Параграф 19 ГДЗ Боголюбов 10 класс (Обществознание)

Изображение §19. Источники праваМожет ли ваш школьный учебник стать источником права? Источники права — это официально закреплённые формы внешнего выражения содержания права,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова 10 класс, Просвещение:
§19. Источники права
Может ли ваш школьный учебник стать источником права?
Источники права — это официально закреплённые формы внешнего выражения содержания права, обязательные для всех. Следовательно, школьный учебник не может стать источником права.
Может ли естественное право стать источником позитивного права?
Естественное право может стать источником позитивного права. Естественное право как источник реально действующего в стране (позитивного) права — это прирождённые и неотчуждаемые (естественные) права человека, которые официально признаны государством и закреплены в его конституции и других законах. Естественное право легло в основу Конституции.
Почему нормативные акты имеют разную силу?
Юридическая сила акта определяется тем, какой из государственных органов его издал. Точнее, тем положением, которое данный государственный орган занимает в общей системе правотворческих органов страны, или, как говорят, его компетенцией, объёмом полномочий.
Почему конституция находится на вершине иерархии нормативных актов?
Задачи, которые решает Конституция в качестве главного источника права, не может решить ни один другой нормативный акт. Она закрепляет: 1) основы конституционного строя (высшие ценности и систему политических, экономических, социальных отношений); 2) права и свободы граждан; 3) федеративное устройство; 4) организацию высших органов власти.
Может ли ваш класс выступить с законодательной инициативой?
Конституция ограничивает круг субъектов законодательной инициативы. Сюда включены: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Вместе с тем никто не лишён права обращаться в парламент с законодательными предложениями.
1. Какая идея объединяет все названные документы?
Все названные документы провозглашают равенство и свободу прав человека, а также гарантируют их соблюдение в стране.
2. Назовите источник права, служащий для них основой.
Основой данных документов является естественное право. Естественное право как источник реально действующего в стране (позитивного) права — это прирождённые и неотчуждаемые (естественные) права человека, которые официально признаны государством и закреплены в его конституции и других законах.
3. Укажите среди названных документ, который не обладает юридической силой действующего (позитивного) права. Объясните почему.
Юридической силой действующего права не обладает «Основной закон Федеративной Республики Германия», так как
1. Что в правоведении принято называть источником права?
Источники права — это официально закреплённые формы внешнего выражения содержания права, обязательные для всех.
Дайте характеристику основных источников права.
Традиционно же в группу основных включают правовой обычай, судебный прецедент и нормативно-правовой акт.
Правовой обычай (или обычное право) — исторически первая форма права. Его можно определить как обычай, санкционированный государством.
Судебный прецедент ещё называют юридическим прецедентом, а также правом судей или судебным правом. Прецедент в данном случае означает судебное решение по конкретному юридическому делу, которое служит образцом при рассмотрении аналогичных дел.
Нормативно-правовой акт — это выраженный в письменной форме официальный документ, принятый компетентными государственными органами и содержащий нормы права.
Естественное право как источник реально действующего в стране (позитивного) права — это прирождённые и неотчуждаемые (естественные) права человека, которые официально признаны государством и закреплены в его конституции и других законах.
В чём состоят преимущества нормативного акта?
Прежде всего это документ официальный, исходящий от государства. А это значит, что в каждом акте содержится и через него выражается государственная воля. Отсюда, как вы понимаете, многое проистекает: и его общеобязательность, и гарантированность со стороны государства, и, конечно, неизбежность принудительных санкций в отношении нарушителей правовых норм, закреплённых в нормативном акте.
2. На какие виды разделяются нормативные акты?
Нормативные акты принято разделять на два вида: 1) законы; 2) подзаконные акты. Основанием такой классификации служит юридическая сила нормативного акта.
Закон — это нормативно-правовой акт, который принимается органами законодательной власти и обладает высшей юридической силой. Законы призваны регулировать важнейшие стороны общественных отношений. Все законы Российской Федерации по своей компетенции делятся на федеральные законы и законы субъектов РФ.
Чем определяется юридическая сила нормативного акта?
Юридическая сила акта определяется тем, какой из государственных органов его издал. Точнее, тем положением, которое данный государственный орган занимает в общей системе правотворческих органов страны, или, как говорят, его компетенцией, объёмом полномочий.
3. Охарактеризуйте иерархию законов Российской Федерации.
По своей значимости, или, иначе говоря, по положению на иерархической лестнице, законы подразделяются на три группы:
1) на самой вершине находится Конституция РФ — Основной закон: ни один нормативный акт, принимаемый в стране, не может противоречить Конституции РФ;
2) на ступеньку ниже располагаются федеральные конституционные законы, которые регулируют вопросы, относящиеся к правовым основам государства, государственного строя, или к предмету ведения Конституции РФ;
3) третья группа — текущие (или обычные) федеральные законы, которые регулируют всю массу остальных важнейших сторон общественных отношений
4. Разъясните смысл термина «предмет ведения».
Под предметами ведения подразумеваются те сферы общественной жизни, отрасли народного хозяйства и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти — федеральной или субъекта РФ.
Какие законы принимаются по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения?
1) есть предметы ведения РФ. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Законы субъектов РФ не могут им противоречить;
2) есть предметы совместного ведения РФ и субъекта РФ. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и законы субъектов РФ. Понятно, что законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения;
5. Что такое подзаконный акт?
Подзаконный акт как источник права обладает меньшей юридической силой, чем закон. И действительно, подзаконные акты исходят не от законодательной власти. Их принимают органы исполнительной власти, а также должностные лица — Президент, Правительство, министры и др. — в пределах своей нормотворческой компетенции.
Какова иерархия подзаконных актов?
Высшее положение в иерархии подзаконных актов как источников права занимают указы и распоряжения Президента РФ. Президенты республик в составе РФ, а также губернаторы, мэры, главы администраций других её субъектов принимают нормативные акты разных наименований — указы, распоряжения, постановления и др.
Правительство РФ, а также правительства субъектов Федерации, осуществляя исполнительную власть, издают нормативные акты в форме постановлений, с помощью которых управляют хозяйственной и социально-культурной жизнью.
Министерства, федеральные службы, агентства и другие центральные ведомства как органы исполнительной власти строго в пределах своих полномочий издают инструкции и постановления, регулирующие в основном отношения внутри соответствующей отрасли.
Нормативные акты издаются также органами местного самоуправления обычно в форме решений.
6. Охарактеризуйте положение Конституции Российской Федерации в иерархии нормативных актов.
Конституция занимает самое высокое положение в иерархии нормативных актов прежде всего потому, что она имеет высшую юридическую силу на всей территории России. Свою силу наша Конституция получила непосредственно из рук народа, поскольку принята была путём всенародного голосования (12 декабря 1993 г.).
Все остальные законы и подзаконные акты должны приниматься и издаваться только в соответствии с Основным законом, они не могут ему противоречить. Наконец, Основной закон служит высшей нормой поведения граждан, общественных объединений, всех органов государственной власти и должностных лиц.
7. Каковы основные задачи Конституции как главного источника права?
Задачи, которые решает Конституция в качестве главного источника права, не может решить ни один другой нормативный акт. Она закрепляет: 1) основы конституционного строя (высшие ценности и систему политических, экономических, социальных отношений); 2) права и свободы граждан; 3) федеративное устройство; 4) организацию высших органов власти.
8. Каковы основные этапы создания закона?
Первую стадию называют законодательной инициативой. Речь идёт о праве внесения законопроекта в Государственную Думу.
Вторая стадия — обсуждение законопроекта в Государственной Думе. Оно осуществляется поэтапно: сначала предварительное (неофициальное), а затем официальное обсуждение. Во время первого чтения прорабатываются главные, принципиальные положения законопроекта. Второе чтение можно назвать самым придирчивым, тщательным: идёт детальное постатейное рассмотрение проекта в целом, вносятся необходимые поправки. Третье чтение завершает обсуждение законопроекта в нижней палате парламента.
Третья стадия — принятие закона в Государственной Думе. Чтобы принять обычный федеральный закон, требуется простое большинство голосов от общего числа депутатов.
Четвёртая стадия — одобрение закона в Совете Федерации.
Пятая стадия — подписание и обнародование закона. Принятый парламентом федеральный закон направляется Президенту РФ. В течение 14 дней он должен его рассмотреть и подписать. Подписанный Президентом закон должен быть обнародован.
1. Право судей (судебный прецедент) особенно распространено в Англии и США. В советское время у нас оно отрицалось вообще. Теперь признаётся, но распространено пока мало. Дайте ваши объяснения этим фактам.
Такое положение дел можно объяснить тем, что в СССР и России существовали единые системы законодательства, а решение различных случаев самими судьями возлагало моральную ответственность на самих судей. В США у каждого штата было свое законодательство, поэтому стал распространен судебный прецендент. У Англии было большое количество колоний, что обусловило формирование разных ситуаций в разных концах земного шара.
2. В соотношении между источниками права, действующими в стране, как вы поняли, соблюдается строгая система соподчинения — субординация. Подумайте, почему она необходима. Какое значение субординация имеет для развития самого права, а также общественных отношений?
Я думаю, в системе права необходима субординация для того, чтобы одни законы не конфликтовали с другими. Это также нужно для того, чтобы нельзя было отдельными законами полностью изменить существующую законодательную основу, в которой заложены принципы общественных отношений.
3. Вы познакомились с рядом источников права, которые относятся к группе основных. Подумайте, какой из этих источников обладает наибольшим динамизмом, способен быстрее других отреагировать на постоянно возникающие в нашей действительности новые ситуации. Почему?
Наибольшим динамизмом обладает нормативно-правовой акт, потому что с законодательной инициативой может выступить ряд лиц, принимают его путем голосования. Обычаи не могут так реагировать на новые ситуации, что и видно из их названия.
4. В результате официального признания естественное право становится самостоятельным правовым источником, занимая высшее место в иерархии источников действующего в стране права. Приведите аргументы, которые смогут доказать ведущее положение естественного права.
Во-первых, естественные права человека занимают самое высокое, ведущее место в иерархии источников действующего права данного государства (глава 2 нашей Конституции целиком посвящена неотчуждаемым правам человека, а в ч. 1 ст. 135 указано, что положения этой главы «не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием»). Во-вторых, естественное право, получив конституционное признание и силу действующего права, тем не менее продолжает одновременно оставаться естественным правом, а значит, по самой своей сути, своему гуманистическому потенциалу продолжает играть роль императива по отношению ко всему остальному массиву действующего права.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением