Упр.182 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
182. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы на месте пропусков.
I. Случалось ли вам и...ти когда-нибудь осенью поз...но вечером по о...далё(н,нн)ым (П,петербургским улицам?
II. Погода всегда имеет сильное влияние на ра...пол...жение духа и вам как-то (н...) вольно становится грус...но. Постепе{н,нн)о одна за другою пр...ходят на ум давно забытые горести одно печальное (н...) отрадное наполняет душу и (н...) выр...зимая тоска овл...девает всем существом вашим...
III. Вы вход...те в глухой тёмный переулок сер...це ваше сж...мает...-ся ещё сильнее прежнего. Высокие заборы и...чезают в темноте (полу) разв...лившиеся лачу...ки без признака жизни всё пусто н...живой души разве пробежит мокрая собач...нка фыркая и чутко обнюх...вая в тщетной надежде напасть на след потер...(н,нн)ого хозяина... Вдруг посреди безмолвия и тишины раздаёт...ся шарманка звуки Лучинушки к...-саются слуха вашего и фигура шарман...щика быстро проходит мимо.
IV. Вы как будто ожили сер...це ваше сильно забилось грусть мгнове(н,нн)о и...чезает и вы бодро достигаете дома. Но (н...) скоро унылые звуки Лучинушки перестанут носит...ся над вами...
(Д. Григорович)
I. Случалось ли вам идти (проверочное слово: идёт) когда-нибудь осенью поздно (проверочное слово: опоздать) вечером по отдалённым (неизменяемая приставка от-; в суффиксе –ённ- пишется удвоенная нн) петербургским (прилагательное, образованное от имени собственного с помощью суффикса -ск-) улицам?
II. Погода всегда имеет сильное влияние на расположение (приставка на согласный с/з перед глухим согласным; чередование –лаг-/-лож-, перед согласным ж пишется гласная о) духа, (запятая разделяет части сложного предложения) и вам как-то невольно (можно заменить синонимом: поневоле; частица выражает отрицание) становится (проверочное слово: стал) грустно. (проверочное слово: грусть) Постепенно (образовано от прилагательного «постепенный»; в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) одна за другою приходят (приставка при- имеет значение «приближение») на ум давно забытые горести; (точка с запятой в бессоюзном сложном предложении между сильно распространёнными осложнёнными частями) одно печальное, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) неотрадное (слово без частицы не употреблять нельзя) наполняет (проверочное слово: полный) душу, (запятая разделяет части сложного предложения) и невыразимая (слово без частицы не употреблять нельзя; словарное слово) тоска овладевает (проверочное слово: власть) всем существом вашим...
III. Вы входите (входить, 2 спряжение) в глухой, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) тёмный переулок; (точка с запятой между отдалённо связанными друг с другом предложениями) сердце (проверочное слово: сердечный) ваше сжимается (проверочное слово: зажим; после шипящих пишется гласная и; сердце (что делает?) сжимается) ещё сильнее прежнего. Высокие заборы исчезают (глухой согласный перед глухим согласным) в темноте; (точка с запятой в бессоюзном сложном предложении между сильно распространёнными осложнёнными частями) полуразвалившиеся (полу- со словами пишется слитно; проверочное слово: развал) лачужки (проверочное слово: лучажек) без признака жизни, (запятая разделяет части сложного предложения) всё пусто, (запятая между частями сложного предложения) ни (частица ни служит для усиления отрицания; пишется раздельно) живой души, (запятая разделяет части сложного предложения) разве пробежит мокрая собачонка, (в суффиксах существительных после шипящих в ударной позиции пишется гласная о: собачонка) (запятой выделяется деепричастный оборот) фыркая и чутко обнюхивая, (обнюхиваю, в форме 1-го лица единственного числа суффикс не меняется) (запятой выделяется деепричастный оборот) в тщетной надежде напасть на след потерянного (образовано от глагола «потерять»; в суффиксах страдательных причастий пишется удвоенная нн) хозяина... Вдруг посреди безмолвия и тишины раздаётся (шарманка (что делает?) раздаётся) шарманка, (запятая разделяет части сложного предложения) звуки «Лучинушки» (название мелодии заключается в кавычки) касаются (чередование –кас-/-кос-, после корня стоит суффикс –а-) слуха вашего, (запятая разделяет части сложного предложения) и фигура шарманщика (сочетание нщ пишется без мягкого знака) быстро проходит мимо.
IV. Вы как будто ожили, (запятая разделяет части сложного предложения) сердце (проверочное слово: сердечный) ваше сильно забилось, (запятая разделяет части сложного предложения) грусть мгновенно (образовано от прилагательного «мгновенный»; в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) исчезает, (перед глухим согласным пишется глухой согласный) (запятая разделяет части сложного предложения) и вы бодро достигаете (проверочное слово: достигнуть) дома. Но не (устойчивое наречное сочетание) скоро унылые звуки «Лучинушки» (название мелодии заключается в кавычки) перестанут носиться (перестанут (что делать?) носиться) над вами...
1. Выпишите из абзацев II и III фразеологические обороты. Определите сферу их употребления и стилистическую окрашенность.
Фразеологические обороты:
- иметь влияние – разговорный
- приходить на ум – разговорный
- расположение духа – книжный, публицистический
- сердце сжимается – разговорный, экспрессивный
- ни души – разговорный, экспрессивный
- напасть на след – разговорный, публицистический, художественный
- касаться слуха – разговорный
2. Найдите слова, имеющие эмоционально-экспрессивную окраску. Объясните их роль в тексте.
Эмоционально-окрашенные слова:
- невольно грустно
- неотрадное
- невыразимая тоска овладевает
- сердце сжимается
- без признака жизни
- ни живой души
- в тщетной надежде
- посреди безмолвия и тишины
- звуки касаются слуха
- ожили, сердце забилось, носится над вами
Данные слова помогают автора ярче передать его чувства по отношению к тому, о чём говорит.
3. Отметьте изобразительно-выразительные средства: тропы и фигуры речи.
Художественно-выразительные средства:
- метафоры (невыразимая тоска, сердце сжимается, касается слуха, ни живой души)
- эпитеты (полуразвалившаяся, глухой, мокрая)
- сравнения (вы как будто ожили)
- олицетворение (тоска овладевает, звуки касаются)
- инверсия (постепенно приходят на ум горести)
- риторический вопрос (случалось ли вам идти когда-нибудь осенью поздно вечером по отдалённым петербургским улицам?)
4. Определите ведущий тип речи в данном отрывке. Аргументируйте свой ответ.
Ведущий тип речи в данном отрывке описание.
Аргументация:
1. Описание обстановки. В отрывке подробно описывается атмосфера и обстановка, в которой находится рассказчик. Оно включает описание отдалённых петербургских улиц, тёмных переулков, высоких заборов и полуразвалившихся лачужек.
2. Эмоциональное воздействие. Автор использует яркие и образные описания, чтобы передать настроение и эмоции рассказчика. Сюда входят описание грусти, тоски и внезапного оживления при звуках шарманки.
3. Детализация. В отрывке много деталей, которые помогают создать полную картину происходящего. Например, описание мокрой собачонки, фырчащей в поисках хозяина, и фигуры шарманщика.
4. Отсутствие динамики. В отрывке нет активного развития событий или действий. Основное внимание уделяется описанию и передаче настроения.
Таким образом, данный отрывок представляет собой описание, которое создаёт яркую и эмоциональную картину осенней ночи в отдалённых петербургских улицах.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением