Упр.212 ГДЗ Ладыженская Баранов 5 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2019)
Решение #3 (Учебник 2012)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Ладыженская, Баранов, Тростенцова 5 класс, Просвещение:
Прочитайте текст, обратив внимание на слова с пропуском букв и со скобками. Выпишите эти слова, обозначьте орфограммы. Произнесите выделенные слова несколько раз. Какие особенности произношения в них согласных звуков вы можете отметить?
И мы пошли. И вдруг Алёнка говорит:
— Хочешь поносить?
И протянула мне ниточ(?)ку. Я взял. И сразу как взял, так услышал, что шарик тонен(?)ко-тонен(?)ко потянул за ниточ(?)ку! Ему, наверно, хотелось улететь. Тогда я немно..ко отпустил ниточ(?)ку и опять услышал, как он настойчиво так потягивается из рук, как будто очень просит(?)ся улететь. И мне вдруг стало его как-то жалко, что вот он может л..тать, а я его д..ржу на прив..зи, и я взял и выпустил его. И шарик сначала даже (не)отл..тел от меня, как будто (не)поверил, а потом почу(?)ствовал, что это вправду, и сразу рв..нулся и взлетел выше фонаря.
Алёнка за голову схватилась:
— Ой, зачем, держи!..
И стала подпрыгивать, как будто могла допрыгнуть до шарика, но увидела, что (не)может, и заплакала:
— Зачем ты его упустил?..
Но я ей ничего (не)ответил. Я смотрел вверх на шарик.
Он летел кверху плавно и спокойно, как будто этого и хотел всю жиз(?)нь.
И я стоял, задрав голову, и смотрел, и Алёнка тоже, и многие взрослые остановились и тоже позадирали головы — посмотреть, как летит шарик, а он всё летел и уменьшался.
Вот он пролетел последний этаж бол(?)шущего дома, и кто-то высунулся из окна и махал ему вслед, а он ещё выше и немножко вбок, выше антенн и голубей, и стал совсем мален(?)кий... У меня что-то в ушах звенело, когда он летел, а он уже почти исчез. Он залетел за облач(?)ко, оно было пушист..е и мален(?)к..е, как крол(?)чонок, потом снова вынырнул, пропал и совсем скрылся из виду и теперь уже, наверно, был около Луны, а мы всё смотрели вверх, и в глазах у меня замел(?)кали какие-то хвостатые точ(?)ки и узоры. И шарика уже (не)было нигде. И тут Алёнка вздохнула еле слышно, и все пошли по своим делам.
(В. Драгунский. «Красный шарик в синем небе»)
Перечитайте текст. Подберите к нему заголовок. Определите функционально-смысловой тип речи и функциональную разновидность языка. Найдите фрагменты, в которых автор использует разговорную речь.
Орфограммы.
Ниточку (ЧК без Ь), тоненько-тоненько, немножко (немножечко), просится (что делает?), летать (полёт), держу (держит), привязи (привяжет), не отлетел (НЕ с глаголом раздельно; полёт), не поверил (НЕ с глаголом раздельно), почувствовал (запомнить), рванулся (рвать), не может (НЕ с глаголом раздельно), не ответил (НЕ с глаголом раздельно), жизнь, уменьшался, большущего, маленький, облачко (ЧК без Ь), пушистое (какое?), маленькое (какое?), крольчонок, замелькали, точки (ЧК без Ь), не было (НЕ с глаголом раздельно).
Выделенные слова.
Что — [што], буква ч звучит как [ш].
Немножко — [н’имношка], буква ж звучит как [ш].
Почувствовал — [пач’уствавал], буква в не произносится.
Будто — [бутта], буква д звучит как [т].
Исчез — [ищ’эс], сочетание букв сч звучит как [щ].
Заголовок: Шарик в небе.
Функционально-смысловой тип речи: повествование.
Функциональная разновидность языка: язык художественной литературы.
Фрагменты, в которых автор использует разговорную речь:
1) — Хочешь поносить?
2) — Ой, зачем, держи!..
3) — Зачем ты его упустил?..
4) И я стоял, задрав голову, и смотрел, и Алёнка тоже, и многие взрослые остановились и тоже позадирали головы — посмотреть, как летит шарик, а он всё летел и уменьшался.
Раскройте скобки, закончите предложения, вставляя нужный по смыслу союз (и, а, но) и расставляя пропущенные запятые. Какие члены предложения являются однородными? Подчеркните их.
1. Этот путь короткий (очень трудный). 2. Потоки в..ды размывают края оврага (роют ямы на его дне). 3. Дождь прошёл (землю не напоил). 4. Ветер загудел, затр..щал (сорвал крышу с сарая). 5. Осенью солнце не греет (блестит ярче летнего). 6. Дети х..дили в лес за грибами (за ягодами).
1. Этот путь короткий (коротко), но очень трудный.
2. Потоки воды (водный) размывают края оврага и роют ямы на его дне.
3. Дождь прошёл, а землю не напоил.
4. Ветер загудел, затрещал (треск) и сорвал крышу с сарая.
5. Осенью солнце не греет, но блестит ярче летнего.
6. Дети ходили (ходят) в лес за грибами и за ягодами.
Прочитайте стихотворение В. Остена «Дорога». Составьте предложение с подлежащим дорога и однородными сказуемыми. Каким новым значением дополнилось для вас слово дорога?
Образец, дорога — это автострада, тропка, ....
Подумайте только, как много
Значений у слова «дорога».
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнин..,
И путь каравана в пустын..,
И шаг альпиниста по круч..
К вершине, упрятанной в тучах,
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами...
А вскоре пополнится новым
Значеньем привычное слово.
Составьте предложение со сказуемым природа и однородными подлежащими.
Дорога – это автострада, тропка, шлях, путь, шаг, след, выси.
Новое значение: шлях – на Украине и юге России: наезженная дорога, тракт.
Леса, горы, поля, реки, климат, растения и животные – это природа.
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением