Параграф 24 ГДЗ Сивоглазов Каменский 8 класс (Биология)

Изображение §24. ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИКаков состав крови?Кровь состоит из плазмы (вода и различные вещества) и форменных элементов (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.Каковы...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Сивоглазов, Каменский, Сарычева 8 класс, Просвещение:
§24. ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ
Каков состав крови?
Кровь состоит из плазмы (вода и различные вещества) и форменных элементов (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.
Каковы функции форменных элементов крови?
Эритроциты обеспечивают перенос кислорода, тромбоциты способствуют образованию тромба, лейкоциты участвуют в создании иммунитета.
Думай, делай выводы, действуй
Проверь свои знания
1. Какие функции выполняет кровь?
Кровь выполняет следующие функции:
- дыхательную — переносит кислород из лёгких ко всем органам, тканям и выводит углекислый газ из тканей в лёгкие;
- питательную — переносит питательные вещества, поступившие из желудка и кишечника, ко всем органам и тканям;
- выделительную — доставляет конечные продукты обмена веществ (мочевину, соли молочной кислоты, креатин и др.) из тканей к местам их удаления из организма (почкам, потовым железам) или разрушения (печени);
- терморегуляционную — переносит тепло от места его образования (скелетные мышцы, печень) к теплопотребляющим органам (мозг, кожа и др.);
- регуляторную — переносит гормоны и другие физиологически активные вещества к органам, в регуляции работы которых эти вещества участвуют;
- защитную — содержащиеся в крови вещества предохраняют организм от потери крови при разрушении сосудов, образуя тромб.
2. Где образуются эритроциты и каковы их функции?
Формирование эритроцитов происходит в красном костном мозге костей.
Функция эритроцитов перенос кислорода. В них находятся молекулы дыхательного пигмента — гемоглобина. В состав гемоглобина входят ионы железа, которые могут присоединять молекулы кислорода. В лёгких гемоглобин связывает кислород и переносит его в ткани. В тканях гемоглобин отдаёт кислород, связывает углекислый газ (СО2), образующийся в процессах обмена веществ в клетках, выносит его в лёгкие, откуда он выдыхается наружу.
3. Какова функция тромбоцитов?
При повреждении сосудов тромбоциты могут налипать на место повреждения сосуда и соединяться друг с другом — «слипаться». При этом они также выделяют в плазму вещества, необходимые для свёртывания крови. Эго способствует в дальнейшем образованию тромба.
4. В чём суть явления фагоцитоза?
Суть фагоцитоза заключается в том, что лейкоциты, активно двигаясь, захватывают клетки бактерий или вирусы и уничтожают их.
5. Что такое воспаление?
Воспалением называется защитная реакция организма на заражение. Например, при порезе проникшие через ранку бактерии уничтожаются клетками-моноцитами. Они выходят из мельчайших кровеносных сосудов в ткань и двигаются в зону поражения. Захватывая и переваривая («поедая») проникшие в организм бактерии или других «врагов», лейкоциты погибают сами, образуя гной.
6. Что такое иммунитет? Какие явления происходят в процессе воспаления?
Иммунитет — это способность организма защищаться от проникающих в него возбудителей инфекций (бактерий, вирусов и др.) и чужеродных веществ (токсинов и др.).
При воспалении, например, место царапины, оставленной котёнком, распухает и становится красно-розовой и болезненной.
Выполни задания
1. Найдите в тексте параграфа, какие явления происходят в процессе воспаления.
При повреждениях кожи проникшие через ранку бактерии уничтожаются клетками-моноцитами. Они выходят из мельчайших кровеносных сосудов в ткань и двигаются в зону поражения. Захватывая и переваривая («поедая») проникшие в организм бактерии или других «врагов», лейкоциты погибают сами, образуя гной.
Если в организм проник возбудитель, вызывающий определённое инфекционное заболевание, например, вирус ветряной оспы (ветрянка), или бактерии, вызывающие ангину или воспаление лёгких, то в борьбу с инфекцией вступают различные лейкоциты, но в первую очередь активируются лимфоциты. Они начинают выделять в кровь особые вещества (антитела), которые соединяются с возбудителем (антигеном). В результате образуется комплекс (его называют комплекс «антиген — антитело»), в составе которого инфекционный агент уже не может навредить организму. Другие лейкоциты убивают таких «обезвреженных» возбудителей болезни при помощи специальных белков. Слаженная работа клеток иммунной системы приводит к очищению организма от инфекции, и человек выздоравливает.
2. Составьте схему ответа иммунной системы на проникновение в организм возбудителя ангины.
Лимфоциты выделяют в кровь антитела, антитела соединяются с возбудителем (антигеном). Образуется комплекс «антиген — антитело», в составе которого инфекционный агент уже не может навредить организму. При помощи специальных белков другие лейкоциты убивают «обезвреженных» возбудителей.
Обсуди с товарищами
У жителей высокогорных районов количество эритроцитов в крови больше, чем у жителей низких долин.
В высокогорных областях пониженное содержание кислорода, поэтому для нормального кислородного обеспечения тканей требуется большое количество эритроцитов.
Выскажи мнение
1. Строение эритроцитов и лейкоцитов связано с выполняемыми функциями.
Эритроциты — безъядерные клетки, имеющие форму двояковогнутого диска. Такая форма позволяет клеткам проникать, как бы «протискиваться», в тончайшие капилляры. В результате эритроциты тесно контактируют со стенками капилляров, и этим обеспечивается наилучший газообмен между эритроцитами и тканями.
Лейкоциты — белые клетки крови, они имеют ядра. Некоторые лейкоциты способны двигаться, как амебы, и могут выходить из кровеносных сосудов в ткани. Активно двигаясь, лейкоциты захватывают клетки бактерий или вирусы и уничтожают их.
2. При заболевании число лейкоцитов увеличивается.
Лейкоциты принимают участие в формировании иммунитета, что составляет их защитную функцию. Во время заболевания организм начинает образовывать больше лейкоцитов для борьбы с инфекцией.
Работа с текстом
1. Найдите в тексте ответ на вопрос: какие органы относятся к иммунной системе?
Тимус, или вилочковая железа, играет очень важную роль в формировании иммунитета. Она расположена за грудиной и хорошо развита только в детстве.
Важным органом иммунной системы является также селезёнка. В ней образуются лимфоциты, которые затем циркулируют в крови, разрушаются отжившие свой срок эритроциты и тромбоциты, она депонирует некоторый запас крови, который в нужный для организма момент может быть вброшен в кровеносное русло.
2. Найдите в тексте определения понятий антигены, антитела, фагоцитоз. Выпишите понятия и определения в рабочую тетрадь.
Антиген — возбудитель инфекции.
Антитело — особое вещество, которое выделяется лимфоцитами для соединения с антигеном.
Фагоцитоз — процесс, при котором лейкоциты, активно двигаясь, захватывают клетки бактерий или вирусы и уничтожают их.
Работа с моделями, схемами, таблицами
Разработайте критерии различия форменных элементов крови. Составьте таблицу «Форменные элементы крови».
Форменные элементы Особенности строения Место образования Продолжи-тельность жизни Функции
Эритроциты Нет ядра, двояковогнутые, содержат гемоглобин, красного цвета Красный костный мозг 120 дней Транспортировка кислорода к тканям и углекислого газа к лёгким
Тромбоциты Нет ядра, неправильная форма Красный костный мозг 5–11 дней Свёртывание крови
Лейкоциты Содержат ядро, различная форма, бесцветные Красный костный мозг, селезёнка 3–5 дней Защита организма от болезнетворных микробов путём фагоцитоза
Проводим исследование
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА.
Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки
1. Рассмотрите под микроскопом предложенные для работы препараты.
2. Рассмотрите форму клеток — эритроцитов человека и лягушки, сравните их размеры, отметьте наличие или отсутствие ядра.
Клетка лягушки имеет правильную овальную форму, в центре расположено клеточное ядро, имеющее вытянутую овальную форму. У эритроцитов человека ядра нет, они имеют двояковогнутую форму, и они мельче.
3. Зарисуйте в тетрадь клетки крови лягушки и человека. Сделайте подписи к рисункам.
4. Сделайте вывод, какова биологическая роль отсутствия ядра в эритроцитах человека.
В отличие от эритроцитов других позвоночных эритроциты млекопитающих безъядерные, что следует рассматривать как признак их глубокой специализации к транспортировке кислорода. Отсутствие ядра влечет за собой понижение обмена веществ эритроцитов, в связи с чем они сами мало потребляют кислорода и больше отдают его тканям.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением