Упр.170 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
170. Внимательно прочитайте текст.
1. Найдите в тексте и выпишите слова с приметами старославянизмов. Назовите эти приметы.
Слова старославянского происхождения:
- младшего (ла//оло)
- священство (щ//т)
- предугадать
- возложил
- осуществил (щ//г)
- предприятие
- помощью (щ//г)
- значение
- между (жд//ж)
- вражда (ра//оро; жд//ж)
- страну (ра//оро)
- предание
- равновеликую
- просветительства
- духовенства
2. Замените, где это возможно, старославянские слова русскими синонимами и проследите, как изменится при этом текст.
Большую притягательность вызывает фигура младшего из братьев, Кирилла. Мирское имя его Константин, а то, под которым он вошёл в историю, взято им перед самой кончиной, с принятием схимы.
...Константин принял священство и вскоре за свою приверженность к знаниям получил прозвище Философ.
Константин Философ взглянул, как бы мы сказали, в корень вопроса. «Имеют ли славяне азбуку? — спросил он. — Учить без азбуки и без книг всё равно что писать беседу на воде». И. получив отрицательный ответ, который можно было предугадать, решил обратить его в положительный, что угадать уже было трудно. Действительно, никто не требовал от Константина Философа, чтобы миссию проповедника он понял так расширительно. Он же сразу поднял её до степени просветительской и сам возложил на себя небывалую задачу.
Он создал первую славянскую азбуку и осуществил первый перевод Библии на славянский язык с помощью новоизобретённых букв. Своим переводом Библии Константин Философ ввёл в обиход славянства множество новых понятий, имевших общественное, государственное, философское значение. Только человеку энциклопедического образования под силу такое предприятие. И оно увенчалось полным успехом — эти новые слова и понятия вошли в славянскую речь, обогатив и приспособив её к новым, усложнившимся условиям.
Мы всё время говорили о Константине, оставляя в тени его старшего брата. Между тем их имена всегда стоят вместе, и лишь в названии азбуки подчёркнут приоритет младшего из них. Мефодий сыграл большую, хотя и не равновеликую, роль в этом подвиге. Старинные предания изображают его деятелем более практическим, чем творческим. В обоюдном подвиге просветительства старшему брату принадлежала вместе с творческой по преимуществу организационная роль. В Моравии братьев встретили вражда и интриги католического духовенства, не собиравшегося уступать без боя спорную страну. Но симпатии народа были на стороне славянских просветителей, говоривших с ним на родном языке и принёсших ему книги, написанные на знакомом наречии.
(По С. Наровчатову)
Большую притягательность вызывает фигура младшего из братьев, Кирилла. Мирское имя его Константин, а то, под которым он вошёл в историю, взято им перед самой кончиной, с принятие схимы.
...Константин принял священство и вскоре за свою приверженность к знаниям получил прозвище Философ.
Константин Философ взглянул, как бы мы сказали, в корень вопроса. «Имеют ли славяне азбуку? – спросил он. – Учить без азбуки и без книг всё равно что писать беседу на воде». И, получив отрицательный ответ, который можно было угадать, решить обратить его в положительный, что угадать уже было трудно. Действительно, никто не требовал от Константина Философа, чтобы миссию проповедника он понял так решительно. Он же сразу поднял её до степени просветительской и сам поручил себе небывалую задачу.
Он создал первую славянскую азбуку и осуществил первый перевод Библии на славянский язык с помощью новоизобретённых букв. Своим переводом Библии Константин Философ ввёл в обиход славянства множество новых понятий, имевших общественное, государственное, философское значение. Только человеку энциклопедического образования под силу такое дело. И оно увенчалось полным успехом – эти новые слова и понятия вошли в славянскую речь, обогатив и приспособив её к новым, усложнившимся условиям.
Мы всё время говорим о Константине, оставляя в тени его старшего брата. Между тем их имена всегда стоят вместе, и лишь в названии азбуки подчёркнут приоритет младшего из них. Мефодий сыграл большую, хотя и не одинаковую, роль в этом подвиге. Старинные легенды изображают его деятелем более практическим, чем творческим. В обоюдном подвиге просветительства старшему брату принадлежала вместе с творческой по преимуществу организационная роль. В Моравии братьев встретили вражда и интриги католического духовенства, не собиравшегося уступать без боя спорную страну. Но симпатии народа были на стороне славянских просветителей, говоривших с ним на родном языке и принёсших ему книги, написанные на знакомом наречии.
Большую часть слов в данном тексте нельзя заменить синонимами, так как подобная замена изменит изначальный смысл текста.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением