Параграф 20 ГДЗ Боголюбов 10 класс (Обществознание)

Изображение §20. Правоотношения. Правомерное поведениеЧто заставляет человека действовать в соответствии с нормами права? Правовое сознание (или правосознание) — это отношение...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова 10 класс, Просвещение:
§20. Правоотношения. Правомерное поведение
Что заставляет человека действовать в соответствии с нормами права?
Правовое сознание (или правосознание) — это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике. Именно правосознание заставляет действовать в соответствии с нормами права.
Какие правовые знания нам нужны?
Знание права включает в себя знание норм Конституции РФ, содержания наиболее важных федеральных законов, в том числе основных положений отраслевых кодексов; понимание сущности правовых учений; ориентацию в иерархии нормативно-правовых актов; наблюдение посредством СМИ за деятельностью законодательных органов, а также информированность о новейших нормативно-правовых актах.
Сколько шагов отделяет проступок от преступления?
Проступки тоже относятся к правонарушениям, но не считаются преступлением. Потому что проступки характеризуются меньшей степенью общественной опасности. Проступок от преступления отделяет один шаг.
1. Какие черты правосознания отмечает И. А. Ильин?
Во всех этих положениях человек призван к тому, чтобы добровольно вменить себе законы своего государства, стараться верно понимать их и повиноваться им по чувству свободно признанной обязанности. Пусть эти законы кажутся ему формальными и внешними — он всё-таки должен принять их в порядок самообязывания и верно соблюдать их.
2. Объясните, каким образом человек может принимать участие в правовой жизни общества.
В качестве законодателя он должен верно творить законы из верной глубины своего правосознания; в качестве судьи и чиновника он должен толковать и применять закон так, как этого требует его справедливое правосознание; в качестве рядового подчинённого гражданина он должен принять закон в своё правосознание и включить приказы, запреты и позволения, содержащиеся в законе, в процессы мотивации своего поведения.
3. Какой новый по сравнению с текстом учебника аспект раскрыл автор в характеристике правосознания?
Гражданин призван добровольно признавать и соблюдать законы своей родины потому, что это есть единственный способ поддерживать правопорядок и в то же время оставаться в нём свободным.
В чём вы видите особую ценность этого аспекта?
Я думаю, особая ценность этого аспекта заключается в том, что он подчеркивает добровольность признания и соблюдения законов. Автор также говорит, что только так можно поддерживать правопорядок.
1. Раскройте важнейшие признаки правоотношения.
Правоотношение — это прежде всего общественное отношение, т. е. отношение между людьми. Правоотношения существуют в неразрывной связи с юридическими нормами. Только нормы права могут стать основой возникновения правоотношений. Участники правоотношения связаны взаимными юридическими правами и обязанностями. Поскольку правоотношение может возникнуть только на основе норм права, следовательно, оно охраняется государством.
2. Что такое правомерное поведение?
В юридической науке под правомерным поведением понимают поведение, соответствующее правовым нормам, не нарушающее их. Такое поведение, как правило, имеет общественную пользу, одобряется обществом.
Каковы его признаки?
— правомерное поведение ограничено установленными правовыми нормами. Значение правомерного поведения состоит в том, что в нём реализуются нормы права;
— правомерное поведение полезно для общества, оно не противоречит его интересам и целям. В связи с этим выделяют необходимое (желательное) и нежелательное, но социально допустимое правомерное поведение;
— правомерное поведение осуществляется на добровольном и осознанном основании;
— правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения, в противном случае общество перестало бы нормально функционировать.
3. На основе чего формируются мотивы поведения человека в правовой сфере?
Мотивом совершения правомерных действий может быть и личный интерес, стремление удовлетворить определённые потребности.
4. Каковы предпосылки правомерного поведения?
Прежде всего речь идёт о юридических предпосылках: должны существовать определённые правовые отношения.
Но правовые акты, документы, нормы, прежде чем воплотиться в правомерном поведении конкретных граждан, должны пройти через их сознание и волю. Таким образом, можно говорить о психологических предпосылках.
Значение социальных предпосылок состоит в том, что люди всегда действуют в определённой социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние.
5. Объясните различия между проступком и преступлением.
Преступление считается самым опасным видом правонарушения. Уголовный кодекс РФ (ч. 1, ст. 14) даёт чёткое определение: «Преступлением признаётся виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое настоящим Кодексом под угрозой наказания».
Проступки тоже относятся к правонарушениям, но не считаются преступлением. Потому что проступки характеризуются меньшей степенью общественной опасности. Выделяют несколько видов проступков: административные, дисциплинарные, гражданские, семейные и др.
1. Один из основоположников криминологии (науки о причинах преступности и способах борьбы с нею) Чезаре Ломброзо в 1876 г. опубликовал книгу «Преступный человек», в которой утверждал, что существуют прирождённые преступники. Он даже описывал специфические черты внешности преступного человека: низкий лоб, большие оттопыренные уши, массивная нижняя челюсть, косоглазие и др. Можно ли считать рассуждения о биологической обусловленности преступлений опасными, или, напротив, они являются серьёзным предупреждением для криминалистов, проявлением гуманной заботы о гражданах и правопорядке?
Я считаю, рассуждения о биологической обусловленности преступности опасны, потому что это будет вызывать подозрения на людей, подходящих по типу. Это вызовет неприязнь и конфликты. Напротив, человек, чья внешность не похожа на описанный тип, может оказаться преступником. Мы не можем подозревать людей только за то, что они выглядят, как нам кажется, как преступники.
2. В своих исследованиях правоведы называют множество различных причин правонарушений, которые типичны для современного российского общества. В их числе: поляризация социальных интересов, низкий уровень материальной жизни населения, кризис власти, различные виды отклоняющегося поведения, несовершенство законов, низкий уровень правовой культуры граждан, недостаточно эффективная работа правоохранительных органов, кризис морали и др. Причины взаимосвязаны. И всё же какие из них можно отнести к причинам личностного характера, а какие — общественного?
Причины личного характера: различные виды отклоняющегося поведения, низкий уровень правовой культуры граждан, кризис морали
Причины общественного характера: поляризация социальных интересов, низкий уровень материальной жизни населения, кризис власти, несовершенство законов, недостаточно эффективная работа правоохранительных органов,
Какие ещё причины можно указать?
• Безработица
• Низкий уровень правовой культуры
• Большое количество мигрантов
• Инфляция
• Существование теневой экономики
3. Когда государство привлекает правонарушителя к юридической ответственности, оно преследует несколько целей. Обычно подчёркивается, что целью юридической ответственности является стремление покарать правонарушителя. Отмечается и необходимость его перевоспитать. Кроме того, юридическая ответственность налагается не только с карательной целью, но и в назидание. Подумайте, какова ещё одна важнейшая цель юридической ответственности.
Ещё одна важнейшая цель юридической ответственности - это предотвращение новых преступлений. Юридическая ответственность пытается предупредить несовершенные преступления.
4. Согласны ли вы с мнением французского юриста Ж. Карбонье: «Если человек обладает развитым правосознанием, то так ли уж нужна ему информация о законе? При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным»?
Я не согласна с мнением Карбонье. Даже если человек обладает развитым правосознанием, он не может знать абсолютно всех законов, что может привести к опасной ситуации. Существуют разные законы, и человеку может быть трудно понять, как законно поступить в той или иной ситуации, поэтому информация о законе нужна каждому.
5. Выполняя письменную работу на тему «Правомерное поведение», большинство учащихся написали, что хороший гражданин не должен следовать закону, который нарушает права человека. А что по этому поводу думаете вы? Считаете ли такое поведение правомерным? Если нет, то почему?
Правомерное поведение заключается в том, что человек ведёт себя так, как написано в законе. Следовательно, правомерное поведение имеет под собой исполнение любого закона, который предписан. Даже если этот закон нарушает права человека.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением