Упр.211 ГДЗ Ладыженская 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Решение #2
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Ладыженская, Тростенцова 9 класс, Просвещение:
211. Запишите строфу из поэмы А. Пушкина «Медный всадник», расставляя пропущенные запятые между простыми предложениями в сложном. Выполните графическую работу по образцу. Составьте схему выделенной части сложного предложения. • Определите стиль и тип текста. Какая синтаксическая конструкция позволила нарисовать узнаваемую панораму Петербурга? • Найдите устаревшие слова.
Образец.
...Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
Прошло сто лет и ю(н, нн)ый град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознё(с, сс)я пышно, г..рделиво;
Где прежде финский рыб..лов,
Печальный пасынок пр..роды,
Один у ни..ких берегов
Бросал в (не)ведомые воды
Свой ветхий невод ныне там
По оживлё(н, нн)ым берегам
Гр..мады стройные теснят(?)ся
Дворц..в и башен; к..рабли
Толпой со всех конц..в земли
К богатым пристаням стремят(?)ся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
(Тёмно)зелёными садами
Её покрылись острова
И перед младш..ю столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою цариц..й
Порфироносная вдова.
Вариант ответа 1
Прошло сто лет, и юный (юн) град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся (сс на стыке корня и суффикса) пышно, горделиво (гордость);
Где прежде финский рыболов (сложное сущ. с соед. гласной),
Печальный (словарное слово) пасынок природы (словарное слово),
Один у низких (низок) берегов
Бросал в неведомые (безвестные) воды
Свой ветхий невод, ныне там
По оживлённым (прил., берегам
Громады (словарное слово) стройные теснятся (что делают?)
Дворцов (после ц в окончании сущ. под ударением о) и башен; корабли (словарное слово)
Толпой со всех концов (после ц в окончании сущ. под ударением о) земли
К богатым пристаням стремятся (что делают?);
1В гранит оделася Нева;
2Мосты повисли над водами;
3Тёмно-зелёными (оттенок цвета) садами
Её покрылись острова,
4И перед младшею (после шипящей в окончании прил. без ударения е) столицей (после ц в окончании сущ. без ударения е)
Померкла старая Москва,
5Как перед новою царицей (после ц в окончании сущ. без ударения е)
Порфироносная вдова.
Стиль текста – художественный, тип текста – описание места.
Нарисовать узнаваемую панораму Петербурга позволило многочленное сложное предложение с различными видами связи.
Устаревшие слова: град, полнощных, краса, блат, ветхий, оделася, порфироносная.
Вариант ответа 2
Прошло сто лет, (запятая разделяет простые предложения в составе сложного) и юный (корень -юн-) град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся (корень -нёс- + постфикс -ся) пышно, горделиво; (проверочное слово: горд)
Где прежде финский рыболов, (сложное слово, образованное при помощи соединительной гласной о)
Печальный (словарное слово) пасынок природы, (словарное слово)
Один у низких (проверочное слово: низок) берегов
Бросал в неведомые (можно заменить синонимом без частицы не-: загадочные) воды
Свой ветхий невод, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) ныне там
По оживлённым (в суффиксе страдательных причастий всегда пишется удвоенная нн) берегам
Громады (проверочное слово: огромный) стройные теснятся (что делают?)
Дворцов (в ударном положении в суффиксе после согласного ц пишется гласный о) и башен; корабли (словарное слово)
Толпой со всех концов (в ударном положении в суффиксе после согласного ц пишется гласный о) земли
К богатым пристаням стремятся; (что делают?)
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Тёмно-зелёными садами
Её покрылись острова, (запятая разделяет простые предложения в составе сложного)
И перед младшею (столицей (какой?); после шипящих пишется гласный е) столицей (в безударном положении в окончаниях после согласного ц пишется гласный е)
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей (в безударном положении в окончаниях после согласного ц пишется гласный е)
Порфироносная вдова.
Стиль текста - художественный (в тексте присутствуют художественно-выразительные средства: эпитеты (старая, тёмно-зелёными, ветхие, неведомые; сравнения (как перед новою царицей порфироносная вдова); метафоры (мосты повисли над водою).
Тип текста - описание (текст представляет собой описание Петербурга, в нём практически отсутствуют глаголы, присутствуют художественно-выразительные средства, характерные для описательных текстов).
Устаревшие слова: полнощных, блат, невод, оделася.
Панорама Петербурга нарисована при помощи сложного предложения с разными видами связи.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением