Параграф 2 ГДЗ Вигасин Годер 5 класс (новый учебник) (История)
|
Не совпадает с вашим учебником? Посмотрите устаревший решебник |

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Вигасин, Годер, Свенцицкая 5 класс, Просвещение:
§2. Родовые общины охотников и собирателей
Объясните значение слов: рубило, копьё, гарпун, мамонт, человек разумный, родовая община.
Рубило — это одно из древнейших орудий труда, которое первобытные люди изготавливали из камня (обычно кремня или обсидиана). Его делали, оббивая камень с двух сторон, чтобы получить массивное орудие с заострённым концом и режущими краями.
Копьё – каменный наконечник, привязанный к деревянной палке с помощью волоком растений или кожаного ремешка.
Гарпун — это специальное метательное орудие с зубчатым наконечником, предназначенное для рыбалки и охоты на морских животных.
Мамонт – огромный слон с длинной желтовато-бурой шерстью и сильно изогнутыми бивнями.
Человек разумный — это вид людей, к которому принадлежит всё современное человечество. В отличие от своих предшественников, человек разумный обладал развитым мозгом, способным к абстрактному мышлению, сложной речи, творчеству (наскальная живопись, скульптура) и созданию более совершенных орудий труда.
Родовая община — это первая форма организации общества, в которой все члены были связаны кровным родством (происходили от одного общего предка).
Проверьте себя.
1. Что помогло нашим предкам выжить морозными зимами?
Наши предки сумели выжить морозными зимами, так как они пользовались огнём и научились добывать его. Они изобрели новые орудия труда, у них появились одежда и жилища.
2. Что представляли собой древнейшие жилища и одежда?
Одежду шили из звериных шкур. Жилищами становились пещеры, служившие убежищем от хищников, холодного ветра, дождя и снега. В той местности, где не было пещер, люди рыли землянки и строили шалаши из веток деревьев, костей и шкур крупных животных.
3. Почему только сплочённая группа людей могла добиться успеха при охоте на крупных зверей?
Охота на крупных зверей, таких как мамонты или шерстистые носороги, была крайне опасным и сложным делом, которое невозможно было осуществить в одиночку. Во-первых, один человек с простым оружием не мог справиться с огромным и сильным животным, которое могло легко его убить. Во-вторых, успех охоты зависел от четкого плана и распределения ролей: одни охотники загоняли зверя в заранее подготовленную ловушку (например, яму или на обрыв), другие пугали его криками и факелами, а третьи наносили решающие удары копьями. В-третьих, после удачной охоты нужно было сообща разделать огромную тушу и перетащить тяжелую добычу в свое стойбище, что также требовало усилий многих людей.
4. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Какие признаки - слово «родовая»?
Слово «община» означает, что все ее члены жили вместе и сообща. Это выражалось в:
• Общем труде: вместе охотились, рыбачили, строили жилища
• Общем имуществе: вся добыча, собранные плоды и орудия труда считались собственностью всех членов общины
• Взаимопомощи: сообща заботились о детях, стариках и больных, защищали друг друга от опасностей
Слово «родовая» указывает на кровное родство между всеми членами этого коллектива. Это означало, что:
• Все люди в общине происходили от одного общего предка (прародителя)
• Они были связаны родственными узами (родители, дети, братья, сестры, дяди, тети и т.д.)
• Во главе общины обычно стоял самый старший и уважаемый представитель рода — старейшина
5. Какими преимуществами обладают лук и стрелы по сравнению с копьём и дубиной?
Лук позволял поражать цель на расстоянии 50-100 метров, что было несравнимо дальше броска копья (20-30 метров). Это позволяло охотиться, не подпуская опасного зверя близко к себе. Охотник мог оставаться в укрытии и быть менее уязвимым для когтей и зубов раненого животного. Охота стала значительно безопаснее. Лук был относительно легким, а стрелы — компактными. Охотник мог быстро сделать несколько выстрелов подряд по движущейся цели или по целому стаду животных, в то время как метательное копье было одно.
Проектная деятельность. Объединитесь в группу и подготовьте рассказ путешественника во времени, попавшего на один день в мир родовых общин охотников и собирателей. Используя памятку 1 на с. 316-317, составьте план рассказа, распределите обязанности между участниками вашей группы.
План:
• Завязка: Как и почему я оказался в каменном веке?
• Первое впечатление: Что я увидел, почувствовал и услышал, очутившись в мире родовой общины?
• Знакомство с общиной: Как меня встретили древние люди? Как мы смогли понять друг друга?
• Один день из жизни общины
• Кульминация: Какой самый интересный или опасный момент произошёл за этот день?
• Развязка: Что я вынес из этого путешествия? Какие мысли о жизни древних людей у меня остались?
Распределение обязанностей в группе (3-4 человека):
• Сценарист 1 разрабатывает завязку, кульминацию и развязку истории
• Сценарист 2 описывает жизнь общины (пункт 4 плана), основываясь на знаниях из учебника
• Докладчик готовит презентацию и выступает перед классом, возможно, распределив текст с другими участниками
Выступите перед классом с результатом вашей работы. Подготовьте вопросы одноклассникам по теме рассказа.
Всё началось в лаборатории моего деда-изобретателя. Он показывал мне свой новый проект — портал, устройство для перемещения во времени. От нечего делать я дотронулся до панели управления, и мир вокруг меня взорвался ослепительным светом.
Воздух был таким свежим и чистым, что им казалось невозможно надышаться. Я лежал в высокой траве на опушке густого, незнакомого леса. Вместо привычного запаха асфальта и бензина меня окружали ароматы хвои, влажной земли и каких-то незнакомых цветов. Где-то вдалеке я услышал странный, протяжный крик животного, от которого по спине пробежали мурашки.
Моё падение заметили. Из-за деревьев осторожно вышли несколько человек. Их одежда была сшита из небрежно обработанных звериных шкур. Они смотрели на меня с огромным удивлением и опаской, сжимая в руках деревянные копья с каменными наконечниками. Я медленно поднял руки, показывая, что не опасен. Они переглянулись, и самый старший из них, мужчина с мудрыми глазами и сединой в волосах, сделал шаг вперёд. Мы не понимали слов друг друга, но язык жестов и интонаций был универсален. Видя, что я не угрожаю, они проводили меня к своему стойбищу — нескольким низким хижинам из веток и шкур, расположенным у самой реки.
Утро началось с общей трапезы у костра. Ели вчерашнее мясо и какие-то коренья. Потом старейшина что-то сказал, и община мгновенно разделилась: женщины с детьми взяли плетёные корзины и отправились вдоль реки собирать ягоды, ракушки и корешки. Мужчины, включая меня, взяли копья и пошли в лес. Вечером вся община собралась у большого костра. Добычу разделили поровну на всех. Пока женщины готовили еду, один из мужчин вырезал из куска бивня изящную фигурку медведя. Другие учили мальчишек обрабатывать кремень.
Самым опасным моментом стало возвращение с охоты. Мы переходили через мелководную реку, как вдруг из камышей с рёвом выскочил гигантский пещерный лев! Он был огромен и свиреп. Охотники мгновенно сомкнули строй, выставив вперёд копья. Я застыл от ужаса, но потом, движимый инстинктом самосохранения и желанием помочь новым друзьям, схватил с земли большой камень и что есть силы швырнул его в морду зверя. Камень попал точно в цель. Лев от неожиданности отступил на шаг, и этой секунды хватило, чтобы самый меткий охотник из общины бросил своё копьё. Оно вонзилось зверю в плечо, и лев с рыком скрылся в зарослях. На меня посмотрели с новым чувством — не просто с любопытством, а с уважением.
Вечер у костра был наполнен чувством облегчения и единства. Я сидел среди этих людей, чувствуя себя частью чего-то древнего и настоящего. И в тот момент, когда старейшина протянул мне кусок лучшего мяса в знак благодарности, мир снова поплыл перед глазами. Я почувствовал знакомое головокружительное вращение и очнулся обратно в лаборатории деда. Всё было как прежде, но я изменился навсегда. Это путешествие подарило мне невероятное уважение к нашим предкам, чья смелость и изобретательность позволили человечеству выжить и достичь того, что мы имеем сегодня.
Подготовьте сообщение о находках останков мамонтов на территории России (см. с. 19). (По учебнику и дополнительным источникам информации, в том числе Интернету.)
На территории России, особенно в Сибири и на Якутии, найдено больше всего в мире уникальных останков мамонтов. Это произошло благодаря вечной мерзлоте, которая законсервировала тела животных на тысячи лет.
Самая известная находка — мамонтёнок Люба — был обнаружен в 2007 году на полуострове Ямал. Это самая полная и лучше всего сохранившаяся туша мамонта в мире. Учёные с помощью томографии смогли изучить не только его кости, но и внутренние органы, чтобы понять, чем он питался и от чего погиб.
Не менее знаменит Берёзовский мамонт, найденный ещё в 1900 году на берегу реки Берёзовки в Якутии. Его мумифицированные останки позволили впервые так подробно увидеть внешний вид мамонта: шерсть, кожу, хобот.
В 2012 году на островах Новосибирского архипелага был найден Малоляховский мамонт. Из его туши учёные впервые смогли получить жидкую кровь, что дало надежду на возможность клонирования этих древних гигантов.
Эти находки — не просто сенсации. Они помогают учёным узнать о климате прошлого, причинах вымирания мамонтов и жизни наших далёких предков, которые сосуществовали с этими удивительными животными.
Подумайте и обсудите. В чём различия между копьём и гарпуном (см. рис. на с. 17)? (Ответ представьте в тетради в виде таблицы или схемы.)
Признак Копьё Гарпун
Основное назначение Для охоты на крупного зверя на суше (мамонт, бизон, олень) Для рыбной ловли и охоты на морского зверя (тюлень, рыба)
Конструкция наконечника Неподвижный, прочно закреплён на древке Отделяющийся от древка. Наконечник привязан к древку длинным прочным шнуром
Особенности наконечника Острый, часто с боковыми зубцами для нанесения глубоких ран Имеет зазубрины или крючья, чтобы наконечник застревал в добыче и не давал ей уйти
Как используется? Колющее или метательное оружие. После броска его можно поднять Только метательное оружие. После попадания добычу вытаскивают за шнур, как на удочке
Как изобретение копья и гарпуна изменило жизнь людей?
Повысилась эффективность охоты. Люди смогли добывать больше пищи, так как эти орудия были смертоноснее дубины и камня. Появление копья позволило регулярно охотиться на крупную и питательную добычу. Изобретение гарпуна дало доступ к новому источнику пищи — крупной рыбе и морским животным, что сделало рацион более разнообразным. Охотиться на опасных зверей стало можно с большего расстояния, что снизило риск для жизни охотников.
Похожие решебники
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением