Параграф 3 ГДЗ Вигасин Годер 5 класс (новый учебник) (История)
|
Не совпадает с вашим учебником? Посмотрите устаревший решебник |

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Вигасин, Годер, Свенцицкая 5 класс, Просвещение:
§3. Возникновение искусства и религиозных верований
Объясните значение слов: пещерная живопись, колдовство, душа, «страна мёртвых», религиозные верования.
Пещерная живопись — это рисунки древних людей, которые они создавали на стенах и потолках пещер много тысяч лет назад.
Колдовство — это вера первобытных людей в то, что с помощью особых магических обрядов и действий можно повлиять на реальный мир.
Душа — это, по верованиям древних людей, невидимая часть человека, которая живёт внутри его тела. Они пришли к этой идее, пытаясь объяснить, что такое сны.
«Страна мёртвых» — это религиозное представление о загробной жизни, о специальном месте, куда уходят души людей после смерти. Первобытные люди верили, что там их предки продолжают жить такой же жизнью, как и на земле: охотятся, ловят рыбу, собирают плоды.
Религиозные верования — это совокупность различных сверхъестественных представлений и верований, которые появились у первобытных людей.
Проверьте себя.
1. Как была открыта пещерная живопись?
Более ста тридцати лет назад такие рисунки открыл один испанский археолог. Он производил раскопки в пещере Альтамира в Северной Испании. Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю, девочка прошла в глубь низкой пещеры. Внезапно она закричала: «Папа, смотри, нарисованные быки!» И в самом деле, на потолке пещеры на протяжении сорока метров были изображены бизоны, словно застывшие на бегу в странных и причудливых позах.
2. Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?
Первобытные охотники боялись, что в лесах станет меньше зверей, мясом которых они питались, а в озёрах и реках исчезнет рыба. У людей возникла вера в то, что между животным и его изображением, созданным художником, существует связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из этих краёв. Если изобразить раненое животное, например медведя или носорога, то это поможет добиться успеха на охоте. Звери играли важнейшую роль в жизни людей, потому что были важнейшей едой для них.
3. Какие древнейшие религиозные верования вы знаете?
Появившиеся у первобытных людей верования — в колдовство, в душу, в жизнь после смерти — называются религиозными.
4. Как первобытные люди представляли себе жизнь предков в «стране мёртвых»?
Люди верили, что души предков переселяются в далёкую «страну мёртвых». Там они так же живут родовыми общинами, охотятся, ловят рыбу и собирают съедобные плоды.
Подумайте и обсудите. 1. О чём хотел рассказать художник, создавший сцену с бизоном и поверженным охотником (см. рис. на с. 22)? Предположите, что предшествовало тому, что изображено.
Художник, скорее всего, хотел рассказать о трагическом и поучительном событии из жизни своего племени — о неудачной охоте, которая закончилась гибелью сородича.
Вполне возможно, что группа охотников выследила раненого или разъярённого бизона и попыталась его добить. Один из смельчаков, возможно, подобрался слишком близко, чтобы нанести решающий удар копьём. Но раненый зверь, чувствуя смертельную опасность, смог развернуться и нанести охотнику смертельный удар рогами или просто затоптать его. Художник запечатлел самый драматичный момент этой схватки — победу могучего духа зверя над человеком. Эта картина могла служить предупреждением для других охотников о том, что охота — это не только добыча пищи, но и смертельный риск, требующий осторожности и уважения к зверю.
2. Почему первобытные художники иногда изображали руку на теле животного, нарисованного в пещере?
Отпечаток руки на изображении зверя мог символизировать власть человека над ним. Это был своего рода магический акт «присвоения».
3. С какими целями археологи раскапывают древние могилы?
• Узнать о религиозных верованиях
• Понять социальное устройство. По тому, как похоронен человек — один или с другими, беден его инвентарь или богат, — можно судить о том, были ли в обществе вожди, знатные воины или ремесленники, или все были равны
• Изучить быт и культуру
• Получить данные о здоровье и внешнем виде древних людей.
Что и почему в них можно найти? (См. рис. на с. 22.)
• Личные вещи: ожерелья из зубов и раковин, браслеты — они могли быть оберегами или показателем статуса
• Орудия труда и оружие: каменные ножи, наконечники копий, скребки — всё, что нужно для «жизни» в стране мёртвых
• Пищу в сосудах: горшки с едой или питьём для долгого путешествия души
Составьте (в тетради) план первого пункта параграфа «Как была найдена пещерная живопись». При выполнении задания используйте памятку 1 на c. 316-317.
• Неведение учёных об искусстве древних людей. Долгое время учёные не знали о том, что среди первобытных людей были искусные художники
• Случайное открытие в пещере Альтамира. Испанский археолог и его дочь обнаружили рисунки более ста тридцати лет назад
• Описание находки. На потолке пещеры на протяжении сорока метров были изображены бизоны в странных и причудливых позах
• Мастерство древнего художника. Неведомый художник, используя красную, чёрную и коричневую краски, добился удивительной живости и объёмности рисунков
• Начало исследований других пещер. Вслед за Альтамирой начались исследования других пещер, во многих были найдены произведения первобытного искусства
Похожие решебники
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением