Параграф 5 ГДЗ Вигасин Годер 5 класс (новый учебник) (История)
|
Не совпадает с вашим учебником? Посмотрите устаревший решебник |

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Вигасин, Годер, Свенцицкая 5 класс, Просвещение:
§5. Появление неравенства и знати
Объясните значение слов: ремесленник, гончарный круг, плуг, вождь племени, знатные люди (знать), рабы, город, святилище, царь, соседская община, торговля.
Ремесленник — это человек, который в совершенстве овладел определённым мастерством (например, изготовлением глиняной посуды, обработкой металла, ткачеством) и занимался этим профессионально, не отвлекаясь на земледелие или скотоводство.
Гончарный круг — это специальное вращающееся устройство, которое использовал гончар (мастер по изготовлению глиняной посуды).
Плуг — это усовершенствованное орудие для вспашки земли.
Вождь племени — это военный предводитель, которого избирало племя для организации защиты от врагов или для походов на соседние племена с целью грабежа.
Знатные люди (знать) — это наиболее богатые и влиятельные люди в племени (вожди, старейшины, прославленные воины).
Рабы — это люди, захваченные в плен во время войн между племенами. Они становились собственностью знатных людей и были обязаны бесплатно работать на них, выполняя самую тяжелую работу.
Город — это крупное поселение, которое постепенно выросло из деревни.
Святилище — это специальное место в городе или поселении, где находились идолы (изображения богов и духов) и где люди совершали религиозные обряды, молились и приносили жертвы.
Царь — это правитель государства, который обычно происходил из знатного рода.
Соседская община — это новый порядок жизни земледельцев, который пришёл на смену родовой общине. В ней люди были объединены не кровным родством, а проживанием на одной территории.
Торговля — это обмен продуктами труда и ремесленными изделиями между людьми, общинами и племенами.
Проверьте себя.
1. Чем занимались ремесленники? Назовите два-три занятия.
Ремесленники — это мастера, которые специализировались на создании различных изделий, требующих особых навыков и опыта. Ремесленники-гончары лепили из глины горшки, миски и другую посуду. Мастера-металлурги научились выплавлять медь из руды, отливать из неё инструменты (ножи, шилья) и украшения. Женщины-ремесленницы пряли нити из шерсти животных или волокон льна, а затем на ткацких станках создавали ткани для одежды.
2. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?
Благодаря изобретению плуга, использованию животных для рыхления земли, появлению медных орудий отпала необходимость в совместном труде всей общины на полях.
3. Почему вожди племён и вся знать были заинтересованы в военных походах?
Вожди племён и знать были заинтересованы в военных походах, потому что это был быстрый путь к обогащению и усилению своей власти. В то время ограбить соседнее племя и отобрать у него скот, собранный урожай, украшения и плодородные земли считалось доблестью.
4. Каким имуществом владели знатные семьи?
Во-первых, им выделяли лучшие и самые большие участки земли. Во-вторых, они владели многочисленными стадами домашнего скота (коров, овец, коз). В-третьих, они присваивали себе большую и лучшую часть военной добычи (зерно, оружие, украшения).
5. Какие изменения произошли с поселениями, превратившимися в города? Для ответа используйте опорные слова: размеры, укрепления, состав населения, место совершения религиозных обрядов.
Они становились гораздо крупнее по площади и количеству жителей. Их стали окружать мощные укрепления — земляные валы и стены для защиты от нападений врагов. Теперь в них жили не только земледельцы, но и знать (вожди, старейшины), а также ремесленники, которые обслуживали её потребности.
В городах появились святилища — специальные места, где стояли идолы и где знать и жрецы совершали религиозные обряды. Таким образом, город стал не просто большим селом, а административным, ремесленным и религиозным центром.
Опишите рисунок «Посёлок земледельцев и скотоводов» (см. с. 31). Используя памятку 1 на с. 316-317, составьте в тетради план ответа по теме «Один день в жизни посёлка».
План ответа:
• Утро в посёлке: пробуждение и первые заботы
• Главные занятия мужчин: работа в поле и выпас скота
• Главные занятия женщин: работа у дома и ремёсла
• Вечер в посёлке: завершение дел и отдых
Расскажите по составленному плану о занятиях жителей посёлка. В рассказе обязательно используйте изученные понятия.
На рисунке изображён посёлок земледельцев и скотоводов, окружённый возделанными полями и пастбищами.
Утро в посёлке начинается с пробуждения. Жители выходят из своих прочных домов, построенных из дерева и глины. Первая забота — развести огонь в очагах, чтобы приготовить пищу.
Главное занятие мужчин — это работа в поле и уход за скотом. Одни мужчины идут пахать поле с помощью плуга, в который запряжены быки. Другие отводят стада домашних животных — коз, овец и коров — на пастбище. Это и есть основа производящего хозяйства. Мужчины также ловят рыбу и изготавливают орудия труда.
Главное занятие женщин — это работа рядом с домами. Одни женщины занимаются гончарным делом: на гончарном круге они лепят горшки, которые потом обожгут в печи. Другие шьют одежду из шерстяной ткани или шкур животных. Женщины ухаживают за детьми. Дети помогают взрослым: присматривают за мелким скотом или собирают хворост для костра.
К вечеру все жители возвращаются к своим домам. Скот загоняют в загоны, чтобы защитить от хищников. Урожай, собранный с поля, хранят в ямах-зернохранилищах. Так завершается один день из жизни древнего посёлка.
Проектная деятельность. Используя памятку 2 на с. 317, подготовьте проект «Первые люди в моём родном крае». В ходе своей работы узнайте наиболее известные исторические события (даты), связанные с темой проекта, и выясните, сохранились ли какие-либо памятники древнейшей культуры на территории вашего региона. Дополнительную информацию вы можете получить, посетив краеведческий музей.
Первые люди пришли на Урал очень-очень давно, в период, который учёные называют каменным веком. Это было больше 40 тысяч лет назад. В то время климат был суровее: на территории Урала стояла холодная ледниковая эпоха. Вместо современных лесов здесь были бескрайние степи и тундры, где бродили стада огромных животных: мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей и северных оленей.
Это были не совсем такие люди, как мы. Они были кроманьонцами — древними предками современного человека. Они уже умели ходить на двух ногах, изготавливать орудия труда и обладали развитым интеллектом.
Их жизнь полностью зависела от природы. Основными занятиями были:
• Охота
• Собирательство
• Изготовление орудий
Так как на Урале было холодно, люди искали укрытия. Их домом были пещеры и навесы скал, которые защищали их от ветра, дождя и хищников.
Самые известные стоянки древних людей на Урале:
• Капова пещера (Шульган-Таш) в Башкирии. Это самая знаменитая пещера! На её стенах учёные обнаружили древние рисунки — изображения мамонтов, лошадей и носорогов. Эти рисунки возрастом около 18 тысяч лет доказывают, что у древних уральцев уже было развито искусство и верования
• Стоянка «Мысовая» на озере Зюраткуль
• Пещера Игнатьевская
Первые люди появились на Урале в суровую ледниковую эпоху. Они были смелыми и умелыми охотниками, которые смогли не только выжить в трудных условиях, но и создать свою культуру. Их рисунки в Каповой пещере — это настоящее чудо, которое позволяет нам заглянуть в прошлое на десятки тысяч лет. История Урала началась именно с них, и мы должны помнить и беречь это наследие.
Похожие решебники
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением