Параграф 16 ГДЗ Андреев Фёдоров 6 класс 2020 года (История)

Решение #1

Изображение §16. Культура русских земель  1. Каким образом раздробленность влияла на развитие древнерусской культуры?Политический распад Руси не повлёк за собой распада...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Андреев, Фёдоров 6 класс, Просвещение:
§16. Культура русских земель

1. Каким образом раздробленность влияла на развитие древнерусской культуры?
Политический распад Руси не повлёк за собой распада духовного и культурного единства страны. Этому в немалой степени способствовало сохранение Русской православной церкви как единой организации, подчинявшейся решениям Константинопольской патриархии. Ощущение себя единоверцами в окружении католического Запада, мусульманской Волжской Булгарии и исповедовавших многобожие половцев духовно сплачивало жителей Руси.
2. Как местные культурные традиции повлияли на каменное строительство?
Разделение Древнерусского государства на отдельные земли и волости способствовало проявлению местных традиций в литературе и искусстве. Большое влияние на этот процесс оказали торговые и культурные связи с зарубежными странами, а также природные условия. Так, на характере архитектуры прямо сказывался доступный строительный материал. В Киеве, Смоленске, Чернигове и Рязани строили храмы из плинфы, в Великом Новгороде использовали известняк, во Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской землях широко распространилось белокаменное строительство.

Сочините рассказ о том, как учился новгородский мальчик Онфим.
Мальчик вставал рано утром, чтобы пойти учиться грамоте. Он вместе с другими детьми учился писать. Для письма он использовал берестяные грамоты, на которых писал с помощью писала (вырезал буквы). Он старательно учился писать буквы алфавита.

1. По какой причине грамотность городских жителей Руси была выше, чем в Европе?
В отличие от средневековой Европы, где разговорный язык в каждой области был свой, а письменным языком везде была латынь, на Руси устный и письменный языки были практически одинаковыми. Поэтому среди жителей древнерусских городов доля грамотных людей в то время была заметно выше, чем в зарубежной Европе.
2. Как находки археологов изменили представление о грамотности на Руси?
Так, почти все новгородцы умели читать и писать. Об этом свидетельствуют найденные археологами берестяные грамоты. Жители древнего Новгорода пользовались ими для ежедневной переписки - деловой и личной. Среди грамот встречаются черновые записи, завещания, шутки, любовные письма, жалобы и даже предложения выйти замуж.

1. Какая тема была общей для всех жанров литературы в период раздробленности?
При описании княжеских междоусобиц летописцы нередко призывали к единству русских земель. Они осуждали действия князей, которые не только грабили соседей, но и использовали отряды степняков для борьбы со своими соперниками.
2. Находилось ли место в литературе для описания жизни простого человека?

Одно из самых замечательных произведений Северо-Восточной Руси - «Моление» Даниила Заточника - целиком выстроено на слегка переделанных цитатах, взятых из Священного Писания. Его автор, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, взывает к княжескому милосердию. Из ярких бытовых зарисовок, встречающихся в этом сочинении, можно представить себе, сколь сложна была жизнь простого человека на Руси в то время.

Что характерно для внешнего облика храмов Великого Новгорода?
- Простота
- могучие силуэты
- отсутствие декора на стенах
- суровая величавость
- массивность
- прочность
- строгость
- асимметрия.

1. На какие средства возводились храмы в Новгороде?
В первой половине
XII в. в Новгороде, когда там ещё сильна была княжеская власть, появилось несколько больших храмов, напоминавших мощные крепостные укрепления. На княжеские средства и строились храмы в Новгороде.
2. В чём заключались особенности использования храмов в Новгородской земле?
Храмы служили не только для отправления повседневных церковных служб, но и для общественных потребностей жителей прихода. В храмах хранилось имущество горожан, товары, которыми торговали купцы.

1. Ради какой цели Андрей Боголюбский преобразил Владимир-на-Клязьме?
Обособившись от Киева, сыновья Юрия Долгорукого вложили много сил и средств в дело превращения бывшего «медвежьего угла» в процветающую область Руси. Андрей Боголюбский хотел сделать Владимир-на-Клязьме новой столицей Руси и новым церковным центром.
2. Как Всеволод Большое Гнездо продолжил традиции брата?
Строительство величественных соборов во Владимире продолжил Всеволод Большое Гнездо. При нём в городе был возведён Дмитриевский собор (1194-1197) в честь святого покровителя всех славян Дмитрия Солунского. Стены этого храма украшены белокаменными рельефами.

1. Прочитайте эпиграф:
1) Каким видится идеальный правитель автору «Моления»?
Автор видит идеального князя хорошим, добрым и щедрым. Такой князь поит и людей, и зверей.
2) Обладал ли древнерусский автор литературным даром? Свой ответ обоснуйте.
Я думаю, древнерусский автор обладал литературным даром. Автор описывает князя, используя эпитеты. Также автор использует красивые сравнения. Его письмо интересно, многословно.

2. Используя интернет-ресурсы, выясните, как икона Божией Матери (впоследствии Владимирская) связана со строительством княжеского дворца в Боголюбове и переносом столицы Суздальской земли во Владимир.
Согласно официальной версии церкви, Андрей Боголюбский выбрал место для нового города не случайно: князь Андрей вёз икону Божией Матери из Владимира в Ростов, когда его кони внезапно остановились и отказались идти дальше. Он принял решение заночевать здесь же, и в эту же ночь Андрею явилась богородица. Поэтому-то он и выбрал это место для основания нового города, который и назвали поэтому Боголюбовым (богом любимое место, или место, выбранное богом). Кстати, именно по названию этого города князь Андрей и получил прозвище "Боголюбский" (так что назвали его так не за то, что он был любим богом, а за то, что он основал город на месте, любимом богом).
3. Пользуясь картой (с. 114) и текстом учебника, расскажите
о событии, которое описано в «Слове о полку Игореве».
Поход инициировал Игорь и начал собирать союзников. Он хотел добиться военной славы, так как не смог принять участия в удачном походе русских в 1184 году. Игорь поучил поддержку от курского князя Всеволода Святославовича, рыльского князя Святослава Ольговича и путивльского князя Владимира Игоревича. Также их поддержал степной народ ковуи, проживающий в этих местах.
Но Игорю не удалось собрать всех союзников. Главное, он не получил поддержки князя Святослава из Киева. Игорь Святославович торопился выйти в поход, поэтому не стал дожидаться пока остальные смогут подготовить войска к походу.
Его войско держало путь к берегам реки Донец, где были расположены лагеря половцев. В пути они столкнулись с небольшим отрядом кочевников. Враг был легко разбит, что вскружило голову полководцу. Но, столкнувшись с основными силами противника, войско Игоря не смогло дать достойный отпор. Русские были окружены, основная часть войска была перебита, лишь некоторым удалось бежать. Сам Игорь попал в плен, сбежать из которого смог только спустя несколько лет.
В плену к Игорю были приставлены 20 охранников, обязанных выполнять его приказы и просьбы. Ему была предоставлена достаточная свобода. Игорь участвовал в ястребиной охоте, у него был собственный священник. Князь не задумывался о побеге пока не поддался уговорам половца Лавра и дружинников.
Когда охрана напилась кумыса, Игорь бежал под покровом ночи. Через пару недель князь добрался до Новгород-Северска, где были рады его возвращению, несмотря на поражение и плен. Затем князь отправился к Ярославу в Чернигов и к князю Святославу в Киев за помощью.
В 1192 году Игорь Святославович, уже с подмогой, совершил еще два похода в степь. Первый был успешным. А второй опять провалился, так как половцы были заранее предупреждены. Игорь позже унаследовал Чернигов, умер в 1201 году.
4. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события:
1) построен Георгиевский собор в Юрьевом монастыре в Новгороде;
Георгиевский собор в Юрьевом монастыре в Новгороде был построен в 1119 году
2) Андрей Боголюбский построил Успенский собор во Владимире;
Постройка Успенского собора относится к 1158-1160 гг.
3) Всеволод Большое Гнездо закончил строительство Дмитриевского собора во Владимире;
Всеволод закончил строительство храма в 1197 г.
4) Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли.
Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли в 1165 г.

1. В документах представлены разные женские образы. Первый образ - незамужняя девушка. Как вы думаете, подруги или родственники девушки осудили бы её за то, что она первая обращается к парню?
Я думаю, подруги или родственники девушки осудили бы её за то, что она первая обращается к парню, потому что мужчина должен был сделать первый шаг. Женщина находилась в более низком положении.
2. Второй образ - жена, потерявшая мужа. Объясните, в чём
трагедия женщины, написавшей письмо с просьбой о помощи.
Трагедия это женщины заключается в том, что муж ей нашел новую женщину и женится на ней. А женщину оставляет без имущества и средств к существованию.
3. Третий женский образ - замужняя женщина. Почему автор
обращается к жене с помощью письма?
Автор обращается к жене с помощью письма, потому что, вероятно, он находится далеко на работе.

1. Какое государство возглавлял Фридрих Барбаросса?
Фридрих Барбаросса возглавлял Римскую империю.
2. О чём говорят дружественные отношения между владимиро-суздальским князем Андреем Боголюбским и императором Фридрихом I?
Дружественные отношения между владимиро-суздальским князем Андреем Боголюбским и императором Фридрихом I говорят о том, что между Римской империей и княжеством были определенные связи (политические, торговые).

Выберите ответ на главный вопрос урока. Свой выбор обоснуйте.
Обогатилась или обеднела древнерусская культура в период раздробленности?
A. Древнерусская культура сохранила свою общность, при этом в каждой земле она стала развиваться по-своему и поэтому значительно обогатилась.
Б. Политический распад привёл к разрушению единства русской культуры, культурному упадку и изоляции отдельных земель.
B. Единая христианская русская культура не успела сформироваться до периода раздробленности, это была культура отдельных частей восточнославянского мира.
Я выбираю ответ А. В период раздробленности в русских землях появились новые центры культуры. В городах распространялась грамотность, создавались литературные произведения. Во Владимире, Новгороде и других местах были построены замечательные архитектурные сооружения.

Выберите ответ на главный вопрос главы. Свой выбор обоснуйте.
Что было характерно для русских земель в период раздробленности: развитие всех сторон жизни общества или застой и упадок?
A. Распад Древнерусского государства никак не отразился на жизни людей: в период раздробленности в политической жизни, хозяйстве и культуре ничего не менялось.
Б. Русские земли развивались по всем направлениям - от политики и экономики до общественных отношений и культуры; при этом раздробленность мешала объединять силы для отпора внешним врагам.
B. После распада Древнерусского государства успешно развивалась только Новгородская боярская республика, остальные земли переживали период политического ослабления и хозяйственного упадка.
Я выбираю ответ Б. В разных землях развивалась экономика, торговые связи. Князья завоевывали разные города и присоединяли их к своим княжествам. также развивалась культура: строились различные храмы, развивалась грамотность. Но князья не объединялись для противостояния врагам.

1. В 1156 г. на Боровицком холме было построено укрепление общей протяжённостью около 850 м. Оно было окружено рвом шириной 16-18 м и глубиной не менее 5 м. Используя интернет-ресурсы, выясните, о какой крепости идёт речь. Из какого материала были построены крепостные стены? Чем было удобно месторасположение данной крепости?
Речь идет о Московском Кремле. Вал был укреплён дубовыми брусьями, скреплявшимися шпунтом. кремль был деревянным. Местоположение крепости было удобно тем, что вокруг находился лес, а крепость окрудалась рвом, что делало ее практически неприступной.
2. Летом 1808 г. крестьянка Ларионова нашла древний позолоченный шлем. Историки выяснили, что он принадлежал князю Ярославу Всеволодовичу, сыну Всеволода Большое Гнездо. На основании изученного материала предположите, на месте какого сражения был найден шлем. Что стало причиной усобицы между сыновьями князя Всеволода?
Возможно, шлем был найден на месте битвы на реке Липице. Одной из главных опор единовластия владимиро-суздальских князей было сохранение территориального единства. Эта традиция была нарушена в 1212 г., когда младшим сыновьям великого князя были выделены отдельные волости. Это сразу же ослабило верховную власть в Северо Восточной Руси. К этому следует прибавить конфликт Всеволода со старшим сыном Константином, отказавшимся наследовать отцу во Владимире, предпочтя ему Ростов. Разгневанный Всеволод объявил перед смертью своим преемником второго сына Юрия.
3. Главными товарами, которые новгородцы продавали в Европе в Средние века, были меха и воск. Наиболее ценные меха (соболя, куницы) считались штуками, иногда «сороками» (40 штук), а белки - сотнями, тысячами и даже бочками (в бочку входило до 12 тысяч шкурок). Немецкий купец Виттенборг продал за три года 65 тысяч шкурок белки. Сколько бочек беличьих шкурок он купил у новгородцев?
Он купил у новгородцев 65 000:12 000= 5,4. То есть немецкий купец купил 6 бочек.
4. Воск в старину отливали «кругами». Каждый «круг» был определённого веса (около 160 кг) и качества. На воске ставился оттиск - «Товар Божий». Предположите, что означали слова печати на круге воска. Проверьте свою версию с помощью интернет-ресурсов.
Я думаю, эти слова означали, что товар сделан качественно, он не является фальшивым. Товар изготовлен “по воле Божьей”.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.