Задания на стр.20-23 ГДЗ Проверочные работы Канакина Щёголева 3 класс (Русский язык)
Решение #1

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Канакина, Щёголева 3 класс, Просвещение:
Слово и слог. Звуки и буквы. Стр. 20 – 23
Упр. 1 Прочитай. Раздели слова вертикальной чертой (|) на слоги. Подчеркни слово, которое нельзя перенести по слогам с одной строки на другую.
В ма|е бы|ла чу|де|сна|я по|го|да.
Слово «мае» нельзя перенести с одной строки на другую. Это объясняется правилом, что в русском языке одну гласную, даже слогообразующую, не переносят на другую строку, поэтому всё слово пишут целиком на одной строке.
Упр. 2 Прочитай. Распредели слова по количе- t ству в них звуков и букв. Запиши каждую А группу слов.
Звуков больше, чем букв: ёрш, баян.
Звуков меньше, чем букв: льдина, олень.
Одинаковое количество звуков и букв: вьюга, чай, ель.
Звуков больше, чем букв в слове «ёрш» (3 б., 4 зв.), так как в начале слова буква «ё» обозначает два звука [й'о?], и в слове «баян» (4 б., 5 зв.), так как после гласной «а» буква «я» обозначает два звука [й'а?].
Звуков меньше, чем букв в словах «льдина» (6 б., 5 зв.) и «олень» (5 б., 4 зв.), так как буква «ь» не обозначает звука.
Одинаковое количество звуков и букв в словах «вьюга», «чай» и «ель», так как:
- в слове «вьюга» (5 б., 5 зв.) после разделительного «ь» буква «ю» обозначает два звука [й'у?], но буква «ь» не обозначает звука;
- в слове «чай» (3 б., 3 зв.) каждая буква обозначает только один звук;
- в слове «ель» (3 б., 3 зв.) буква «е» в начале слова обозначает два звука [й'э?], но буква «ь» не обозначает звука.
Упр. 3 Прочитай. Найди в предложениях слова, которые начинаются с гласного звука. Подчеркни буквы, которыми обозначены эти звуки.
Самые большие реки в России – это Обь [о?], Амур [а], Лена, Енисей, Иртыш [и], Волга, Урал [у].
Амур, Волга, Енисей, Иртыш, Лена, Обь, Урал.
Упр. 4 Прочитай. Подчеркни в словах орфограммы на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова.
Лесная сторожка, стальное колечко, морская вода, гнездо стрижа, нора крота, пчелиный мёд.
(сталь) стальное
Упр. 5 Прочитай. Впиши пропущенные буквы. Подчеркни непроверяемые орфограммы в корне слов.
Четыре, лесник, мебель, орех, тропинка, птенец, восток, альбом, понедельник, тракторист, сестричка.
Упр. 6 Прочитай. Впиши пропущенные буквы. Подчеркни буквосочетания, написание которых надо запомнить. Проверь себя.
речка, щавель, жизнь, щука.
- цирк, шишка, жир, площадка
чугун, птенчик, ночной, перчатки
Нужно запомнить такие буквосочетания:
- чк, чн, нч пишутся без мягкого знака;
- жи-ши пиши с буквой «и»;
-ча-ща пиши с буквой «а»;
- чу-щу пиши с буквой «у»;
- ци: в корне после «ц» пишется буква «и».
Упр. 7 Прочитай. Найди в предложении слово, в котором все согласные звуки мягкие. Подчеркни буквы, которыми обозначены эти звуки.
Из травы глядит беленький глазок земляники.
В слове «беленький» все согласные звуки мягкие: [б'], [л'], [н'], [к'], [й'].
Грамматическая основа предложения – глядит глазок, где слово «глядит» – сказуемое, а слово «глазок» – подлежащее.
Упр. 8 Прочитай. Отметь ряд, где во всех словах только глухие парные по глухости-звонкости согласные звуки.
отец, камыш, поэт
- капуста, степь, шкаф
кирпич, суп, копейка
В словах первой строки глухие и звонкие, парные и непарные по глухости-звонкости согласные звуки:
- в слове «отец» [т'] – глухой парный звук, [ц] – глухой непарный звук;
- в слове «камыш» [к] – глухой парный звук, [м] – звонкий непарный звук, [т] – глухой парный звук;
- в слове «поэт» [п] – глухой парный звук, [т] – глухой парный звук.
Во всех словах второй строки только глухие парные по глухости-звонкости согласные звуки:
- в слове «капуста» [к] – глухой парный звук, [п] – глухой парный звук, [с] – глухой парный звук, [т] – глухой парный звук;
- в слове «степь» [с] – глухой парный звук, [т'] – глухой парный звук, [п'] – глухой парный звук;
- в слове «шкаф» [ш] – глухой парный звук, [к] – глухой парный звук, [ф] – глухой парный звук.
В словах третьей строки глухие и звонкие, парные и непарные по глухости-звонкости согласные звуки:
- в слове «кирпич» [к'] – глухой парный звук, [р] – звонкий непарный звук, [п] – глухой парный звук, [ч'] – глухой непарный звук;
- в слове «суп» [с] – глухой парный звук, [п] – глухой парный звук;
- в слове «копейка» [к] – глухой парный звук, [п'] – глухой парный звук, [й'] – звонкий непарный звук, [к] – глухой парный звук.
Упр. 9. Прочитай. Подчеркни в словах орфограммы на правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука в корне слова. В скобках напиши проверочные слова.
(берёза) берёзка (мягок) мягкий
(голуби) голубь (коробочка) коробка
Упр. 10 Прочитай. Впиши пропущенные буквы и объясни их написание. Подчеркни в словах разделительный мягкий знак (ь).
Пальто, обезьяна, сосулька, восемь, вьюжный.
Это словарные слова, их правописание надо запомнить.
• вьюжный [в’й’yжный’] 7 б., 7 зв.
В слове «вьюжный» 7 букв и 7 звуков: после разделительного «ь» буква «ю» обозначает два звука [й'у?], но буква «ь» не обозначает звука.
Упр. 11 Прочитай. Какой звук обозначен каждой выделенной буквой? Произнеси его. Сделай его звуковое обозначение. Подчеркни признаки (характеристики) этого звука.
[ч’] – согласный, гласный, ударный, безударный, непарный, парный звонкий, глухой, парный, непарный мягкий, твёрдый.
[э?] – согласный, гласный, ударный, безударный, непарный, парный звонкий, глухой, парный, непарный мягкий, твёрдый.
[й’] – согласный, гласный, ударный, безударный, непарный, парный звонкий, глухой, парный, непарный мягкий, твёрдый.
Упр. 12 Прочитай. Произнеси слова. Распредели слова по группам соответственно данным схемам. Запиши каждую группу. Обозначь в словах ударение. Проверь себя по орфоэпическому словарю.
__|___ пoнял, клeить, крaны.
___|___ щавeль, портфeль, шофёр.
___|___|___ позвоним, повторим.
___|___|___|___ киломeтры, баловaться.
___|___|___|___ жaворонок, гyсеница.
В словах первой группы два слога, ударение падает на первый слог.
В словах второй группы два слога, ударение падает на второй слог.
В словах третьей группы три слога, ударение падает на третий слог.
В словах четвёртой группы четыре слога, ударение падает на третий слог.
В словах пятой группы четыре слога, ударение падает на первый слог.
Упр. 13* Прочитай диалог. Отметь ответ Ёжика.
Заяц и ёжик
– Ёжик, все звери весной линяют – и барсуки, и белки, и мы, зайцы… И только ты, бедный Ёжик, в старой шубе ходишь!
- – Глупый ты, Заяц… Я не в старой шубе хожу, а только в старых колючках. Они мне и весной, и осенью надобны!
• Линяют – постепенно меняют шерсть, перьевой или иной покров.
Надобны – нужны, необходимы.
• Обращения в предложениях: Ёжик, бедный Ёжик, Заяц.
• Названия животных: ёжик, барсуки, белки, зайцы.
• Двусложные слова, перенести которые с одной строки на другую нельзя: Ёжик, они.
Упр. 14 Прочитай. Отметь все верные утверждения о звуках и буквах в составе слова ёжик.
Ёжик
В слове 4 звука, 4 буквы, один слог.
Первый звук гласный ударный.
- Второй слог начинается с твёрдого согласного звука.
- В слове 2 слога, 5 звуков, 4 буквы.
- Первый звук мягкий звонкий согласный.
Второй слог начинается с мягкого согласного звука.
Похожие решебники
Популярные решебники 3 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением