Параграф 16 ГДЗ Тетради-тренажёра Котова Лискова 10 класс (Обществознание)

Изображение § 16. Социальные нормы и отклоняющееся поведение1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»?Социальный контроль – это механизм поддержания...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Котова, Лискова 10 класс, Просвещение:
§ 16. Социальные нормы и отклоняющееся поведение
1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»?
Социальный контроль – это механизм поддержания общественного порядка и стабильности через регуляцию поведения индивидов и групп.
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальном контроле.
Он включает в себя систему норм, ценностей, законов и институтов, которые определяют приемлемое и неприемлемое поведение, а также механизмы наблюдения, оценки и наказания за нарушение этих норм и законов.
Социальный контроль играет важную роль в поддержании общественного порядка и стабильности, поскольку он помогает регулировать поведение индивидов и групп, устанавливая нормы и правила, которым все должны следовать.
2. Заполните пробелы в схеме.
3. Используя текст учебника, заполните таблицу.
Виды норм
Нормы малой группы
Нормы большой группы
Общие правила
Общенациональные традиции
Социальное табу
Правовые нормы
Социальные санкции
Объект регулирования, особенности
Регулируют поведение людей в небольших группах, таких как семья, друзья
Регулируют поведение людей в больших группах, таких как профессиональные сообщества, спортивные клубы
Регулируют поведение людей в обществе в целом
Регулируют поведение людей в рамках национальных традиций и обычаев
Регулируют поведение людей в отношении действий, которые считаются недопустимыми в обществе
Регулируют поведение людей в юридической сфере
Меры воздействия на людей, которые нарушают социальные нормы
Примеры
В семье принято уступать место старшим, помогать друг другу
В профессиональном сообществе врачей принято соблюдать этический кодекс, помогать пациентам
Запрет на курение в общественных местах
Празднование Нового года
Каннибализм
Запрет на убийство, кражу
Штраф за нарушение ПДД
4. Установите соответствие между примерами и типами (видами) социальных санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
A) почётные звания
Б) дружеская похвала
B) комплименты
Г) вручение грамот
Д) избрание на высокие должности
E) лестные отзывы коллег
ТИПЫ (ВИДЫ) СОЦИАЛЬНЫХ САНКЦИЙ
1) формальные позитивные
2) неформальные позитивные
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: A – 1
Б – 2
B – 2
Д – 1
Г – 1
E – 2
5. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и обведите цифру, под которой оно указано.
1) Социальная норма, 2) социальная санкция, 3) социальный контроль, 4) наказание, 5) поощрение.
Ответ: 1
6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Преступность – самое опасное проявление отклоняющегося поведения, наносящее наибольший ущерб (А) обществу. Преступление — это посягающее на правопорядок (Б) общественно опасное деяние (В), предусмотренное Уголовным кодексом. Оно предполагает действия, посягающие на личность (Г), на собственность, права и свободы граждан, на общественные отношения.
Совокупность преступлений, совершаемых в данном обществе и в данный период времени, обозначается понятием «преступность». Это не просто сумма преступлений, но массовое явление (Д), имеющие закономерности своего существования и развития, Причины, условия (Е), ей способствующие. Преступность влечёт тяжёлые последствия (Ж) для общества, как ни одно из других негативных явлений общественного развития.
В современных условиях большое значение имеет борьба с преступностью. Прежде всего речь идёт о проведении мероприятий, позволяющих устранять условия, благо-приятствующие преступности, а также о развитии правосознания (З) граждан. Борьба с преступностью предполагает также специальную профилактическую деятельность (И), направленную на выявление и устранение непосредственных причин преступности».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск.
Список терминов:
1) массовое явление
2) ущерб
3) личность
4) правосознание
5) последствия
6) деяние
7) правопорядок
8) профилактическая деятельность
9) условия
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Ответ: А – 2
Б – 7
В – 6
Г – 3
Д – 1
Е – 9
Ж – 5
З – 4
И – 8
7. Учёные опросили совершеннолетних жителей страны Z. Им задали вопрос: «С чем, по вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?»
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.
Сформулируйте не менее трёх выводов о результатах опроса.
• Большинство людей считают, что отклоняющееся поведение людей связано с образом жизни человека
• Меньше всего людей считают, что отклоняющееся поведение людей связано с психологическими качествами и чертами характера
• Одинаковое количество людей считают, что отклоняющееся поведение связано с генетической предрасположенностью и влиянием «плохой компании»
Объясните один из них.
Большинство людей считают, что отклоняющееся поведение людей связано с образом жизни человека. Это может быть связано с тем, что образ жизни, включая привычки, окружение, жизненные обстоятельства и принимаемые решения, оказывает значительное влияние на поведение человека. Если человек ведет нездоровый образ жизни, злоупотребляет алкоголем или наркотиками, проводит время в неблагоприятной компании или находится в стрессовых ситуациях, это может привести к отклоняющемуся поведению.
8. Проанализируйте высказывание и выполните задания.
«Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеций (1715-1771), французский литератор, философ).
Как вы понимаете смысл высказывания?
Смысл высказывания заключается в том, что законы получают свою силу и эффективность благодаря нравственности и моральным принципам общества. Если люди следуют нравственным нормам и ценят их, то законы будут соблюдаться добровольно и без принуждения.
С помощью каких обществоведческих терминов можно раскрыть смысл поднятой философом проблемы?
Нравственность, мораль, законопослушность, социальный контроль.
Составьте план, на основе которого вы будете раскрывать проблему, поднятую автором высказывания.
1. Связь между нравами и законами.
2. Роль нравственности в соблюдении законов.
3. Примеры, подтверждающие связь между нравами и законами.
Приведите примеры, иллюстрирующие основные идеи нескольких пунктов плана.
2. В некоторых обществах люди предпочитают решать конфликты путем переговоров и компромиссов, а не обращаться в суд. Это свидетельствует о том, что нравственные нормы могут быть более эффективными, чем формальные законы.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.

Похожие решебники

*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением