Упр.291 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 291. 1. Прочитайте текст. Найдите слова, в которых отражена его основная мысль, и запишите их.Долго плачет Тёма, но горечь уже вылита.Он передал матери всю повесть...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
 

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
291. 1. Прочитайте текст. Найдите слова, в которых отражена его основная мысль, и запишите их.
Долго плачет Тёма, но горечь уже вылита.
Он передал матери всю повесть грустного дня, как она слагалась роковым образом. Его глаза распухли от слёз; он нервно вздрагивает и нет-нет всхлипывает тройным вздохом. Мать, сидя с ним на диване, ласково гладит его густые волосы и говорит ему:
— Ну, будет, будет... мама не сердится больше... мама любит своего мальчика... мама знает, что он будет у неё хороший, любящий, когда поймёт только одну маленькую, очень простую вещь. И Тёма может её уже понять. Ты видишь, сколько горя с тобой случилось, а как ты думаешь, отчего? А я тебе скажу; оттого, что ты ещё маленький трус...
Тёма, ждавший всяких обвинений, но только не этого, страшно поражён и задет этим неожиданным выводом.
— Да, трус! Ты весь день боялся правды. И из-за того, что ты её боялся, все беды твои и случились. Ты сломал цветок. Чего ты испугался? Пойти сказать правду сейчас же. Папа строгий, но папа сам может упасть, и всякий может. А трусить, бояться правды — стыдно. Боятся правды скверные, дурные люди, а хорошие люди правды не боятся и согласны не только, чтобы их наказывали за то, что они говорят правду, но рады и жизнь отдать за правду.
(По Н. Гарину - Михайловскому)
Основная мысль текста отражена в следующих словах: грустный день, мама не сердится больше, маленький трус, страшно поражён, неожиданный вывод, беды случились, сломал цветок, бояться правды стыдно, жизнь за правду отдать.
2. Устно перескажите текст, используя иные способы передачи чужой речи. Напишите сжатое изложение.
Тёма долго плакал и переживал, рассказывая матери о событиях грустного дня. Его глаза распухли от слёз, а мама сидела рядом с ним на диване. Она говорила, что больше не сердится, что любит его. Однако Тёме, по словам его матери, необходимо было понять одну простую вещь. Мама сказала мальчику, что он «маленький трус».
Тёма был страшно поражён этим неожиданным выводом. Однако мама продолжила объяснять, что все беды мальчика случились из-за того, что он боялся сказать правду. Ведь бояться правды – стыдно и скверно, как сказала мама. Мама рассказала о желании хороших людей отдать жизнь за правду.
3. Объясните расстановку знаков препинания в предложениях с обособленными членами.
Мать, (запятой выделяется деепричастный оборот) сидя с ним на диване, (запятой выделяется деепричастный оборот) ласково гладит его густые волосы и говорит ему.
Тёма, (запятой выделяется причастный оборот) ждавший всяких обвинений, (всегда перед противительным союзом но всегда ставится запятая) но только не этого, (запятой выделяется причастный оборот) страшно поражён и задет этим неожиданным выводом.
Да, (запятой выделяется утвердительная частица) трус!
4. Укажите сложные предложения, произведите анализ одного из них (по выбору).
1) [Долго плачет Тёма]1, но [горечь уже вылита]2.
(1-я часть: (кто?) Тёма; Тёма (что делает?) плачет; плачет (сколько?) долго;
2-я часть: (что?) горечь; горечь (какова?) вылита; вылита (когда?) уже)
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоящее из двух частей, соединённых сочинительным противительным союзом но.
1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
[= -]1, но [- =]2.
2) [Он передал матери всю повесть грустного дня]1, (как она слагалась роковым образом)2.
(1-я часть: (кто?) он; он (что сделал?) передал; передал (кому?) матери; передал (что?) повесть; повесть (какую?) всю грустного дня
2-я часть: (что?) она; она (что делала?) слагалась; слагалась (как?) роковым образом)
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое, состоящее из двух частей, соединённых подчинительным союзом как. Придаточное является придаточным изъяснительным.
1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
[- =]1, (как - =)2.
3) [Его глаза распухли от слёз]1; [он нервно вздрагивает и нет-нет всхлипывает тройным вздохом]2.
(1-я часть: (что?) глаза; глаза (что сделали?) распухли; глаза (чьи?) его; распухли (от чего?) от слёз
2-я часть: (кто?) он; он (что делает?) вздрагивает и всхлипывает; вздрагивает (как?) нервно; всхлипывает (как?) вздохом; вздохом (каким?) тройным)
Предложение повествовательное, невосклицательное, бессоюзное, состоящее из двух частей.
1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми, полное.
[- =]1; [- = и =]2.
4) [Ну, будет, будет]1… [мама не сердится больше]2… [мама любит своего мальчика]3… [мама знает]4, (что он будет у неё хороший, любящий)5, (когда поймёт только одну маленькую, очень простую вещь)6.
(1-я часть: (что делает?) будет, будет;
2-я часть: (кто?) мама; мама (что делает?) не сердится; не сердится (сколько?) больше;
3-я часть: (кто?) мама№ мама (что делает?) любит; любит (кого?) мальчика; мальчика (чьего?) своего;
4-я часть: (кто?) мама; мама (что делает?) знает;
5-я часть: (кто?) он; он (что будет делать?) будет хороший, любящий; будет хороший (у кого?) у неё;
6-я часть: (что сделает?) поймёт; поймёт (когда?) когда; поймёт (что?) одну вещь; вещь (какую?) маленькую, простую; простую (в какой степени?) очень).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное с разными видами связи, состоящее из 6 частей. 1, 2, 3 и 4 предложения связаны бессоюзной связью. 4 и 5 предложения связаны подчинительной связью при помощи союза что; 5 предложение – придаточное изъявительное. 5 и 6 предложения связаны при помощи подчинительной связи с помощью союзного слова когда; 6 предложение – придаточное времени.
1-е предложение: простое, односоставное, безличное, нераспространённое, осложнено однородными сказуемыми, неполное.
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
3-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
4-е предложение: простое, двусоставное, нераспространённое, неосложнённое, полное.
5-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми, полное.
6-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными определениями, неполное (пропущено подлежащее).
[=, =]1… [- =]2… [- =]3… [- =]4, (что - =, =)5, (когда =)6.
5) [Ты видишь]1, (сколько горя с тобой случилось)2, а [как ты думаешь]3, (отчего)4?
(1-я часть: (кто?) ты; ты (что делаешь?) видишь;
2-я часть: (что?) сколько горя; сколько горя (что сделало?) случилось; случилось (с кем?) с тобой;
3-я часть: (кто?) ты; ты (что делаешь?) думаешь;
4-я часть: (отчего?) отчего)
Предложение вопросительное, невосклицательное, сложное с разными видами связи, состоящее из четырёх частей. 1 и 2 предложения соединены при помощи подчинительной связи и союзного слова сколько; 2 предложение – придаточное изъяснительное. 2 и 3 предложения соединены при помощи сочинительной связи, а также противительного союза а. 3 и 4 предложения соединены при помощи подчинительной связи; 4 предложение – придаточное изъяснительное.
1-е предложение: простое, двусоставное, нераспространённое, неосложнённое, полное.
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
3-е предложение: простое, двусоставное, нераспространённое, неосложнённое, полное.
4-е предложение: простое, неполное.
[- =]1, (сколько =)2, а [- =]3, (отчего)4?
6) [А я тебе скажу]1: [оттого]2, (что ты ещё маленький трус)3…
(1-я часть: (кто?) я; я (что сделаю?) скажу; скажу (кому?) тебе;
2-я часть: (отчего?) оттого;
3-я часть: (кто?) ты; ты (кто такой?) трус; трус (когда?) ещё; трус (какой?) маленький)
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи, состоящее из трёх частей. 1 и 2 предложения соединены при помощи бессоюзной связи. 2 и 3 предложения соединены при помощи подчинительной связи и союза что; 3 предложение – придаточное причины.
1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
2-е предложение: простое, неполное.
3-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
[- =]1: []2, (что - =)3…
7) [И из-за того, (что ты её боялся)2, все беды твои и случились]1.
(1-я часть: (что?) беды; беды (что сделали?) случились; беды (какие?) все твои;
2-я часть: (кто?) ты; ты (что делал?) боялся; боялся (чего?) её)
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложно-подчинённое, состоящее из двух частей, соединённых подчи-нительным союзом что. Придаточное предложение является придаточным причины.
1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
[И из-за того, (что - =)2, - =]1.
8) [Папа строгий]1, но [папа сам может упасть]2, и [всякий может]3.
(1-я часть: (кто?) папа; папа (каков?) строгий;
2-я часть: (кто?) папа; папа (что делает?) сам может упасть;
3-я часть: (кто?) всякий; всякий (что делает?) может)
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоящее из трёх частей. 1 и 2 предложения соединены сочинительным противительным союзом но; 2 и 3 – сочинительным соединительным союзом и.
1-е предложение: простое, двусоставное, нераспространённое, неосложнённое, полное.
2-е предложение: простое, двусоставное, нераспространённое, неосложнённое, полное.
3-е предложение: простое, двусоставное, нераспространённое, неосложнённое, полное.
[- =]1, но [- =]2, и [- =]3.
9) [Боятся правды скверные, дурные люди]1, а [хорошие люди правды не боятся и согласны не только, (чтобы их наказывали за то)3, (что они говорят правду)4, но рады и жизнь отдать за правду]2.
(1-я часть: (кто?) люди; люди (что делают?) боятся; боятся (чего?) правды; люди (какие?) скверные, дурные
2-я часть: (кто?) люди; люди (что делают?) не боятся и согласны, но и рады отдать; люди (какие?) хорошие; не боятся (чего?) правды; рады отдать (что?) жизнь; отдать жизнь (за что?) за правду;
3-я часть: (что делали?) наказывали; наказывали (кого?) их; наказывали (за что?) за то;
4-я часть: (кто?) они; они (что делают?) говорят; говорят (что?) правду)
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи, состоящее из четырёх частей. 1 и 2 предложения соединены при помощи сочинительной связи противительным союзом а. 2 и 3 предложения соединены подчинительной связью с помощью союза чтобы; 3 предложение – придаточное изъяснительное. 3 и 4 предложения связаны подчинительной связью и соединены подчинительным союзом что; 4 предложение – придаточное изъяснительное.
1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными определениями, полное.
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми, полное.
3-е предложение: простое, односоставное, неопределённо-личное, распространённое, неосложнённое, полное.
4-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
[= -]1, а [- = и =, (чтобы =)3, (что - =)4, но =]2.
5. Выпишите слова с орфограммой «Ь после шипящих в корне имён существительных», обозначьте её и объясните правописание.
- вещь (женский род, 3 склонение)
- горечь (женский род, 3 склонение)
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением