Упр.195 ГДЗ Ладыженская 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 195. Бессоюзные связи в сложном предложении создают лёгкость, естественность, обеспечивают лаконичность в изложении мыслей. Своеобразие прозы М. Лермонтова определяется...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Ладыженская, Тростенцова 9 класс, Просвещение:
195. Бессоюзные связи в сложном предложении создают лёгкость, естественность, обеспечивают лаконичность в изложении мыслей. Своеобразие прозы М. Лермонтова определяется в значительной мере стремлением равняться на образцовую в отношении правильности, точности и выразительности разговорную речь. Отсюда и употребительность бессоюзных сложных предложений в романе «Герой нашего времени».
В главе «Тамань» содержатся бессоюзные сложные предложения с изъяснительными и пояснительными отношениями. Их употребление связано с содержанием главы: Печорин попал в непривычную обстановку, которая кажется ему загадочной. Он вторгается в жизнь контрабандистов, ищет объяснения поступкам девушки, слепого мальчика, проявляя при этом зоркую наблюдательность, настойчивость, презрение к опасности.
Прочитайте бессоюзные сложные предложения с предупредительной интонацией. Объясните постановку двоеточия. Употребляется ли в разговорной речи выделенное слово?
1. Я засветил серную спичку и поднёс её к носу мальчика: она озарила два белых глаза. Он был слепой, совершенно слепой от рождения. 2. Я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. 3. Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо него и скрылся бог знает куда.
4. Я, с трудом спускаясь, пробирался по крутизне и вот вижу: слепой приостановился, потом повернул низом направо. 5. Меня, однако, поразило одно: слепой говорил со мной малороссийским наречием, а теперь изъяснялся чисто по-русски. 6. Я поднял глаза: на крыше моей хаты стояла девушка в полосатом платье с распущенными косами, настоящая русалка. 7. Я вошёл в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель.
1. Я засветил серную спичку и поднёс3 её к носу мальчика: она озарила два белых глаза (пояснение). Он был слепой, совершенно слепой от рождения.
2. Я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами (причина).
3. Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо него и скрылся бог знает куда (пояснение).
4. Я, с трудом спускаясь, пробирался по крутизне и вот вижу: слепой приостановился, потом повернул низом направо.
5. Меня, однако, поразило одно: слепой говорил со мной малороссийским наречием, а теперь изъяснялся чисто по-русски (пояснение).
6. Я поднял глаза: на крыше моей хаты стояла девушка в полосатом платье с распущенными косами, настоящая русалка (пояснение).
7. Я вошёл в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель (пояснение).
Выделенное слово не употребляется в разговорной речи.
1. Поднёс – глагол, обозначает действие.
2. Н. ф. – поднести.
3. Постоянные признаки:
– невозвратный;
– сов. вид;
– I спр.;
– переходный.
4. Непостоянные признаки:
– в изъявит. накл.;
– в прош. вр.;
– в ед. ч.;
– в м. р.
5. Сказуемое.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением