Упр.291 ГДЗ Бархударов 9 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2023)
Решение #3 (Учебник 2023)
Решение #4 (Учебник 2023)
Решение #5 (Учебник 2019)
Решение #6 (Учебник 2019)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Бархударов 9 класс, Просвещение:
Подготовьте проект по данной теме. Обсудите в группе формулировку темы проекта, возможность уточнения (расширения, сужения, корректировки) цели и задач проекта; определите этапы и методы вашего исследования; выявите приемы поиска нужной информации, систематизации, обобщения и статистической обработки полученного языкового материала; уточните форму работы над созданием проектного продукта; поэтапно спланируйте вашу деятельность с учётом типа проекта.
Проект «Синтаксическая синонимия бессоюзных сложных, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений»
Тип проекта: информационный, групповой, краткосрочный (работа проводится на протяжении двух недель).
Цель проекта: выявить синонимичные бессоюзные сложные, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения в совре венном русском языке.
Задачи проекта:
а) рассмотреть синонимичные бессоюзные сложные и сложносочинённые предложения со значением одновременность перечисляемых событий или их последовательности;
б) рассмотреть синонимичные бессоюзные сложные и сложносочинённые предложения с сопоставительно - противительными отношениями;
в) рассмотреть синонимичные бессоюзные сложные и сложнопочинённые предложения с изъяснительными придаточными;
г) рассмотреть синонимичные бессоюзные сложные и сложноподчинённые предложения с придаточными причины;
д) рассмотреть синонимичные бессоюзные сложные и сложноподчинённые предложения с придаточными условия или времени;
е) подобрать иллюстративный материал (на основе художественных произведений, изучаемых на уроках литературы в 9 классе);
ж) провести наблюдение за творческими работами одноклассников с целью определниячастотности использования синонимичных видов сложных предложений.
Результат проекта: доклад и презентация.
Список рекомендуемой литературы:
1) Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка. — М., 2004;
2) Русская грамматика. — М., 1980. - Т. 2;
3) Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой. — М., 1989;
4) Современный русский язык / Под ред. Д. Э. Розенталя. - М., 1984.
Вариант ответа 1
Проект «Синтаксическая синонимия бессоюзных сложных, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений»
Синтаксическая синонимия – это различные синтаксические конструкции, близкие по значению, но разные по форме выражения и оттенкам значения. Сложные предложения в русском языке бывают двух видов: союзные и бессоюзные. В союзных сложных предложениях части связаны между собой интонацией и союзами или союзными словами, которые выражают смысловые отношения. БСП также способны выражать разнообразные смысловые отношения частей. Но если в союзных предложениях эти значения выражаются ясно благодаря союзам, то в БСП они лишь намечаются интонацией и часто выражаются нечётко. Так возникают синтаксические синонимы, различающиеся стилистическими оттенками или сферой употребления. В этой работе мы рассмотрим некоторые из них.
Синтаксическая синонимия в бессоюзных сложных предложениях со значением перечисления делится на две группы:
– со значением одновременности перечисляемых событий:
Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
(А. Пушкин «Евгений Онегин»)
– со значением их последовательности:
Но десять бьёт; он выезжает,
Он полетел, он у крыльца,
Он с трепетом к княгине входит...
(А. Пушкин «Евгений Онегин»)
Это же значение можно выразить с помощью сложносочинённых предложений с союзом и:
Смеркалось, и на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
И под ним клубился легкий пар.
Но десять бьёт, и он выезжает,
И он полетел, и он у крыльца,
И он с трепетом к княгине входит...
Бессоюзные предложения с сопоставительно-противительными отношениями синонимичны сложносочинённым предложениям с противительными союзами а, но:
Он будто мне дороже всех сокровищ,
Хочу к нему – вы тащите с собой…
(А. Грибоедов «Горе от ума»)
Сравните: Он будто мне дороже всех сокровищ,
Хочу к нему, но вы тащите с собой…
Бессоюзные предложения со значением изъяснения заменяются сложноподчинёнными предложениями с изъяснительными придаточными:
Замечу кстати: все поэты –
Любви мечтательной друзья.
(А. Пушкин «Евгений Онегин»)
Сравните: Замечу кстати, что все поэты –
Любви мечтательной друзья.
Бессоюзные предложения со значением причины также имеют синтаксические синонимы – это сложноподчинённые предложения с придаточными причины:
Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
(А. Пушкин «Евгений Онегин»)
Сравните: Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума, потому что
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
Бессоюзные предложения со значением времени или условия синонимичны сложноподчинённым предложениям с придаточными времени или условия:
Я проснулся – на дворе уж было светло.
(М. Лермонтов «Герой нашего времени»)
В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут – мигом утешался;
Изменят – рад был отдохнуть.
(А. Пушкин «Евгений Онегин»)
Сравните: Когда я проснулся, на дворе уж было светло.
В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Если откажут, мигом утешался;
Если изменят, рад был отдохнуть.
Итак, сложные бессоюзные предложения отличаются от сложных союзных предложений тем, что в них менее чётко выражены смысловые отношения между частями. Для того чтобы сделать их более ясными, на письме используются разные знаки пунктуации: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире, а в устной речи – интонация.
Вариант ответа 3
Синтаксическая синонимия – увлекательная и важная тема в изучении русского языка. Она открывает перед нами множество возможностей для разнообразия и точности выражения наших мыслей и идей.
Бессоюзные сложные, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения – разнообразные формы, которые используются для объединения различных частей речи и выражения сложных смыслов. В каждой из этих конструкций можно найти синтаксические синонимы, то есть предложения, которые по смыслу схожи, но имеют различные структуры.
Например, рассмотрим простое предложение "Он вернулся домой и принялся за работу". В данном случае используется сложносочинённое предложение с союзом "и", который объединяет два действия. Однако, мы можем перефразировать его, используя сложноподчинённое предложение: "Когда он вернулся домой, принялся за работу". В данном случае действия также связаны, но используется зависимое слово "когда", что меняет структуру предложения.
Таким образом, синтаксическая синонимия позволяет нам более разнообразно и точно выражать свои мысли. Она помогает улучшить стиль и эффективность нашей речи, делая её более интересной и выразительной.
Изучение синтаксической синонимии поможет нам лучше понять особенности русского языка, его богатство и разнообразие. Это позволит нам более грамотно и красочно общаться, а также легче понимать тексты различной сложности.
Для того чтобы развивать свои навыки в использовании синтаксической синонимии, стоит читать разнообразные тексты, обращать внимание на различные формы предложений и анализировать их структуру и смысл. Также полезно проводить упражнения и задания, которые позволят нам активно применять эти знания на практике.
Синтаксическая синонимия – это удивительное и многогранное явление в русском языке, которое обогащает нашу речь и позволяет нам более точно и красочно выражать свои мысли и чувства. Изучение и применение синтаксических синонимов поможет нам стать более виртуозными и уверенными владельцами русского языка.
Вариант ответа 4
Синтаксическая синонимия является одним из интересных аспектов русского языка. Она проявляется в разнообразных типах предложений, таких как бессоюзные сложные, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
В бессоюзных сложных предложениях главное и придаточное предложения соединяются без помощи союзов. Этот тип предложений предоставляет большую свободу выразительности и позволяет передать смысл более точно. Примером может служить фраза: "Он спешил, не обращая внимания на дождь". Здесь основное и придаточное предложения объединены, образуя логически завершенное высказывание.
Сложносочинённые предложения объединяют две или более простых предложения с помощью союзов и сочинительных слов, таких как "и", "или", "да", "но" и другие. Этот тип предложений используется для выражения соподчиненности и сравнения. Например: "Он читает книги и пишет стихи". Здесь два простых предложения соединены союзом "и", образуя сложносочинённое предложение.
Сложноподчинённые предложения состоят из главного и зависимого предложений, которые соединены подчинительными союзами, такими как "что", "как", "если" и другими. Этот тип предложений используется для выражения условий, причинно-следственных связей и других отношений между идеями. Например: "Когда он вернется, мы пойдем вместе". Здесь главное предложение "мы пойдем вместе" зависит от придаточного предложения "когда он вернется", которое вводит условие.
Синтаксическая синонимия в этих типах предложений позволяет нам варьировать конструкции, изменять порядок слов и выражать одну и ту же идею различными способами. Это делает речь более разнообразной, интересной и богатой. Знание различных типов предложений и их синтаксических особенностей помогает нам стать более компетентными и грамотными пользователями русского языка.
Прочитайте и укажите, из каких частей состоят данные сложные предложения. Определите виды связи между простыми предложениями в каждой части. Спишите, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Обозначьте грамматическую основу каждого предложения. Начертите схемы 1,2 и 5-го предложений
2) Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях и хотя слова ее были привычными у Сабурова от них вдруг защемило сердце. (К. Симонов) 3) Гром грохотал над крышей гулко возрастая и разражаясь треском когда мелькала красноватая молния; от нависших туч темнело. (И. Бунин) 4) Я с трепетом ждал ответа Грушницкото холодная злость овладела мной при мысли что если б не случай то я мог бы сделаться посмешищем этих дураков. (М. Лермонтов) 5) Ночью я почувствовал боль в ноге и когда встал утром она оказалась сильно распухшей. (Н. Миклухо-Маклай) 6) Занавес поднялся и как только публика увидела своего любимца театр задрожал от рукоплесканий и восторже..ых криков. (А. Куприн) 7) И когда он вернулся в избу то его лицо волосы и одежда были мокры точно они насквозь пропитались едким болотным туманом. (А. Куприн) 8) Я завернулся в бурку и сел у забора на камень поглядывая (в)даль (передо)мной т..нулось ночною бурею взволнова..ое море и однообразный шум его подобный ропоту засыпающего города напомнил мне старые годы. (М.Лермонтов)
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением