Упр.189 ГДЗ Александрова Загоровская 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 189. 1) Прочитайте текст-рассуждение, обращая внимание на элементы описания.Я закинул руки за голову. Высоко-высоко, в сереньком, чуть размытом над далёким Енисеем...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Богданов 9 класс, Просвещение:
189. 1) Прочитайте текст-рассуждение, обращая внимание на элементы описания.
Я закинул руки за голову. Высоко-высоко, в сереньком, чуть размытом над далёким Енисеем небе различил две мерцающие звёздочки, величиной с семечко таёжного цветка майника. Звёзды всегда вызывают во мне чувство тоскливого успокоения своим лампадным светом, неотгаданностью, недоступностью. Странно всё-таки, почему именно свет слабых, удалённых звёзд наполняет меня печальным успокоением?
С возрастом я узнал: радость кратка, преходяща, часто обманчива, печаль вечна, благотворна, неизменна. Радость сверкнёт зарницей, молнией и укатится перекатным громыханьем. Печаль светит тихо, как неугаданная звезда, но свет этот не меркнет ни ночью, ни днём, рождает думы о ближних, тоску по любви, мечты о чём-то неведомом, то ли о прошлом, всегда томительно сладком, то ли о заманчивом и от неясности пугающе притягательном будущем. Мудра, взросла печаль — ей миллионы лет, радость же всегда в детском возрасте, в детском обличье, ибо всяким сердцем она рождается заново, чем дальше в жизнь, тем меньше её, ну вот как цветов — чем гуще тайга, тем они реже.
Но при чём тут небо, звёзды, ночь, таёжная тьма? Это она, моя душа, наполнила всё вокруг беспокойством, недоверием, ожиданием беды. Тайга на земле и звёзды на небе были тысячи лет до нас. Звёзды потухали иль разбивались на осколки, взамен их расцветали на небе другие. И деревья в тайге умирали и рождались, одно дерево сжигало молнией, подмывало рекой, другое сорило семена в воду, по ветру, птица отрывала шишку от кедра, клевала орехи и сорила ими в мох.
Нам только кажется, что мы преобразовали всё и тайгу тоже. Нет, мы лишь ранили её, повредили, истоптали, исцарапали, ожгли огнём. Но страху, смятенности своей не смогли ей передать, не привили и враждебности, как ни старались. Тайга всё так же величественна, торжественна, невозмутима. Мы внушаем себе, будто управляем природой, что пожелаем, то и сделаем с нею. Но обман этот удаётся до тех пор, пока не останешься с тайгою с глазу на глаз, пока не побудешь в ней и не поврачуешься ею, тогда только почувствуешь её космическую пространственность и величие.
(В. Астафьев)
2) О чём размышляет автор? Какие микротемы вы выделите в этом тексте?
Автор рассуждает о том, на какие размышления наталкивает человека общение с природой.
Микротемы:
1) Свет звёзд наполняет печальным успокоением.
2) Радость коротка, а печаль вечна.
3) Тайга и звёзды были тысячи лет до нас.
4) Космическое величие тайги.
3) Основной приём построения фрагмента текста — противопоставление и сопоставление. Подтвердите это примерами.
Радость сверкнёт зарницей, молнией и укатится перекатным громыханьем. Печаль светит тихо, как неугаданная звезда, но свет этот не меркнет ни ночью, ни днём… Мудра, взросла печаль – ей миллионы лет, радость же всегда в детском возрасте… чем дальше в жизнь, тем меньше её [радости], чем гуще тайга, тем они [цветы] реже. Звёзды потухали иль разбивались на осколки, взамен их расцветали на небе другие. И деревья в тайге умирали и рождались…
4) Автор ведёт диалог с читателем, но текст вступает в диалог и с другими текстами. Тексты каких художественных произведений вы «слышите» и «видите» в этом фрагменте?
«Прощание с Матёрой» В. Распутин.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением