудничества представителей разных народов, культур, строительных традиций.

Выберите ответ на главный вопрос главы. Свой выбор обоснуйте.
Что стало политической основой для создания единого Российского государства - вечевой строй или сильная княжеская власть?
A. Создавая единое Российское государство, московские князья присоединили к Москве Новгород и сохранили вечевые традиции.
Б. Правители Российского государства взяли пример с литовских князей и строили свою державу как союз самостоятельных земель.
B. Единое Российское государство создавалось московскими князьями, власть которых была почти ничем не ограничена.
Я выбираю ответ В. Власть князей с течением времени усиливалась. Они присоединяли земли и ликвидировали самостоятельность этих земель. Также князья ограничивали свободу крестьян, усиливали свое влияние на церковь. Зарождалось самодержавие.

1. Саввино-Сторожевский монастырь основан в 1398 г. монахом Саввой, учеником преподобного Сергия Радонежского. Кто из русских князей поддерживал основание этого монастыря и сделал его своей придворной обителью? Почему этот князь после смерти брата Василия I вступил в борьбу за великокняжеский престол? Какие последствия ожидали князя после его победоносного восхождения на московский престол в 1433 г.?
Поддерживал основание и строительство Юрий Дмитриевич Звенигородский. Этот князь после смерти Василия вступил в борьбу за престол, потому что он был старшим в роду. По традиции престолонаследия, власть в государстве передавалась старшему в роду, однако после смерти Василия I престол занял его сын Василий II. После восхождения на престол в 1433 году московские бояре и служилые люди стали перебегать в Коломну; к ним присоединились и оба сына Юрия, Дмитрий Шемяка и Василий Косой, поссорившиеся с отцом. Юрий, понимая, что «непрочно ему седение на великом княжении», предпочел примириться с племянником, вернув ему великокняжеский престол. Вслед за этим Василий Васильевич и Юрий заключили новый договор, согласно которому Юрий признавал старейшинство Василия II и отказывался помогать своим старшим сыновьям.
2. «И тут подошёл к нему злой раб, гордый, немилосердный мучитель Никита, взял великого князя за плечи и сказал: "Ты во власти великого князя Дмитрия Юрьевича" …В среду на той же неделе вечером ослепили великого князя и сослали его с княгиней на Углич…». Почему Василий II не сопротивлялся своему аресту? Что заставило Дмитрия Шемяку ослепить своего соперника? Как Василий Тёмный вновь вернул себе престол?
Василий не сопротивлялся аресту, потому что в этом не было смысла. Василий не был вооружен, вокруг него не было своих людей. Шемяка ослепил соперника, чтобы тот не мог стать князем, так как не мог полноценно управлять страной. Вологда стала местом, куда начали стекаться люди, недовольные Шемяка, и местный игумен Кирилло-Белозерского монастыря освободил Василия 2 от данной им клятвы. В Вологде собирается войско и направляется на Москву. Шемяка бежит от битвы в Углич. Так Василий Темный вернул себе престол, но усобица продолжалась еще 1453 года, когда в Новгороде погиб Дмитрий Шемяка.
3. Русские зодчие Кривцов и Мышкин заложили в Московском Кремле новый каменный Успенский собор. В 1474 г. произошла катастрофа - рухнул почти достроенный мастерами храм. Кто виноват в произошедшем событии - природное явление или технология строительства? Где был найден архитектор и инженер для строительства нового храма? Что известно о его роли в укреплении не только строительного дела на Руси, но и военного дела? Какой храм Древней Руси стал образцом для создания главного собора столицы?
В произошедшем событии виновата технология строительства. Псковские мастера, осматривавшие обрушившееся здание, сделали вывод, что «известь не клеевита да камень не тверд». Архитектор и инженер для строительства нового храма был найден в Италии. Образцом для первого храма Великого Княжества послужил не византийский, греческий или итальянский собор, а собственный, русский, Владимирский, построенный князем Андреем Боголюбским в честь любимейшего, самого почитаемого на Руси образа Божией Матери.
4. В конце XV в. в народе родилась легенда о гибели вечевого новгородского колокола: «Был вечный колокол отправлен в Москву, но в плен московский на позорище не пошёл. Он выбрал крутую горку и покатился под неё и, ударившись о камни, разбился, но успел крикнуть: "Волю дай!" Осколки колокола ударились о землю и превратились в маленькие колокольчики. Ямщики дорожили ими и крепили к конной упряжи. Так весть о вольности разнеслась по всей Руси. А горы по созвучию назвали Валдай». Где несколько веков в Новгороде находился вечевой колокол? Что заставило Ивана III в 1478 г. не только ликвидировать вечевой строй в Новгороде, но и вывезти символ новгородской свободы в Москву? Кто из новгородцев был отправлен в Москву одновременно с вечевым колоколом? Что говорят летописцы и историки о реальной судьбе новгородского вечевого колокола?
Вечевой колокол в новгороде несколько веков находился на Софийской стороне. Ликвидировать вечевой строй и вывезти вечевой колокол заставило то, что Новгород присоединялся к Москве. Было необходимо ликвидировать новгородскую вольницу, чтобы Новгород не проявлял сепаратистских настроений. Данные действия показывали окончание самостоятельности Новгорода. Одновременно с вечевым колоколом в москву была отправлена Марфа Борецкая. Легенд о вечевом колоколе много, но летописи говорят о том, что колокол на Валдае не разбивался, а благополучно добрался до Москвы, был вознесен на колокольню. Н.М.Карамзин в “Истории государства Российского” говорит о том, что в Москве Новгородский вечевой колокол повесили на колокольне Успенского собора. Исследователь новгородской старины А.А.Навроцкий сообщает, что колокол висел в кремле, в настенном шатре, справа от Спасских ворот.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением