Параграф 22 ГДЗ Вигасин Годер 5 класс (новый учебник) (История)
|
Не совпадает с вашим учебником? Посмотрите устаревший решебник |

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Вигасин, Годер, Свенцицкая 5 класс, Просвещение:
§22. Индийские варны
Объясните значение слов: варна (каста), брахман, отшельник, «неприкасаемые», буддизм.
Варна (каста) — это большая группа людей, на которые делилось древнеиндийское общество.
Брахман — это жрец, который принадлежал к высшей варне.
Отшельник — это человек, который отказался от обычной жизни, ушёл от людей в лес или другое уединённое место, чтобы посвятить себя молитвам, размышлениям и достижению душевного покоя.
«Неприкасаемые» — это самая низшая группа в древнеиндийском обществе, которая не входила ни в одну из четырёх варн. С ними запрещалось даже разговаривать и прикасаться к ним, так как они выполняли самую грязную работу.
Буддизм — это религия, основанная Буддой (мудрецом Гаутамой). Её главная идея в том, что человек может избавиться от страданий, если будет вести добрую жизнь, избавится от лишних желаний и будет ни к кому не чувствовать злобы.
Проверьте себя.
1. Какие варны существовали в Индии?
Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. Жрецы-брахманы появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы. Воины произошли из могучих рук Брахмы и потому умеют сражаться. Земледельцы — те, кто пашет землю и пасёт скот, — возникли из его бёдер. А слуги находятся ниже всех, потому что созданы из запылённых ступней его ног.
2. Индийцы считали, что принадлежность к варне передавалась по наследству. Что это означает?
Человек, родители которого были земледельцами, никогда не мог стать жрецом или знатным воином. Ведь и у коровы, например, не может родиться жеребёнок или поросёнок. Дети брахманов, вырастая, становились жрецами, а дети слуг — слугами.
3. За что индийцы почитали жрецов-брахманов?
Самыми мудрыми и почтенными в Индии считались брахманы. Их приглашали в каждый дом, где хотели принести жертву богам. Хозяин дома предлагал им за это богатый подарок, обычно корову. Сначала брахманы разжигали огонь трением двух деревянных палочек. Потом они пели хвалебную песнь богам и звали их в гости. Индийцы думали, что зёрна риса и ячменя, масло и молоко не сгорают в жертвенном огне, а с дымом уносятся на небеса — к богам. Если боги будут сыты и довольны, они в благодарность даруют людям хороший урожай на полях. Так и кормили друг друга люди и боги.
4. Что вам запомнилось о каждом из трёх периодов жизни брахмана?
Жизнь брахмана делилась на три периода: учения, обзаведения семьёй, отшельничества. Обычно брахман отдавал своего сына в учение, когда тому исполнялось семь лет. Он приводил его в дом к учителю и оставлял жить там. Они повторяли всё, что он говорил, — слово за словом, стараясь выучить наизусть целые книги. Вставая с восходом солнца, ученики выполняли всякую работу по дому. Когда мальчику исполнялось шестнадцать лет, родители преподносили учителю в дар корову, а сыну подыскивали невесту. После того как брахман выучился и обзавёлся семьёй, он и сам мог брать в дом учеников, приносить жертвы богам для себя и для других. Когда у брахмана появлялись внуки и голова становилась седой, он мог оставить дом старшему сыну, а сам уходил в отшельники. Он строил в лесу шалаш, спал на голой земле и питался лишь лесными плодами, стремясь вдали от людей достичь блаженного состояния душевного покоя. Некоторые истязали своё тело, голодали, неделями и месяцами стояли с поднятой рукой или на одной ноге, молчали годами. Они верили, что после таких мучений при новом рождении останутся брахманами или даже будут жить вместе с богами на небесах.
5. Кого называли «неприкасаемыми»? Почему? Какие надежды порождала у «неприкасаемых» вера в переселение душ?
Хуже всего приходилось тем из слуг, которых называли «неприкасаемыми». Им даже запрещалось жить в деревне. Спали они в жалких лачугах за её пределами, а питались отбросами. С ними никто не садился за один стол — всё равно что с каким-нибудь грязным животным. «Неприкасаемые» носили особые одежды, чтобы никто случайно к ним не подошёл и не прикоснулся. Этих людей называли “неприкасаемыми”, потому что к ним не хотели и даже боялись прикасаться люди. Вера в переселение душ порождала надежду о том, что в следующей жизни “неприкасаемый” может стать представителем другой касты.
6. Что арабы заимствовали у индийцев?
Арабы заимствовали у индийцев цифры и десятичную систему счисления (когда значение цифры зависит от её позиции в числе). Позже арабы передали эти цифры европейцам, поэтому мы сейчас называем их арабскими, хотя их придумали в Индии.
7. Какую игру придумали в Индии для царей?
В Индии для царей придумали шахматы. Эта игра должна была научить царя искусно управлять своим государством и войском, которое состояло из пехоты, конницы, колесниц (ладья) и слонов, а также советника-брахмана (ферзь).
Подготовьте сообщение о Будде (по учебнику и дополнительным источникам информации, в том числе Интернету). Ответьте на вопрос: что привлекало последователей Будды в нём самом и в его учении?
Будда (его настоящее имя — Гаутама) был царевичем, который жил в роскоши и не знал, что в мире есть горе, болезни и смерть. Повзрослев, он столкнулся с реальностью и был так потрясён, что ушёл из дворца стал отшельником. После долгих лет скитаний и размышлений он достиг просветления и стал Буддой, то есть «Просветлённым Мудрецом».
Будда учил, что главное — это личные достоинства человека, а не его происхождение. Это означало, что даже простой слуга или «неприкасаемый» мог достичь просветления, а не только брахман. Это давало надежду всем угнетённым.
Он призывал к добру, правде, милосердию и отказу от злобы и зависти.
Он предлагал путь избавления от страданий через контроль над своими желаниями и мыслями, что было понятно многим людям.
Подумайте. Что важнее: личные достоинства человека или его происхождение?
С точки зрения древнеиндийского общества (закона Ману и системы варн) важнее было происхождение. От него зависела вся жизнь человека: его работа, уважение в обществе и даже наказание за проступки.
Однако мудрец Будда учил, что гораздо важнее личные достоинства человека: его поступки, слова и мысли. Красивое и знатное происхождение не делает человека хорошим, если он совершает дурные дела. И наоборот, человек низкого происхождения может быть мудрым и добрым.
Таким образом, учение Будды было более прогрессивным и справедливым, так как оценивало самого человека, а не его семью.
Похожие решебники
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением