Упр.289 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 289. 1. Запишите. Подчеркните грамматические основы предложений. Объясните смысл названия. Выпишите ключевые слова. Укажите средства связи между предложениями.ПОЧЕМУ Я...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
 

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
289. 1. Запишите. Подчеркните грамматические основы предложений. Объясните смысл названия. Выпишите ключевые слова. Укажите средства связи между предложениями.
ПОЧЕМУ Я НЕ ПЕССИМИСТ
Моя деятельность — моё художественное слово.
Путешествуя в мире очаровательных тайн, истинный художник снимает с вещей и явлений плёнку повседневности и говорит своему читателю:
— То, что ты привык видеть ежедневно, то, по чему ты скользишь равнодушным и привычным взором, — на самом деле не_обыденно, не_буднично3, но полно неизъяснимой прелести, большого внутреннего содержания, и в этом смысле — таинственно. Вот я снимаю1 плёнку с твоих глаз: смотри на мир, работай в нём и радуйся, что ты — человек!
Вот почему я не пессимист.
(Н. Заболоцкий)
Подчеркнём грамматические основы:
Почему я не пессимист
Моя деятельность – моё художественное слово.
Путешествуя в мире очаровательных тайн, истинный художник снимает с вещей и явлений плёнку повседневности и говорит своему читателю:
- То, что ты привык видеть ежедневно, то, по чему ты скользишь равнодушным и привычным взором, - на самом деле не обыденно, не буднично, но полно неизъяснимой прелести, большого внутреннего содержания, и в этом смысле – таинственно. Вот я снимаю плёнку с твоих глаз: смотри на мир, работай в нём и радуйся, что ты – человек!
Вот почему я не пессимист.
Объясним смысл названия:
Название раскрывает тему и основную мысль текста. В данном тексте объясняются причины утверждения, вынесенного в заголовок.
Выпишем ключевые слова:
Деятельность, художественное слово, истинный художник, плёнка повседневности, привык, равнодушным и привычным, не обыденно, не буднично, неизъяснимая прелесть, внутреннее содержание, снимаю плёнку, смотри, работай, человек.
Укажем средства связи между предложениями:
- лексические синонимы (повседневность – ежедневно)
- указательные слова (вот, то).
2. Объясните значение и происхождение слова пессимист (обратитесь к словарю). Подберите к нему антоним.
Пессимист – тот, кто склонен к пессимизму, воспринимает события пессимистически, в негативном свете.
Происходит от французского слова pessimiste – «пессимист».
Пессимист – оптимист.
3. Запишите ряд синонимов к прилагательному таинственный. Придумайте предложение, используя слова-синонимы в качестве однородных членов.
Таинственный – загадочный, странный, необъяснимый, неведомый, мистический.
Поведение человека – явление таинственное, загадочное, странное, необъяснимое, неведомое, а подчас и вовсе мистическое.
4. Объясните знаки препинания и подчёркнутые орфограммы.
Почему я не пессимист
Моя деятельность – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) моё художественное слово.
Путешествуя (словарное слово) в мире очаровательных (словарное слово) тайн, (запятой выделяется деепричастный оборот) истинный (образовано от существительного с основой на согласный н с помощью суффикса -н-: истин-а + -н-) художник снимает (снимать, 1 спряжение) с вещей и явлений плёнку повседневности и говорит своему читателю: (двоеточие перед прямой речью)
(перед каждой репликой диалога ставится дефис) - То, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) что ты привык видеть ежедневно, (запятая разделяет части сложного предложения) то, (запятая разделяет части сложного предложения) по чему ты скользишь равнодушным и привычным взором, (запятая разделяет части сложного предложения) - на самом деле не (частица не с краткими прилагательными после пояснительного слова «на самом деле» пишется раздельно) обыденно, (запятая между однородными сказуемыми) не (частица не с краткими прилагательными после пояснительного слова «на самом деле» пишется раздельно) буднично, (запятая между однородными сказуемыми) но полно неизъяснимой (разделительный твёрдый знак после приставки на согласный перед гласной я) прелести, (запятая между однородными дополнениями) большого внутреннего (в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) содержания, (запятая разделяет части сложного предложения) и в этом смысле – (пропущено подлежащее) таинственно. (в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) Вот я снимаю плёнку с твоих глаз: (двоеточие в сложном бессоюзном предложении со значением пояснения) смотри на мир, (запятая между однородными сказуемыми) работай в нём и радуйся, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) что ты – (подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое – существительным в именительном падеже) человек!
Вот почему я не пессимист.
5. Подготовьтесь к выразительному чтению.
Почему я не пессимист
^Моя деятельность – ^/ моё художественное слово. v//
^Путешествуя в мире очаровательных тайн, ^/ истинный художник снимает с вещей и явлений плёнку повседневности и говорит своему читателю: ^//
- ^То, ^/ что ты привык видеть ежедневно, ^/ то, ^/ по чему ты скользишь равнодушным и привычным взором, ^/ - на самом деле не обыденно, ^/ не буднично, ^/ но полно неизъяснимой прелести, ^/ большого внутреннего содержания, ^/ и в этом смысле – ^/ таинственно. v// ^Вот я снимаю плёнку с твоих глаз: ^// смотри на мир, ^/ работай в нём и радуйся, ^/ что ты – ^/ человек! ^//
^Вот почему я не пессимист. v//
Курсивом выделены слова, на которых следует сделать акцент, так как на них падает логическое ударение.
Знаком / обозначена короткая пауза.
Знаком // обозначена долгая пауза.
Знаком ^ обозначено повышение тона голоса.
Знаком v обозначено понижение тона голоса.
6. Напишите изложение или сочинение на одну из тем: «Почему я оптимист», «Мир полон загадок и тайн», «Умей преодолевать уныние», «Что помогает подготовиться к выразительному чтению», «Знаки препинания как нотные знаки...».
Изложение
Почему я не пессимист
Моя деятельность – моё художественное слово.
Когда художник путешествует в мире очаровательных тайн, он снимает с вещей и явлений плёнку повседневности. Он будто бы говорит своему читателю, что то, он привык видеть ежедневно равнодушным взглядом, на самом деле не обыденно, не буднично, но полно неизъяснимой прелести, большого внутреннего содержания, а потому – таинственно. Автор снимает плёнку с глаз своего читателя и говорит ему, чтобы он смотрел на мир, работал в нём и радовался, что он – человек.
Вот поэтому я не пессимист.
Морфологический разбор слова:
Что
1. Что – местоимение (указывает на предмет, не называя его, и отвечает на вопрос что?).
2. Начальная форма: что.
3. Постоянные признаки:
- относительное
4. Непостоянные признаки:
- винительный падеж
5. В предложении является дополнением (привык видеть (что?) что).
То
1. То – местоимение (указывает на предмет, не называя его, и отвечает на вопрос что?).
2. Начальная форма: тот
3. Постоянные признаки:
- указательное
4. Непостоянные признаки:
- единственное число
- средний род
- именительный падеж
5. В предложении является подлежащим (что?) то).
Буднично
1. Буднично – прилагательное (обозначает признак предмета и отвечает на вопрос каково?).
2. Начальная форма: будничный.
3. Постоянные признаки:
- качественное
4. Непостоянные признаки:
- краткая форма
- единственное число
- средний род
5. В предложении является сказуемым (то (каково?) буднично).
Радуйся
1. Радуйся – глагол (обозначает действие и отвечает на вопрос что делай?).
2. Инфинитив: радоваться.
3. Постоянные признаки:
- 1 спряжение
- несовершенный вид
- непереходный
- возвратный
4. Непостоянные признаки:
- повелительное наклонение
- 2 лицо
- единственное число
5. В предложении является сказуемым (что делай?) радуйся).
Фонетический анализ слова:
Снимаю
1. Снимаю – сни-ма-ю (3 слога; 2-й слог ударный).
2. Снимаю – [сн’има’у]
3. В слове 6 букв: 3 гласных и 3 согласных.
4. Звукобуквенный анализ:
с – [с]: согласный, глухой парный, шумный, твёрдый парный
н – [н’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий парный
и – [и]: гласный, безударный
м – [м]: согласный, звонкий непарный, сонорный, твёрдый парный
а – [а]: гласный, ударный
ю – [й’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный
[у]: гласный, безударный
5. В слове 7 звуков: 3 гласных и 4 согласных.
Гласная буква ю после другого гласного образует 2 звука.
Лексический анализ слова:
Мир
1. Мир – всё, что существует, вселенная, свет.
2. Многозначное.
Мир1 – 1. Состояние спокойствия, покоя, согласия; отсутствие вражды, войны. 2. то же, что мирный договор.
Мир2 – 1. Планета Земля. 2. Некое общество, сообщество либо отделённое от других пространство существования. 3. Совокупность индивидуумов некоего общества/сообщества либо же всех на Земле обитающих людей. 4. (устар.) Сельская община, а также члены этой общины. 5. (религ.) Светский мир, то, что не относится к церковной жизни; совокупность мирян.
3. Употреблено в прямом значении.
4. Синонимы: окружение, свет, вселенная.
5. Антонимов нет.
6. Исконное.
7. Относится к общеупотребительной лексике.
8. Не является устаревшим.
9. Фразеологизмы со словом:
- не от мира сего
- пустить по миру
- с миру по нитке
- красота спасёт мир
Синтаксический анализ предложения:
[Вот я снимаю плёнку с твоих глаз]1: [смотри на мир, работай в нём и радуйся]2, (что ты – человек)3!
(1-е предложение: (кто?) я; я (что делаю?) снимаю; снимаю (что?) плёнку; снимаю (откуда?) с глаз; с глаз (с чьих?) с твоих;
2-е предложение: (что делай?) смотри, работай и радуйся; смотри (на что?) на мир; работай (где?) в нём;
3-е предложение: (кто?) ты; ты (кто таков?) человек)!
Предложение повествовательное, восклицательное, сложное, с разными видами связи, состоит из трёх частей. 1 и 2 части связаны бессоюзной связью; 2 и 3 части связаны подчинительной связью и союзом что; 3-е предложение – придаточное изъяснительное.
1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
2-е предложение: простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми, полное.
3-е предложение: простое, двусоставное, нераспространённое, неосложнённое, полное.
[- =]1: [=, = и =]2, (что - - =)3!
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением